Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация самостоятельной работы учащихся при обучении математике с использованием кейс-технологий | Дашина Инна Валерьевна. Работа №352890. Номер работы: №352890

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена использованию кейс-технологий для активизации самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках математики. Кейс-технологии помогают создать условия для практического применения знаний, формируют интерес к предмету и развивают навыки анализа и решения задач в реальной жизни. Автор описывает принципы организации кейс-заданий, приводит примеры математических кейсов и рассматривает их влияние на формирование познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: кейс-технологии, математика, самостоятельная работа, познавательная активность, вечерняя школа, практическое обучение, решение задач.

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

 

Дашина Инна Валерьевна, учитель математики

МБОУ Мирновская В(С)Ш при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области, сп. Мирный

 

Аннотация. Статья посвящена использованию кейс-технологий для активизации самостоятельной работы учащихся вечерней школы на уроках математики. Кейс-технологии помогают создать условия для практического применения знаний, формируют интерес к предмету и развивают навыки анализа и решения задач в реальной жизни. Автор описывает принципы организации кейс-заданий, приводит примеры математических кейсов и рассматривает их влияние на формирование познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: кейс-технологии, математика, самостоятельная работа, познавательная активность, вечерняя школа, практическое обучение, решение задач.

 

В вечерней школе учащиеся нередко испытывают трудности с мотивацией и самостоятельным освоением материала. Это связано с разным уровнем подготовки, пропусками в обучении и возрастными особенностями аудитории. Одним из эффективных подходов для повышения вовлечённости и активации самостоятельной работы является использование кейс-технологий. Кейсы позволяют применять математические знания для решения практических задач, создавая связь между теорией и жизненной реальностью.

Что такое кейс-технологии?

Кейс-технологии представляют собой метод обучения, основанный на разборе конкретных ситуаций, которые требуют применения знаний и навыков для нахождения оптимального решения. В математике кейс-задания часто связаны с обработкой данных, расчётами, анализом результатов и выработкой рекомендаций.

Особенности кейс-технологий:

Практическая направленность — задания связаны с реальными или моделируемыми ситуациями.

Самостоятельный анализ — учащиеся работают с информацией, делают выводы и предлагают решения.

Многоаспектность — задачи часто требуют междисциплинарного подхода (например, включают элементы экономики, физики, информатики).

Роль кейс-технологий в самостоятельной работе учащихся

Развитие аналитического мышления

Кейсы требуют анализа условий задачи, выделения ключевой информации и выбора подходящих методов решения.

Повышение мотивации

Решение задач с реальными жизненными сюжетами помогает учащимся увидеть практическую ценность математики.

Формирование ответственности

Работа с кейсами предполагает самостоятельное планирование действий и принятие решений, что развивает чувство ответственности за результаты.

Развитие исследовательских навыков

При работе с кейсами учащиеся ищут дополнительную информацию, формулируют гипотезы и проверяют их на практике.

Примеры кейс-заданий для уроков математики

Кейс "Семейный бюджет"

Условие: Учащимся предлагается рассчитать месячный бюджет семьи, включающий расходы на питание, коммунальные услуги, транспорт и прочее.

Задачи: составить таблицу расходов, определить возможные способы экономии, рассчитать, сколько средств можно отложить на будущее.

Результат: учащиеся представляют расчёты и предложения по оптимизации бюджета.

Кейс "Постройка дома"

Условие: необходимо рассчитать количество строительных материалов для возведения стены определённой площади.

Задачи: вычислить общую площадь стены, определить количество кирпичей, рассчитать стоимость материалов.

Результат: учащиеся готовят расчётные таблицы и пояснительную записку.

Кейс "Экономия электроэнергии"

Условие: анализируются данные об энергопотреблении в квартире за месяц.

Задачи: построить график энергопотребления, определить периоды с наибольшими затратами, предложить способы снижения расходов.

Результат: группа готовит отчёт с рекомендациями.

Кейс "Путешествие с минимальными затратами"

Условие: необходимо спланировать маршрут путешествия с ограниченным бюджетом.

Задачи: рассчитать стоимость транспорта, жилья и питания, выбрать наиболее экономичный вариант.

Результат: учащиеся представляют маршрут с детальными расчётами.

Организация работы с кейсами

Этап подготовки

Учитель формулирует задачу, подбирает необходимые данные и материалы.

Кейсы должны быть адаптированы под уровень подготовки учащихся и их жизненный опыт.

Этап выполнения

Учащиеся работают индивидуально или в группах, анализируют условия, выполняют расчёты и готовят выводы.

Учитель выполняет роль фасилитатора, помогая при необходимости и направляя обсуждение.

Этап презентации

Каждая группа или ученик представляет результаты своей работы, обосновывает выбранный подход и отвечает на вопросы.

Этап рефлексии

Учитель и учащиеся анализируют процесс работы, отмечают успехи и трудности, высказывают предложения по улучшению выполнения кейсов в будущем.

Преимущества использования кейс-технологий

Усиление практической направленности обучения

Кейсы помогают учащимся осознать, что математические знания применимы в реальной жизни.

Развитие ключевых навыков

Учащиеся развивают навыки анализа, синтеза, работы с информацией, критического мышления и коммуникации.

Повышение вовлечённости

Задачи с практическим контекстом вызывают больший интерес, чем абстрактные примеры.

Индивидуализация обучения

Кейсы можно адаптировать под интересы и уровень подготовки каждого ученика.

Использование кейс-технологий на уроках математики в вечерней школе является эффективным средством активизации самостоятельной работы учащихся. Такие задания способствуют развитию аналитического и критического мышления, формированию практических навыков и повышению интереса к изучению предмета. Учителям важно уделять внимание созданию кейсов, которые отражают жизненные реалии учащихся и требуют от них применения математических знаний в нестандартных ситуациях.

Этот подход позволяет не только углубить математическую подготовку учащихся, но и подготовить их к решению задач, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

Назарова

Сахаяна

Николаевна Применение метода кейса в обучении // Проблемы Науки.

2016. №37 (79).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-keysa-v-obuchenii

Туйчиева

Н. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ // Мировая наука.

2020. №4 (37).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-v-obuchenii-matematiki

Пяткова Ольга Борисовна, Кравцова Мария Владиславовна Кейс-метод как условие активизации самостоятельной работы учащихся при обучении предметам естественно-математических и технологических дисциплин // Школьные технологии.

2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-uslovie-aktivizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-pri-obuchenii-predmetam-estestvenno-matematicheskih-i

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×