Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики по ФГОС. | Гульнара Рамильевна Файзуллина. Работа №271530

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гульнара Рамильевна Файзуллина
        Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. 

Активизация познавательной деятельности на уроках математики по ФГОС.

 

Автор: учитель математики Файзуллина Г.Р.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы, вступая в сложный взрослый мир, ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. Задача учителя в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Основными задачами создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся:

Формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;

Способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности учащихся;

Формирование у школьников способности владения различными методами познания.

Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать следующие средства активизации познавательной деятельности:

Создавать атмосферу заинтересованности, повышать мотивацию: достижение поставленной цели, оценка труда.

Создавать ситуацию общения, стимулировать диалог.

защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания.

Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания.

Рецензировать ответы товарища, вносить коррективы, давать советы.

Делиться своими знаниями с другими.

Помогать товарищу в затруднении, объяснять непонятое.

Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений, предпринятых самостоятельно.

Менять формы деятельности учащихся, повышая тем самым работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т.п.)

Физминутка, комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость.

Использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.).

Поощрение любой познавательной активности.

Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в школе, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознатель

ность и развитие речи,

формирование мышления и памяти.

Современная педагогика рассматривает процесс воспитания и образования прежде всего как создание условий стимулирования развития и саморазвития личности, реализации и умножения ее потенциала, формирования у подрастающего поколения творческих способностей, самостоятельности, инициативы, социальной устойчивости,, качеств, востребованных гражданским обществом.

Суть педагогического замысла , заключается в изменении взгляда на ребёнка, переориентации педагогов и всего образовательного процесса – его содержания, технологий – на личность, индивидуальность, в перестройке взаимных отношений с учащимися, создании психологически благоприятной атмосферы, необходимых для развития и стимулирования саморазвития личности каждого ученика .

Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно объединяет их. Они — люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.

Таким образом, наш ученик — выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать следующими качествами личности:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

• уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

• умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• самостоятельно критически мыслить;

• видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

• четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

• быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией;

• быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Естественно, что эти качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные.

Обретая в процессе учебы определенный опыт, школьник начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.

Саморазвитие — это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные — потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

Потребность в самореализации: стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. Для ребенка стимулирующую роль играет «самооценка». Если у учащихся самооценка занижена, изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

верить в каждого ребёнка и его возможности;

оценивать не личность, а действия, поступки;

видеть ценность не только результата, а и самого процесс взаимодействия с ребенком;

проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь” его самостоятельным действиям, поощряя их;

не торопиться с выводами;

помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

«Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, т.е. назначение консультантом, словесное поощрение и создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.

Известно, что даже самые совершенные методы и приемы активизации познавательной деятельности школьников по осмыслению и освоению изучаемого материала не всегда приводят к желаемой цели. Наблюдаются случаи, когда даже у хорошего учителя, владеющего методикой преподавания и знающего свой предмет, часть учеников не проявляет особого усердия в овладении знания ми и ведет себя на уроках пассивно.

Значит всё многообразие конкретных задач, стоящих перед учителями подчинено достижению цели – воспитанию человека, осознающего себя личностью и видящего личность в каждом другом человеке. Но это во многом зависит от его умения ставить перед собой адекватные цели и достигать их; от умения быть в согласии с собой и другими людьми. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена на решение следующих задач:

– создания благоприятных условий для индивидуального развития каждого ученика на основе знания его особенностей;
– стимулирования самообучения, самовоспитания и саморазвития учащихся через обеспечение устойчивой мотивации к учению как жизненно важному виду деятельности;
– ориентации на развитие не только теоретического, но и практического мышления, необходимых для познания, практической деятельности и социальной адаптации.

На наличие у ребят интереса к предмету важную роль играет личность учителя, его отношение к предмету, его заинтересованность в том, чтобы ребятам было интересно на уроке. Перед учителем стоит важная задача: вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. На уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, чтобы дети не боялись ходить на урок. Нужно снять чувство страха у учащихся, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. В урок можно включить:

Проблемно-поисковые методы

.

Элементы развивающего и опережающего обучения

.

Занимательные задания

.

Занимательное содержание материала

.

Игровой материал

.

Составление кроссвордов

.

Заслушать написанные рефераты

.

Конкурсы, соревнования

.

Использование межпредметных связей

.

Ученик может выступать в роли учителя. Также можно проводить нестандартные уроки: уроки презентации, КВН, урок-спектакль, лекция, семинар, зачет, заслушивать сообщения учащихся, с последующим обсуждением.

Для появления интереса к изучаемому предмету и активизации познавательной деятельности, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного материала. Для этого следует давать задания, связанные с жизненными ситуациями, объяснять, где в жизни пригодится та или иная тема. Чем больше материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся (при объяснении материала необходимо опираться на ранее изученное). Ликвидация пробелов в знании учеников так же влияет на интерес к предмету.

Способы повышения работоспособности и активизации познавательной деятельности, используемые на уроках.

Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда

.

Стимулирование к диалогу, создание

ситуации общения.

Создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)

Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость.

Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга.

Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем).

Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

Ученик не может и не должен быть только исполнителем требований, поставленных учителем. Только исполнительные функции не формируют личность ученика. Для становления личности ребенка необходим высокий уровень его активности. Нужно применять такие формы работы, при которых ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

Так же надо создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Самостояте

льное изучение нового материала.

Творческие, поисковые задан

ия, то есть проблемное обучение.

Помощ

ь сильных учащихся более слабым.

Уроки-диспуты, уроки-семинары, доклады с последующим обсуждением;

Самопроверка, анализ

результатов своей деятельности.

Оценка ответов других учеников, комментирова

ние ответов, дополнение ответов.

Для активизации познавательной деятельности и поддержания интереса к предмету учителю необходимо индивидуализировать обучение на уроке.

Учитель в процессе проведения урока должен использовать такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×