Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью проектных технологий в обучении математике | Кудрина Ирина Викторовна. Работа №254281

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кудрина Ирина Викторовна
Применение проектных технологий в обучении математике позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся
с помощью проектных технологий в обучении математике
Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.
Проектная технология позволяет пройти путь познания вместе с детьми. Пусть то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.
Ученые по-разному определяют технологию проектов. Подход, разработанный В. Васильевым, основывается на понимании того, что сейчас во всем мире стала актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не только как сумма знаний, объем информации, запоминаемых учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции, отношение к изучаемому материалу. Реализация проектной деятельности начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного. Во-первых, это преимущество в том, что организация обучения ориентирована на личность обучаемого. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация. В-третьих, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя. В-четвертых, изменяется роль учителя. Учитель – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
С чего начать работу по данной технологии?
Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!
Начинать нужно с примера проекта-образца, который показывает учитель, условно назовем его Проект 1.
Уловив идею Проекта 1 учащиеся будут положительно относиться к ней. Регулярная проектная работа 2 (по степени сложности) станет привычной для них, и они будут с нетерпением ждать проекта 3.
Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, учитель сможет оценить вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды речевой деятельности, умения.
Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для слабых учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.
Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении научно-методического обеспечения учебно-методическим комплексом.
При использовании проектной технологии перед проведением уроков учащиеся делятся на учебные группы. Каждый участник вправе выбрать группу и участок работы. Каждый этап работы должен быть проанализирован и оценен в первую очередь самим участником. Методика работы группы состоит из нескольких стадий:
Подготовка к работе над проектом;
Выбор проблемы;
Сбор информации;
Разработка собственного варианта решения проблем;
Подготовка к защите проекта;
Презентация проекта;
Рефлексия.
В свою очередь эти стадии можно разбить на следующие этапы:
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV – презентация проектов.
Работу каждого участника проектной деятельности на разных этапах можно пояснить с помощью таблицы:
Учитель
Учащиеся
1-й этап
Формулирует
Осуществляют
1
Проблему проекта
Личностное присвоение проблемы
2
Сюжетную ситуацию
Вживание в ситуацию
3
Цель и задачи
Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач
2 этап
Организует деятельность - предлагает
Осуществляют
4
Организовать группы
Разбивку на группы
5
Распределить амплуа в группах
Распределение ролей в группе
6
Спланировать деятельность по решению задач проекта
Планирование работы
7
Возможные формы презентации результатов
Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап
Не участвует
Работают активно и самостоятельно
8
Но консультирует учащихся по необходимости
Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9
Ненавязчиво контролирует
Консультируются по необходимости
10
Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
добывают недостающие знания
11
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
Подготавливают презентацию результатов
4 этап
Принимает отчет
Демонстрируют
12
Обобщает и резюмирует полученные результаты
Понимание проблемы, цели и задач
13
Подводит итоги обучения
Умение планировать и осуществлять работу
14
Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.
Найденный способ решения проблемы
15
Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.
Рефлексию деятельности и результата
16
Дают взаимооценку деятельности и её результативности
Интересна каждая позиция, но для примера остановлюсь на подготовке к защите.
Подготовка к защите – это работа всей группы, которая включает в себя следующие моменты:
Оформление материала на ватмане или на листах (или других носителях);
Подготовка к устной презентации проекта;
Подготовка команд для ответов на вопросы.
Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, развить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество. Во время защиты ребята демонстрируют знание проблемы, умение четко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику.
Независимо от трудности осуществления выбранного проекта, самым важным здесь является то, что идея исходит от самих учащихся, от их творчества. Ребята, не понукаемые никем, трудятся с удовольствием. Даже те, кто молчал, почувствовав, что могут оказать существенное влияние на общий результат, работают на пределе своих возможностей.
Чему же способствует внедрение проектной технологии? На мой взгляд, оно способствует:
повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;
развитию у учащихся навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).
Считаю, что наиболее успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие методы:
создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.
Но, прежде всего, мы обучаемся творчеству. Что это значит? Мы целенаправленно формируем структуры умственной деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных способов в новый;
доказательность суждений;
владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.
Применение проектных технологий в обучении математике позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×