Активизация самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий | Жаворонок Виталий Сергеевич. Работа №354904. Номер работы: №354904
Аннотация. Статья посвящена методам активизации самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий. Описываются принципы применения кейс-методов в преподавании, их влияние на развитие навыков решения задач, критического мышления и самостоятельности у школьников. Рассматриваются примеры кейсов, которые учитель может использовать на уроках математики для создания ситуации проблемного обучения и развития практических компетенций у учащихся.
Ключевые слова: активизация самостоятельной работы, математика, кейс-технологии, проблемное обучение, критическое мышление, самостоятельность.
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Жаворонок Виталий Сергеевич, учитель математики
МБОУ СОШ № 5, Московская область г. Реутов
Аннотация. Статья посвящена методам активизации самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий. Описываются принципы применения кейс-методов в преподавании, их влияние на развитие навыков решения задач, критического мышления и самостоятельности у школьников. Рассматриваются примеры кейсов, которые учитель может использовать на уроках математики для создания ситуации проблемного обучения и развития практических компетенций у учащихся.
Ключевые слова: активизация самостоятельной работы, математика, кейс-технологии, проблемное обучение, критическое мышление, самостоятельность.
Современное образование требует от учащихся не только усвоения теоретических знаний, но и развития умений, которые помогут им эффективно решать практические задачи. Одним из способов активизации самостоятельной работы школьников является использование кейс-технологий, которые широко применяются в обучении для создания условий для глубокого осмысления материала и его практического применения. Особенно эффективными эти методы являются при обучении математике, когда учащиеся начинают осваивать более сложные концепты и должны научиться применять полученные знания в новых условиях.
Преимущества использования кейс-технологий в обучении математике
Кейс-технологии представляют собой метод обучения, в котором учащиеся работают с конкретной проблемной ситуацией или задачей, решая её с использованием теоретических знаний и практических навыков. Такой подход стимулирует развитие критического мышления, самостоятельности и творческого подхода к решению задач. Особенно важно это в математике, где важно не только знание алгоритмов, но и умение применять их в нестандартных ситуациях.
Проблемный подход.
Кейс-метод основывается на проблемном обучении, где ученики сталкиваются с задачей, решение которой требует применения знаний и умения работать с математическими инструментами. В отличие от традиционных методов, когда учитель излагает материал, в кейс-методе ученики сами формулируют гипотезы, решают задачи, анализируют различные подходы к решению.
Развитие самостоятельности.
Работа с кейсами предполагает активное участие школьников в поиске решений, что развивает их самостоятельность. Учащиеся учат не только выполнять задания, но и анализировать, что важно для решения задач, искать дополнительные источники информации, самостоятельно проверять свои выводы.
Применение знаний в реальной жизни.
Кейсы часто основаны на реальных жизненных ситуациях, что помогает ученикам понять, как теория применяется на практике. В математике это особенно важно, так как многие задачи, например, из области экономики, статистики или геометрии, могут быть непосредственно связаны с повседневной жизнью.
Применение кейс-технологий на уроках математики
Математические задачи на основе реальных ситуаций.
Один из самых эффективных видов кейсов в математике — это задачи, связанные с реальными ситуациями. Например, учащиеся могут работать над кейсами, связанными с вычислением стоимости поездки, разбором семейного бюджета или распределением ресурсов. Это помогает детям понять, как математические знания применяются в жизни, и делает процесс обучения более увлекательным.
Пример кейса: "Как лучше распланировать семейный бюджет, если у вас есть 5000 рублей на месяц? Сколько денег можно выделить на еду, транспорт и развлечения, чтобы остаться в рамках бюджета?"
Групповая работа и обсуждение решений.
Один из методов активизации самостоятельной работы — это работа в группах. Учитель может предложить учащимся решить кейс в группе, а затем обсудить результаты, сравнить различные подходы к решению. Это помогает развить коммуникативные навыки и научиться работать в коллективе, а также понимать, что бывают разные способы решения одной и той же задачи.
Поэтапное решение сложных задач.
Для того чтобы учащиеся могли разобраться в сложных математических задачах, учитель может разделить кейс на несколько этапов. На каждом этапе учащиеся будут решать одну часть задачи, анализировать результаты и на основе полученных данных переходить к следующему этапу. Это помогает учащимся не только разобраться в процессе решения, но и тренировать навыки системного подхода и организации работы.
Пример: "Вычислите площадь треугольника, если известны его основания и высота. После этого определите, как изменится площадь, если увеличить основание в два раза, а высоту — в 1,5 раза."
Использование визуальных средств.
Для более наглядного восприятия материала можно использовать схемы, графики и диаграммы, которые учащиеся должны заполнить или интерпретировать в рамках кейса. Это поможет детям развить пространственное мышление и навыки работы с графической информацией, что очень важно при обучении математике.
Примеры кейс-заданий
Задача на геометрию: "Ваша задача — рассчитать площадь участка земли, если вам нужно построить на нем дом. Измерьте длину и ширину участка, найдите его площадь и посчитайте, сколько материала нужно для ограды по периметру."
Задача на арифметику: "Какую сумму денег вам нужно будет накопить через 3 месяца, если каждый месяц откладывать по 150 рублей? Что будет, если увеличивать сумму откладываемых денег каждый месяц на 10 рублей?"
Задача на пропорции: "В магазин привезли 30 коробок с игрушками. Из них 12 коробок — с игрушками для девочек. Какая часть привезенных коробок с игрушками для девочек?"
Использование кейс-технологий на уроках математики позволяет активизировать самостоятельную работу учащихся, развивать их критическое мышление, креативность и способность решать практические задачи. Через работу с реальными ситуациями и проблемами учащиеся учат применять математические знания в жизни, что значительно повышает мотивацию и интерес к предмету. Внедрение кейс-методов в учебный процесс делает обучение математике более увлекательным и эффективным.
Список литературы
Кодиров, Алижон Нуралиевич, Ибрагимова, Нилуфар Туйчиевна КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // ORIENSS. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-kak-metod-aktivnogo-obucheniya
Пяткова Ольга Борисовна, Кравцова Мария Владиславовна Кейс-метод как условие активизации самостоятельной работы учащихся при обучении предметам естественно-математических и технологических дисциплин // Школьные технологии. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-uslovie-aktivizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-pri-obuchenii-predmetam-estestvenno-matematicheskih-i
Туйчиева Н. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ // Мировая наука. 2020. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-v-obuchenii-matematiki