Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ | Колесникова Светлана Викторовна. Работа №352954

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье охвачены разнообразные аспекты работы учителя математики по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

                 Ключевой проблемой  повышения эффективности и качества учебного  процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Современное образование направлено не только на усвоение знаний, умений и навыков учащимися, но и на развитие их как личностей. Без развития познавательной активности нельзя сформировать нового человека.

 

 

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
С.В. Колесникова
ГБОУ ЛНР ВУВК №3 Рассвет, г.Красный Луч
uvk-3@mail.ru
Аннотация. В статье охвачены разнообразные аспекты работы учителя математики по проблеме Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, процесс познания, мотивация учения, творчество.
Актуальность проблемы.
Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Современное образование направлено не только на усвоение знаний, умений и навыков учащимися, но и на развитие их как личностей. Без развития познавательной активности нельзя сформировать нового человека.
Познавательная активность - личностное свойство, которое ребенком приобретается, закрепляется и развивается. Активизация познавательных интересов основана на присущей человеку познавательной потребности. Поэтому серьезным недостатком в организации обучения является отсутствие интереса у детей. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить (К.Д. Ушинский).
Обучение в школе строится на том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его процессом познания (мотивировать, координировать, организовывать, консультировать).
Каждый учитель должен стремиться к повышению внутренней мотивации учащихся у обучению.
Поэтому слова Л.Н. Толстого Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью являются актуальными.
Цель статьи. Познакомить с методическими приемами, которые позволяют пробуждать и развивать познавательную активность на уроках математики.
Изложение основного материала.
Основную часть своей работы я посвящаю организации умственного труда учащихся. Каждого ребенка стараюсь научить заниматься в полную меру его сил и способностей. Знаю, что без постоянной методической работы над собой, эта цель недостижима. К.Д. Ушинский по этому поводу писал: Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Из своего опыта работы я знаю, что познавательный интерес является самым действенным мотивом учебной деятельности учащихся. Первичная форма познавательного интереса - любопытство, потом у детей появляется любознательность и как итог - увлеченность предметом математика. Процесс познания у детей можно представить в виде логической цепочки: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний. Познавательный интерес имеет двусторонний характер: учитель создает условия, которые активизируют процесс познания, учащиеся демонстрируют результаты этих условий.
В своей ежедневной педагогической практике я всегда следую таким целям и задачам:
1. Создавать на уроках математики для всех детей условия активизации познавательной деятельности.
2. Формировать у учащихся способности владения различными методами познания.
3. Развивать познавательные навыки учащихся.
4. Способствовать выработке у учащихся умений планировать, анализировать, давать самооценку познавательной деятельности.
5. Научить учащихся получать знания в нестандартных ситуациях.
На своем опыте я убедилась, что математические знания у детей усваиваются осознанно, если:
- создать атмосферу заинтересованности;
- побуждать к самостоятельному поиску решений задач (причем несколькими способами);
- использовать разнообразные формы деятельности (тесты, индивидуальные задания, устная работа, игровые моменты, самостоятельная работа и т.д.);
- давать возможность детям:
а) защищать свое мнение, при этом приводить свои аргументы;
б) задавать вопросы, чтобы выяснить непонятное или углубить знания;
в) делиться своими знаниями с одноклассниками;
г) рецензировать ответы, давать советы;
- применять на уроках технологию сотрудничества;
- поощрять любую познавательную активность детей;
- у каждого ребенка на уроке не будет свободного времени.
Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке я использую такие приемы и методы:
- занимательные задания;
- составление и разгадывание кроссвордов;
- игровой материал;
- защита рефератов, проектов;
- разнообразные конкурсы, соревнования и т.д.
Часто задумываюсь над тем, как поддержать интерес учащихся к математике, их активность на протяжении урока. В этом мне помогают информационно-компьютерные технологии (ИКТ формируют у учащегося готовность к самостоятельной работе по сбору, обработке, анализу информации, умению принять самому решение и довести его до выполнения), технология проблемного диалога (постановка учебной проблемы и поиск ее решения), технология дифференцированного обучения (увидеть, сохранить и развить индивидуальность ребенка, помочь ему поверить в свои силы и способности); здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение, проблемное обучение). Такая работа дает возможность детям привыкнуть к востребованности их знаний, убедить их в значимости образования.
Выводы.
Я считаю, что каждый учитель на своих уроках обязан воспитывать активно мыслящую личность, которая сможет творчески подходить к изучаемому материалу, а значит и в будущем быть активным, творческим человеком. Очень важно сформировать у ребенка умение анализировать, решать самостоятельно проблемы, уметь принимать решения, творить.
Ведь настоящий педагог всегда сделает учение детей занимательным и никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия и воли (К.Д. Ушинский).
HYPER13PAGE HYPER15
4
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×