Активизация словаря: роль, условия
Сохранить статью:
Что это? Активизация словаря – это введение в повседневную речь новых слов и выражений. Дети начинают их использовать в беседах, при сочинении историй и в письменных работах. Речь становится красивой, литературной и богатой.
Как активизировать? Активизация словаря должна быть систематической. Накопление новых слов – это не пассивный процесс, он напрямую зависит от окружения ребенка, его речевой среды. При этом каждое слово должно быть растолковано и осознано, иначе оно будет использоваться неправильно, не к месту.
Роль активизации словаря в развитии речи
Сила и богатство языка настолько велики, что человек старается всю жизнь работать над расширением своего словарного запаса и совершенствованием речи. По мере взросления речь изменяется и развивается. Самыми главными этапами в формировании речи и словарного запаса, безусловно, являются дошкольный и школьный детский возраст.
Буквально с рождения ребенок чувствует потребность в общении, поэтому он старается закрыть ее с помощью самых простых форм речи: лепет, гуление, первые слова, которые малыш начинает произносить в возрасте около 1 года. То есть формирование речи связано с необходимостью взаимодействия с обществом и имеет социальную направленность. Далее речь становится обязательным элементом познания окружающего мира.
По мере взросления и развития ребенок обогащает свою речь новыми языковыми единицами. Словарный запас становится обширнее, приходит понимание и осознание фразеологии, того, как формируются слова и словосочетания, начинается использование многогранных синтаксических конструкций.
С возрастом для ребёнка усложняются задачи и цели, ему необходимо находить общий язык с людьми, которые встречаются по жизни и в определенных обстоятельствах. И для этого всего ему приходится работать над своей речью.
Сперва с помощью речи ребенок пытается передать свои чувства, мысли и ощущения, но при этом использует достаточно простые отдельные слова, в которых нет ясного грамматического оформления. Но ближе к двум годам малыш начинает понимать некую закономерность в системе языка. Он составляет предложения, использует падежи, учитывает время, род и другие формы.
Хотя ребенок еще не имеет никаких представлений о правилах русского языка, он практически не допускает ошибок в склонениях, падежах, словосочетаниях, а иногда и вовсе выдумывает новые слова и фразы, при этом соблюдая правила словообразования (скорее всего, здесь основную роль играют аналогии). И вот, к семи годам ребенок уже овладел базовыми принципами морфологии, а также хорошо улавливает многие формы синтаксиса – все это, разумеется, в разговорном формате.
Если рассмотреть вопрос иначе, ребенок изучает свой родной язык благодаря постоянной речевой деятельности, пониманию речи и самого процесса коммуникации. Очень важно создать такие условия, чтобы ребенок мог и хотел говорить, общаться с другими людьми, выражать свои мысли. Нельзя сказать, что развитие речи и активизация словаря происходят моментально и стихийно. Отнюдь. Для этого нужна кропотливая и регулярная работа со стороны взрослых, которые обучают ребёнка.
Условия успешной активизации словаря
Первым и самым важным условием для активизации словаря является сама потребность в общении. То есть при обучении речи необходимо создать такую среду, которая могла бы способствовать желанию поговорить. Иными словами, нужно поставить ребёнка в ситуацию, в которой ему бы захотелось пообщаться, рассказать о своих мыслях и эмоциях, открытиях и поступках.
Для того чтобы коммуницировать, необходимо владеть общепринятыми знаками: словами, словосочетаниями, разными речевыми оборотами. По этой причине сначала ребёнка нужно познакомить с образцами речи, лексическими единицами, создать речевую среду.
Речевая среда как раз и является вторым условием в развитии речи у детей. От ее наполненности будет зависеть, насколько обширна, разнообразна и верна их речь. Речевая среда для ребёнка – это общение друг с другом его родителей, друзей и родных, литература, телевизор, театр, кино, речь учителей и учеников, учебники и пособия.
Для ребёнка речь – не только способ коммуникации, но и способ узнать мир вокруг. Познание речи – это познание действительности. То, как много успел познать ребенок, какой опыт уже сумел получить по жизни, какого уровня навыков и умений достиг, влияет на его речевой запас – будет ли он обширным и разнообразным. Можно с точностью утверждать, что фундаментом хорошего речевого развития является жизненный опыт.
О том, что ребенку отлично известно, он сможет без труда рассказать и написать. При этом у него достаточно материала, чтобы обрисовать тему наиболее доступно и достоверно, а сам материал должен быть ценным и важным для него.
Но есть и обратная взаимосвязь: от хорошо развитой речи человек может получить больше знаний и опыта о природе, обществе и окружающем мире в целом. Если мы говорим о ребенке, то развитая речь помогает отлично справляться с обучением. А если у него наблюдаются речевые задержки и трудности, то и процесс учебы будет сложным.
В начале своего обучения, в дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенок познает речь стихийно, благодаря общению с другими детьми и взрослыми. Однако этого не хватает, поскольку такой подход делает речь несколько плоской и однообразной. Для того чтобы этого избежать, и нужно школьное обучение, которое как раз направлено на активизацию словаря детей дошкольного возраста.
на наши новости
500 000 пользователей!
Этапы активизайии словаря
Первый этап – изучение литературного языка. Оно необходимо ребенку, чтобы уловить разницу с жаргонами, просторечиями и диалектами. Школьная программа направлена на изучение литературного языка в разрезе речевого, художественного и научного вариантов. Для ребенка это огромное море новых слов, понятий, словосочетаний, речевых оборотов, которые раньше в своем лексиконе он не употреблял.
Зачастую и педагоги, и взрослые считают, что усвоение подобного объема материала не представляет для ребёнка особенного труда, и думают, что для его изучения не потребуется какой-то специфики, можно обойтись и обыденными методами. Но это совершенно не так. Здесь нужен комплексный и системный подход с дозировкой информации: словари, синтаксические конструкции, знания по написанию связанного текста, видов речи.
Второй этап – обучение в школе чтению и письму. Они являются речевыми навыками, которые строятся в рамках овладения самой системой языка (знания фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, умение строить свою речь и понимать речь других). Это, вне сомнений, способствует активизации словаря у дошкольника.
Письменная речь намного более четкая и требовательная по сравнению с разговорной. Те ошибки, которые малыши допускают в устной речи, очень хорошо заметны при письме.
Достаточно сложными являются особенности построения письменной речи: это и более длинные предложения, и более сложные речевые обороты, подбор слов и использование грамматических форм. Когда ребенок выучил письменную речь, ему начинают покоряться и тексты, описания, повествования, статьи в газетах, абзацы в книгах, дети начинают различать их стилистику.
Третий этап в развитии речи во время школьного обучения – это фиксирование знаний ребёнка на определенном минимальном уровне, ниже которого ученикам нельзя опускаться, улучшение речи и степени ее культуры, занятия по выразительности используемого лексикона.
Активизация речи детей младшего возраста
Один из важнейших этапов обучения ребёнка – это младший дошкольный возраст. На этом моменте крайне необходимо установить правильный эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Именно он будет предвестником развития вербальных навыков речи.
Оказать реальное и оптимальное содействие ребёнку в изучении речевых навыков может только близкий ему взрослый, и все это должно происходить в игровом и предметно-практическом порядке. Все эти способы и приемы направлены на:
- создание мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
- старательное повторение действий и слов взрослых, сверстников;
- создание психофизиологических основ речи (различные способы и виды восприятия, физическое и речевое дыхание, навыки артикуляции);
- появление начальных навыков грамматической организации речевых оборотов;
- создание ребенком собственного речевого плана, своих программ высказываний;
- необходимость предотвращать появление вторичных нарушений речи.
Методы активизации речи дошколников
В зависимости от того, какие речевые задачи ребёнка-дошкольника должны быть решены, подбирается индивидуальный план учебной работы, с помощью которого начинается активизация словаря у детей.
Существует 3 группы рабочих методов: словесные, наглядные и практические. Проводиться они могут как в повседневной жизни, так и в специальных тематических занятиях. Для дошкольника основное направление деятельности — это подвигнуть его на речевую активность. Чтобы это получилось, нужно систематически придерживаться определенных методик работы.
Для регулярного пополнения словарного запаса наряду с занятиями и для того, чтобы закрепить полученные на них знания, необходимо использовать и обычную жизнь ребёнка, моменты, которые в ней происходят. Это отличный стимул для расширения речевых навыков и активизации словаря у дошкольников.
Для младшей первой группы актуальным будет увеличение словарного запаса, ввод новых слов и фраз, что невозможно без получения актуальных знаний об окружающем мире. Для такого возраста очень полезно применять визуальную составляющую (игрушки, предметы быта, картинки, книги), а также речь воспитателя. Не мешает активно внедрять упражнения на лексику, словесные дидактические игры.
К примеру, для изучения и последующего использования в речи глаголов детям предлагаются упражнения, суть которых заключается в подборе действий для предметов. К примеру: «Для чего нужна вилка?», «Зачем пользоваться зубной щеткой?», «С какой целью мы берём ключи?».
Отличное лексическое упражнение для активизации словаря детей младшей возрастной группы – «Кто что делает?». Ребенку необходимо назвать как можно больше действий по отношению к какому-либо предмету, например: «Что делать с мячом?» – «Взять, бросить, бить, отобрать, убрать» и т. д.
Ребенок должен понимать, что каждый предмет имеет свое наименование, у него есть свои особенности и характеристики. Поэтому детей необходимо научить разделять предметы по их определенным признакам.
Они должны знать точное название, понимать их особенности и отличия, выявлять, какие действия могут совершаться самим предметом или по отношению к нему, различать состояния и движения предметов (игрушек, животных, самого человека). Начинать познание необходимо с внешних особенностей (цвет, размер, форма) и постепенно переходить на внутреннее содержание.
Визуальные элементы имеют особое место в процессе речевого развития. Чтобы на занятиях дети смогли уяснить смысл обобщающих понятий, предметы сортируются по одной категории (например, отдельно одежда, посуда, игрушки и т. д.).
Словарный запас ребёнка дошкольника расширяется благодаря предметам, которые он видит и использует в быту. Иногда ему бывает трудно верно назвать какой-то бытовой предмет (посуда, одежда, электрические приборы, мебель и т. п.).
Это происходит из-за многообразия вариантов восприятия объекта или предмета ребенком и банальной неточности. Поэтому крайне важно в этом возрасте познакомить со всеми окружающими предметами и явлениями, рассказать о них и тем самым пополнить словарный запас малыша.
О том, как происходит активизация словаря детей младшего возраста, читайте в статье воспитателя Калимуллиной Людмилы Анатольевны.
Главный вывод, который можно сделать: ребенку для формирования правильной диалогической и монологической речи, для того чтобы активизировать словарь, сделать его обширным, необходимо работать комплексным путем, использовать разные методы и упражнения в зависимости от имеющихся у него речевых навыков.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: