Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация познавательных процессов младших школьников путем использования метода деятельностного подхода в обучении | Михайлова Галина Николаевна. Работа №351212

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты активизации познавательных процессов младших школьников посредством использования деятельностного подхода в обучении. Приводится характеристика деятельностного подхода как современного метода педагогики, раскрывается его значение для развития мышления, памяти, внимания и творческой активности учащихся. Также представлены рекомендации для учителей начальных классов по внедрению данного подхода в образовательный процесс. Применение деятельностного подхода позволяет повысить мотивацию к обучению, развить самостоятельность и критическое мышление школьников, что является основой успешной образовательной деятельности.

Ключевые слова: познавательные процессы, деятельностный подход, младшие школьники, начальное образование, активизация обучения, педагогические технологии, мотивация, критическое мышление.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Михайлова Галина Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ Коноваловская СОШ, Иркутская область с. Коновалово

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты активизации познавательных процессов младших школьников посредством использования деятельностного подхода в обучении. Приводится характеристика деятельностного подхода как современного метода педагогики, раскрывается его значение для развития мышления, памяти, внимания и творческой активности учащихся. Также представлены рекомендации для учителей начальных классов по внедрению данного подхода в образовательный процесс. Применение деятельностного подхода позволяет повысить мотивацию к обучению, развить самостоятельность и критическое мышление школьников, что является основой успешной образовательной деятельности.

Ключевые слова: познавательные процессы, деятельностный подход, младшие школьники, начальное образование, активизация обучения, педагогические технологии, мотивация, критическое мышление.

Современная школа ставит перед педагогами задачу не только передать знания, но и сформировать у детей умения самостоятельно мыслить, находить и применять информацию. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для активного формирования познавательных процессов. В этом возрасте дети обладают высокой любознательностью, активно воспринимают новую информацию, однако для сохранения интереса к обучению требуется правильно организованный процесс обучения. Одним из наиболее эффективных методов является деятельностный подход, который активно способствует развитию познавательных процессов.

1. Особенности познавательных процессов младших школьников

Познавательные процессы включают в себя внимание, память, мышление, восприятие и воображение. В младшем школьном возрасте эти процессы находятся в стадии интенсивного развития. У детей активно формируется произвольное внимание, что позволяет им сосредотачиваться на учебных задачах. Развивается логическое мышление, хотя образное мышление по-прежнему преобладает. Память младших школьников характеризуется высокой продуктивностью, особенно в игровой и эмоционально насыщенной деятельности.

Учителю важно учитывать особенности развития познавательных процессов, чтобы строить обучение так, чтобы оно максимально соответствовало возрастным и индивидуальным возможностям детей.

2. Сущность деятельностного подхода в обучении

Деятельностный подход основан на принципе, что обучение должно быть не пассивным восприятием информации, а активной деятельностью ученика. В центре внимания находится ученик, который самостоятельно открывает новые знания, анализирует, экспериментирует и решает задачи.

Основными характеристиками деятельностного подхода являются:

Практическая направленность. Знания осваиваются через практическую деятельность, связаны с реальной жизнью.

Постановка проблемных задач. Ученикам предлагаются задачи, которые требуют самостоятельного поиска решения.

Рефлексия. Важно, чтобы учащиеся осмысливали, как и зачем они выполняют те или иные действия.

Сотрудничество. Предполагается активное взаимодействие между учениками и учителем, что стимулирует развитие коммуникативных навыков.

3. Влияние деятельностного подхода на познавательные процессы

Применение деятельностного подхода в начальной школе позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся:

Развитие мышления. Решение проблемных задач требует от детей анализа, сравнения, синтеза информации, что стимулирует развитие логического и критического мышления.

Улучшение внимания. Увлекательные задания, построенные на игровом или исследовательском формате, помогают поддерживать произвольное внимание на протяжении всего урока.

Укрепление памяти. Практическая деятельность и работа с конкретными примерами способствуют более эффективному запоминанию и долгосрочному усвоению материала.

Развитие творческого воображения. Использование творческих заданий, например, создание проектов или рисунков, помогает развивать фантазию и способность находить нестандартные решения.

4. Методы и приемы деятельностного подхода

Для успешного внедрения деятельностного подхода в учебный процесс учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые будут способствовать активному включению детей в учебную деятельность:

Метод проектов. Дети работают над совместными или индивидуальными проектами, что позволяет им глубже погружаться в изучаемую тему. Например, при изучении природоведения ученики могут создать модель экосистемы.

Игровые технологии. Обучение через игру особенно эффективно в начальных классах. Игровые ситуации помогают увлечь детей и делают процесс обучения интересным.

Проблемное обучение. Учитель предлагает учащимся задачу, решение которой требует исследования и анализа. Например, почему меняются времена года или как растения добывают воду.

Интерактивные методы. Использование групповой работы, дискуссий, квестов способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.

Элементы эксперимента. Практические опыты, например, на уроках окружающего мира, позволяют детям самостоятельно делать открытия.

5. Рекомендации для учителя начальных классов

Для успешного внедрения деятельностного подхода учителю следует:

Четко планировать уроки, определяя цели и способы их достижения.

Учитывать уровень подготовки и интересы учащихся при выборе заданий.

Создавать условия для самостоятельной работы детей, поощрять их инициативу.

Развивать у детей умение работать в группе, что способствует формированию навыков сотрудничества.

Проводить рефлексию в конце урока, чтобы дети могли осмыслить результаты своей работы.

Активизация познавательных процессов младших школьников через деятельностный подход в обучении является ключевым фактором для формирования успешной и самостоятельной личности. Этот подход помогает сделать процесс обучения увлекательным, способствует развитию умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и жизни. Учителю важно стать наставником, который направляет познавательную активность детей, вдохновляет их на поиск новых знаний и помогает раскрыть их потенциал.

Список литературы

Гумашвили Инга Рамазовна, Магомадова Алиса Иналовна, Батырова Айна Магометовна Развитие познавательной активности школьников посредством интерактивных методов обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov-posredstvom-interaktivnyh-metodov-obucheniya

Иванова Е. А. Деятельностный метод обучения при организации урока в начальной школе // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-metod-obucheniya-pri-organizatsii-uroka-v-nachalnoy-shkole

Михайлова Ю. Н. Системно-деятельностный подход как условие совершенствования проектной деятельности в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №19.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×