Активизация самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий | Дашина Инна Валерьевна. Работа №352890. Номер работы: №352890
Аннотация. Статья посвящена использованию кейс-технологий для активизации самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках математики. Кейс-технологии помогают создать условия для практического применения знаний, формируют интерес к предмету и развивают навыки анализа и решения задач в реальной жизни. Автор описывает принципы организации кейс-заданий, приводит примеры математических кейсов и рассматривает их влияние на формирование познавательной активности учащихся.
Ключевые слова: кейс-технологии, математика, самостоятельная работа, познавательная активность, вечерняя школа, практическое обучение, решение задач.
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Дашина Инна Валерьевна, учитель математики
МБОУ Мирновская В(С)Ш при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, сп. Мирный
Аннотация. Статья посвящена использованию кейс-технологий для активизации самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках математики. Кейс-технологии помогают создать условия для практического применения знаний, формируют интерес к предмету и развивают навыки анализа и решения задач в реальной жизни. Автор описывает принципы организации кейс-заданий, приводит примеры математических кейсов и рассматривает их влияние на формирование познавательной активности учащихся.
Ключевые слова: кейс-технологии, математика, самостоятельная работа, познавательная активность, вечерняя школа, практическое обучение, решение задач.
В вечерней школе учащиеся нередко испытывают трудности с мотивацией и самостоятельным освоением материала. Это связано с разным уровнем подготовки, пропусками в обучении и возрастными особенностями аудитории. Одним из эффективных подходов для повышения вовлечённости и активации самостоятельной работы является использование кейс-технологий. Кейсы позволяют применять математические знания для решения практических задач, создавая связь между теорией и жизненной реальностью.
Что такое кейс-технологии?
Кейс-технологии представляют собой метод обучения, основанный на разборе конкретных ситуаций, которые требуют применения знаний и навыков для нахождения оптимального решения. В математике кейс-задания часто связаны с обработкой данных, расчётами, анализом результатов и выработкой рекомендаций.
Особенности кейс-технологий:
Практическая направленность — задания связаны с реальными или моделируемыми ситуациями.
Самостоятельный анализ — учащиеся работают с информацией, делают выводы и предлагают решения.
Многоаспектность — задачи часто требуют междисциплинарного подхода (например, включают элементы экономики, физики, информатики).
Роль кейс-технологий в самостоятельной работе учащихся
Развитие аналитического мышления
Кейсы требуют анализа условий задачи, выделения ключевой информации и выбора подходящих методов решения.
Повышение мотивации
Решение задач с реальными жизненными сюжетами помогает учащимся увидеть практическую ценность математики.
Формирование ответственности
Работа с кейсами предполагает самостоятельное планирование действий и принятие решений, что развивает чувство ответственности за результаты.
Развитие исследовательских навыков
При работе с кейсами учащиеся ищут дополнительную информацию, формулируют гипотезы и проверяют их на практике.
Примеры кейс-заданий для уроков математики
Кейс "Семейный бюджет"
Условие: Учащимся предлагается рассчитать месячный бюджет семьи, включающий расходы на питание, коммунальные услуги, транспорт и прочее.
Задачи: составить таблицу расходов, определить возможные способы экономии, рассчитать, сколько средств можно отложить на будущее.
Результат: учащиеся представляют расчёты и предложения по оптимизации бюджета.
Кейс "Постройка дома"
Условие: необходимо рассчитать количество строительных материалов для возведения стены определённой площади.
Задачи: вычислить общую площадь стены, определить количество кирпичей, рассчитать стоимость материалов.
Результат: учащиеся готовят расчётные таблицы и пояснительную записку.
Кейс "Экономия электроэнергии"
Условие: анализируются данные об энергопотреблении в квартире за месяц.
Задачи: построить график энергопотребления, определить периоды с наибольшими затратами, предложить способы снижения расходов.
Результат: группа готовит отчёт с рекомендациями.
Кейс "Путешествие с минимальными затратами"
Условие: необходимо спланировать маршрут путешествия с ограниченным бюджетом.
Задачи: рассчитать стоимость транспорта, жилья и питания, выбрать наиболее экономичный вариант.
Результат: учащиеся представляют маршрут с детальными расчётами.
Организация работы с кейсами
Этап подготовки
Учитель формулирует задачу, подбирает необходимые данные и материалы.
Кейсы должны быть адаптированы под уровень подготовки учащихся и их жизненный опыт.
Этап выполнения
Учащиеся работают индивидуально или в группах, анализируют условия, выполняют расчёты и готовят выводы.
Учитель выполняет роль фасилитатора, помогая при необходимости и направляя обсуждение.
Этап презентации
Каждая группа или ученик представляет результаты своей работы, обосновывает выбранный подход и отвечает на вопросы.
Этап рефлексии
Учитель и учащиеся анализируют процесс работы, отмечают успехи и трудности, высказывают предложения по улучшению выполнения кейсов в будущем.
Преимущества использования кейс-технологий
Усиление практической направленности обучения
Кейсы помогают учащимся осознать, что математические знания применимы в реальной жизни.
Развитие ключевых навыков
Учащиеся развивают навыки анализа, синтеза, работы с информацией, критического мышления и коммуникации.
Повышение вовлечённости
Задачи с практическим контекстом вызывают больший интерес, чем абстрактные примеры.
Индивидуализация обучения
Кейсы можно адаптировать под интересы и уровень подготовки каждого ученика.
Использование кейс-технологий на уроках математики в вечерней школе является эффективным средством активизации самостоятельной работы учащихся. Такие задания способствуют развитию аналитического и критического мышления, формированию практических навыков и повышению интереса к изучению предмета. Учителям важно уделять внимание созданию кейсов, которые отражают жизненные реалии учащихся и требуют от них применения математических знаний в нестандартных ситуациях.
Этот подход позволяет не только углубить математическую подготовку учащихся, но и подготовить их к решению задач, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Список литературы
Назарова
Сахаяна
Николаевна Применение метода кейса в обучении // Проблемы Науки.
2016. №37 (79).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-keysa-v-obuchenii
Туйчиева
Н. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ // Мировая наука.
2020. №4 (37).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-v-obuchenii-matematiki
Пяткова Ольга Борисовна, Кравцова Мария Владиславовна Кейс-метод как условие активизации самостоятельной работы учащихся при обучении предметам естественно-математических и технологических дисциплин // Школьные технологии.
2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-uslovie-aktivizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-pri-obuchenii-predmetam-estestvenno-matematicheskih-i