Активизация познавательных процессов младших школьников путем использования метода деятельностного подхода в обучении | Михайлова Галина Николаевна. Работа №351212
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты активизации познавательных процессов младших школьников посредством использования деятельностного подхода в обучении. Приводится характеристика деятельностного подхода как современного метода педагогики, раскрывается его значение для развития мышления, памяти, внимания и творческой активности учащихся. Также представлены рекомендации для учителей начальных классов по внедрению данного подхода в образовательный процесс. Применение деятельностного подхода позволяет повысить мотивацию к обучению, развить самостоятельность и критическое мышление школьников, что является основой успешной образовательной деятельности.
Ключевые слова: познавательные процессы, деятельностный подход, младшие школьники, начальное образование, активизация обучения, педагогические технологии, мотивация, критическое мышление.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Михайлова Галина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ Коноваловская СОШ, Иркутская область с. Коновалово
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты активизации познавательных процессов младших школьников посредством использования деятельностного подхода в обучении. Приводится характеристика деятельностного подхода как современного метода педагогики, раскрывается его значение для развития мышления, памяти, внимания и творческой активности учащихся. Также представлены рекомендации для учителей начальных классов по внедрению данного подхода в образовательный процесс. Применение деятельностного подхода позволяет повысить мотивацию к обучению, развить самостоятельность и критическое мышление школьников, что является основой успешной образовательной деятельности.
Ключевые слова: познавательные процессы, деятельностный подход, младшие школьники, начальное образование, активизация обучения, педагогические технологии, мотивация, критическое мышление.
Современная школа ставит перед педагогами задачу не только передать знания, но и сформировать у детей умения самостоятельно мыслить, находить и применять информацию. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для активного формирования познавательных процессов. В этом возрасте дети обладают высокой любознательностью, активно воспринимают новую информацию, однако для сохранения интереса к обучению требуется правильно организованный процесс обучения. Одним из наиболее эффективных методов является деятельностный подход, который активно способствует развитию познавательных процессов.
1. Особенности познавательных процессов младших школьников
Познавательные процессы включают в себя внимание, память, мышление, восприятие и воображение. В младшем школьном возрасте эти процессы находятся в стадии интенсивного развития. У детей активно формируется произвольное внимание, что позволяет им сосредотачиваться на учебных задачах. Развивается логическое мышление, хотя образное мышление по-прежнему преобладает. Память младших школьников характеризуется высокой продуктивностью, особенно в игровой и эмоционально насыщенной деятельности.
Учителю важно учитывать особенности развития познавательных процессов, чтобы строить обучение так, чтобы оно максимально соответствовало возрастным и индивидуальным возможностям детей.
2. Сущность деятельностного подхода в обучении
Деятельностный подход основан на принципе, что обучение должно быть не пассивным восприятием информации, а активной деятельностью ученика. В центре внимания находится ученик, который самостоятельно открывает новые знания, анализирует, экспериментирует и решает задачи.
Основными характеристиками деятельностного подхода являются:
Практическая направленность. Знания осваиваются через практическую деятельность, связаны с реальной жизнью.
Постановка проблемных задач. Ученикам предлагаются задачи, которые требуют самостоятельного поиска решения.
Рефлексия. Важно, чтобы учащиеся осмысливали, как и зачем они выполняют те или иные действия.
Сотрудничество. Предполагается активное взаимодействие между учениками и учителем, что стимулирует развитие коммуникативных навыков.
3. Влияние деятельностного подхода на познавательные процессы
Применение деятельностного подхода в начальной школе позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся:
Развитие мышления. Решение проблемных задач требует от детей анализа, сравнения, синтеза информации, что стимулирует развитие логического и критического мышления.
Улучшение внимания. Увлекательные задания, построенные на игровом или исследовательском формате, помогают поддерживать произвольное внимание на протяжении всего урока.
Укрепление памяти. Практическая деятельность и работа с конкретными примерами способствуют более эффективному запоминанию и долгосрочному усвоению материала.
Развитие творческого воображения. Использование творческих заданий, например, создание проектов или рисунков, помогает развивать фантазию и способность находить нестандартные решения.
4. Методы и приемы деятельностного подхода
Для успешного внедрения деятельностного подхода в учебный процесс учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые будут способствовать активному включению детей в учебную деятельность:
Метод проектов. Дети работают над совместными или индивидуальными проектами, что позволяет им глубже погружаться в изучаемую тему. Например, при изучении природоведения ученики могут создать модель экосистемы.
Игровые технологии. Обучение через игру особенно эффективно в начальных классах. Игровые ситуации помогают увлечь детей и делают процесс обучения интересным.
Проблемное обучение. Учитель предлагает учащимся задачу, решение которой требует исследования и анализа. Например, почему меняются времена года или как растения добывают воду.
Интерактивные методы. Использование групповой работы, дискуссий, квестов способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.
Элементы эксперимента. Практические опыты, например, на уроках окружающего мира, позволяют детям самостоятельно делать открытия.
5. Рекомендации для учителя начальных классов
Для успешного внедрения деятельностного подхода учителю следует:
Четко планировать уроки, определяя цели и способы их достижения.
Учитывать уровень подготовки и интересы учащихся при выборе заданий.
Создавать условия для самостоятельной работы детей, поощрять их инициативу.
Развивать у детей умение работать в группе, что способствует формированию навыков сотрудничества.
Проводить рефлексию в конце урока, чтобы дети могли осмыслить результаты своей работы.
Активизация познавательных процессов младших школьников через деятельностный подход в обучении является ключевым фактором для формирования успешной и самостоятельной личности. Этот подход помогает сделать процесс обучения увлекательным, способствует развитию умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и жизни. Учителю важно стать наставником, который направляет познавательную активность детей, вдохновляет их на поиск новых знаний и помогает раскрыть их потенциал.
Список литературы
Гумашвили Инга Рамазовна, Магомадова Алиса Иналовна, Батырова Айна Магометовна Развитие познавательной активности школьников посредством интерактивных методов обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-posredstvom-interaktivnyh-metodov-obucheniya
Иванова Е. А. Деятельностный метод обучения при организации урока в начальной школе // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-metod-obucheniya-pri-organizatsii-uroka-v-nachalnoy-shkole
Михайлова Ю. Н. Системно-деятельностный подход как условие совершенствования проектной деятельности в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №19.