Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста | Пономарева Олеся Владимировна. Работа №349547. Номер работы: №349547
Аннотация: Статья раскрывает особенности и методические подходы к активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Описаны основные методы и техники, направленные на развитие речевой активности детей и пополнение их словарного запаса. Акцентируется внимание на важности использования игр, чтения, предметно-развивающей среды и взаимодействия с родителями для создания условий, способствующих активному освоению языка и развитию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: активизация словаря, дошкольный возраст, развитие речи, словарный запас, речевая активность, дошкольное образование, методы активизации речи.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пономарева Олеся Владимировна, воспитатель
МДОУ- Детский сад №3 город Котово Волгоградской области
Аннотация: Статья раскрывает особенности и методические подходы к активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Описаны основные методы и техники, направленные на развитие речевой активности детей и пополнение их словарного запаса. Акцентируется внимание на важности использования игр, чтения, предметно-развивающей среды и взаимодействия с родителями для создания условий, способствующих активному освоению языка и развитию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: активизация словаря, дошкольный возраст, развитие речи, словарный запас, речевая активность, дошкольное образование, методы активизации речи.
Раннее детство — это время активного познания окружающего мира, когда дети начинают осваивать язык, осознавать и формулировать свои мысли, использовать речь как способ взаимодействия с окружающими. Особенно важно помочь детям младшего дошкольного возраста активизировать их словарный запас, так как богатый словарь является основой для дальнейшего полноценного речевого развития и познавательной активности.
Активизация словаря — это процесс обогащения и расширения активного словарного запаса детей, вовлечение их в практику общения и использование новых слов в разных ситуациях. Важно учитывать, что у детей младшего дошкольного возраста словарный запас еще не велик, но они обладают высоким уровнем восприимчивости к языку, что дает возможность в этот период активно развивать их речевые навыки. Для этого воспитателям следует создавать разнообразные речевые ситуации, которые побуждают детей к использованию нового словаря, к обсуждению и описанию явлений, предметов и событий.
Одним из наиболее эффективных методов активизации словаря является игра. Игровая деятельность способствует естественному включению детей в речевую активность, позволяет использовать слова в контексте, который близок и понятен ребенку. Например, в игре «Кто что делает?» воспитатель предлагает ребенку назвать действия, совершаемые различными животными или персонажами (кошка прыгает, собака лает и т.д.), что способствует усвоению глаголов и их связей с существительными. Игры с предметами также помогают детям познакомиться с новыми словами, а также способами их использования и описания, что делает словарный запас более разнообразным.
Чтение и обсуждение книг — еще один важный метод обогащения словаря детей. Во время чтения дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать смысл контекста, а благодаря совместному обсуждению истории и иллюстраций у детей формируется способность к пересказу и осмысленному использованию услышанных слов. Очень полезно также задавать детям вопросы по прочитанному, например: «Кто главный герой?», «Что он делал?», «Как выглядело это место?» Эти вопросы помогают детям усваивать слова, связанные с описанием персонажей и действий, а также развивают связную речь.
Развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в активизации словаря младших дошкольников. Важно, чтобы в группе детского сада находились предметы, которые можно назвать, описать, обсудить или использовать в игровых ситуациях. Различные модули, куклы, игрушечные животные, машинки, строительные материалы позволяют детям в процессе игры учиться описывать, классифицировать и сравнивать предметы, что значительно обогащает словарный запас. Для повышения речевой активности полезно размещать в группе картины, плакаты с изображениями животных, растений, мест обитания, которые можно использовать в совместных беседах.
Одним из методов, который позволяет активизировать словарный запас детей, является использование пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики. Доказано, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием, поскольку области мозга, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом и взаимосвязаны. Использование таких игр, как «Сорока-ворона» или «Ладушки», способствует не только улучшению координации движений пальцев, но и помогает детям усвоить новые слова, развить артикуляцию и ритмику речи.
Также для активизации словаря полезны различные сенсорные игры, где дети взаимодействуют с разными материалами, например, с песком, водой, крупами. Эти игры предоставляют возможность обучать детей словам, связанным с ощущениями и свойствами предметов: «гладкий», «шероховатый», «мягкий», «твердый» и др. Важно сопровождать игру речью, подсказывать и называть свойства объектов, чтобы дети могли постепенно пополнять словарный запас, относя новый опыт к словам и образам.
Особое значение в активизации словаря имеют занятия, направленные на расширение кругозора детей. Экскурсии, наблюдения за природой, прогулки и тематические занятия по разным темам (например, «Животные», «Овощи и фрукты», «Мой дом») обогащают представления детей об окружающем мире и помогают осваивать тематические словари. Воспитатель может организовать, например, небольшой «уголок природы», где дети будут наблюдать за растениями, и вместе с детьми обсуждать их названия, части растений, их свойства. Такие обсуждения позволяют вводить в речь ребенка новые слова, связанные с конкретными объектами и их признаками.
Важную роль в активизации словарного запаса детей играет сотрудничество с родителями. Дети младшего дошкольного возраста проводят много времени дома, и если родители будут включены в процесс речевого развития, это значительно ускорит формирование активного словаря у детей. Воспитатели могут рекомендовать родителям читать детям книги, обсуждать прочитанное, рассказывать детям сказки и истории, использовать ролевые игры и игры с предметами для обсуждения их свойств. Важно также поощрять родителей беседовать с детьми на разные темы, задавать вопросы и проявлять интерес к ответам ребенка, что будет стимулировать его к активному использованию новых слов.
Таким образом, активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста — это сложный и важный процесс, требующий использования различных методов и средств, включающих игру, чтение, развивающую среду и взаимодействие с родителями. Путем создания условий для свободного речевого общения и знакомства с новыми словами, воспитатель помогает детям не только пополнять словарный запас, но и развивать интерес к окружающему миру, коммуникативные способности и когнитивные процессы. Активный словарный запас является основой для дальнейшего успешного обучения и адаптации ребенка в обществе, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать процесс освоения языка увлекательным и естественным для каждого ребенка.
Список литературы
Аббасова
Л
.
И
.
Обогащение словаря детей младшего возраста посредством рассматривания образных игрушек
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarya-detey-mladshego-vozrasta-posredstvom-rassmatrivaniya-obraznyh-igrushek (дата обращения: 31.10.2024).
Бичева
И
.
Б
.
, Полякова Е
.
В
.
Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой //
Economic
Consultant
. 2018. №1 (21). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-prirodoy (дата обращения: 31.10.2024).
Поленова, Е. А. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста / Е. А. Поленова. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7115/ (дата обращения: 31.10.2024).
Пушкарева Н
.
В
.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
// Интерактивная наука. 2022. №2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-dlya-aktivizatsii-slovarya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 31.10.2024).