Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Активизация познавательной деятельности младших школьников" | Визгалова Наталья Михайловна. Работа №340513

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Одними из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся, а также формирование умения учиться. Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Особенно это важно на этапе начальной школы, так как именно здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Выступление на тему:

 

«Активизация познавательной деятельности младших школьников»

 

 

План

 

План 2

 

Введение 3

 

Активизация познавательной деятельности младших школьников 4

 

Заключение 11

 

Список использованной литературы 13

 

Введение

 

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Одними из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся, а также формирование умения учиться. Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Особенно это важно на этапе начальной школы, так как именно здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

 

Целью данной работы является изучения методов и приемов активизация познавательной деятельности младших школьников для дальнейшего использования в педагогической деятельности с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса.

 

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

 

- изучение научной литературы по выбранной тематике;

 

- знакомство с опытом педагогов-новаторов и коллег в части активизации познавательной деятельности младших школьников;

 

- анализ выбранных материалов для выделения наиболее подходящих для использования в педагогической деятельности методов активизации познавательной деятельности младших школьников.

 

 

 

Активизация познавательной деятельности младших школьников

 

 

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.

 

Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи. Его познавательная деятельность начинает приобретать особый характер.

 

Познавательная деятельность определяется в психологическом словаре как сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Выделяют ряд особенностей познавательной деятельности младших школьников.

 

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие в 1 и в начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают. Словом, младшие школьники не умеют рассматривать предметы.

 

Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие и представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно. Мышление интенсивно развивается в процессе обучения. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

 

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Таким образом, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.

 

Можно выделить следующие методы активизации познавательной деятельности младших школьников.

 

Самостоятельная работа.

 

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

 

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

 

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

 

Дидактическая игра.

 

Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

 

 

 

Исследовательская и проектная деятельность.

 

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

 

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

 

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

 

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: самостоятельному, критическому мышлению, принимать самостоятельные аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 

Проблемное обучение.

 

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

 

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности.

 

Технология развития критического мышления.

 

Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

 

Существует множество методических приемов для реализации технологии развития критического мышления, способствующих развитию познавательной активности младших школьников. Например, «Кластер».

 

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 

Последовательность действий проста и логична:

 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

 

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

 

Или, например, «Корзина» идей, понятий, имен».

 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

 

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

 

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

 

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Обучающиеся делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

 

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

 

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

 

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

Существуют и другие методы актуализации познавательной деятельности младших школьников.

 

Заключение

 

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Он также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

 

быть внимательным к каждому ребенку;

 

уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

 

создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

 

ФГОС предполагает превалирование деятельностного подхода в обучении. Данный подход заключается в том, чтобы «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать на поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать». Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается, прежде всего, не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

 

Можно выделить следующие методы активизации познавательной деятельности младших школьников:

 

- самостоятельная работа;

 

- дидактическая игра;

 

- исследовательская и проектная деятельность;

 

- проблемное обучение;

 

- технология развития критического мышления и др.

 

Для активизации познавательной деятельности младших школьников необходимо выполнение следующих условий:

 

- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

 

- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

 

- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

 

- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

 

- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Литература

 

1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

 

начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов,

 

Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

 

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. –2003. – № 5.

 

3. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

 

4. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М.: Академия, 2005.

 

5. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.

 

6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

 

9.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 176 с. – (Стандарты второго поколения).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×