Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация словаря прилагательных средствами дидактической игры у детей дошкольного возраста с ТНР | Тимченко Евгения Вячеславовна. Работа №352781

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) посредством использования дидактических игр. Автор анализирует особенности формирования словарного запаса у детей с ТНР, выделяя трудности в овладении прилагательными. Рассматриваются возможности дидактической игры как эффективного средства коррекционной работы, направленного на развитие речевой активности, уточнение значений слов и обогащение речи качественными характеристиками.

Ключевые слова: словарь прилагательных, тяжёлые нарушения речи, дидактическая игра, дошкольный возраст, активизация речи, коррекционная работа, речевое развитие.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

 

Тимченко Евгения Вячеславовна, учитель-логопед

МБДОУ № 44 г. Липецка

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) посредством использования дидактических игр. Автор анализирует особенности формирования словарного запаса у детей с ТНР, выделяя трудности в овладении прилагательными. Рассматриваются возможности дидактической игры как эффективного средства коррекционной работы, направленного на развитие речевой активности, уточнение значений слов и обогащение речи качественными характеристиками.

Ключевые слова: словарь прилагательных, тяжёлые нарушения речи, дидактическая игра, дошкольный возраст, активизация речи, коррекционная работа, речевое развитие.

 

Развитие словарного запаса у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является важной задачей в работе учителя-логопеда. Прилагательные, как часть речи, играют значимую роль в формировании связной речи, так как именно они помогают детям уточнять и расширять характеристики предметов, явлений и действий. Однако для детей с ТНР овладение прилагательными представляет особую сложность, что связано с ограничениями в восприятии, понимании и использовании слов, обозначающих качества, свойства и состояния объектов.

Дети с ТНР часто испытывают трудности в употреблении прилагательных, что обусловлено их недостаточным пониманием лексико-семантических особенностей этих слов, а также отсутствием навыков сопоставления различных качеств предметов. Это приводит к обеднению речи, её однообразию, снижению выразительности и затруднениям в формировании связных высказываний. Коррекционная работа, направленная на активизацию словаря прилагательных, требует использования методик, которые обеспечивают мотивацию детей и вовлечение их в активную речевую деятельность.

Одним из эффективных средств решения данной задачи являются дидактические игры. Дидактическая игра выступает как важный инструмент в развитии речи детей дошкольного возраста, так как сочетает в себе познавательную и игровую деятельность, что обеспечивает высокий уровень заинтересованности ребёнка. В процессе игры создаются условия для естественного включения прилагательных в речевые ситуации, что способствует как пониманию их значений, так и усвоению правил их употребления в речи.

Использование дидактических игр позволяет реализовать несколько направлений работы по активизации словаря прилагательных у детей с ТНР. Во-первых, игры помогают расширить пассивный словарь прилагательных за счёт многократного повторения и варьирования лексического материала. В процессе игры дети слышат прилагательные в различных контекстах, что способствует их запоминанию и осознанию значений. Во-вторых, игры стимулируют переход прилагательных из пассивного словаря в активный, так как речевая активность детей значительно возрастает в условиях игровой деятельности.

Коррекционная работа должна быть направлена на развитие у детей способности соотносить прилагательные с конкретными предметами и их свойствами. Например, в играх, связанных с описанием предметов, дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие цвет, форму, размер, материал или другие свойства объекта. Включение игровых действий, таких как сравнение, классификация, нахождение общих или отличительных признаков предметов, помогает детям осваивать значение прилагательных в процессе практической деятельности.

Кроме того, дидактическая игра позволяет развивать у детей с ТНР умение употреблять прилагательные в связной речи. Например, в ходе игр, предполагающих составление описательных высказываний, дети учатся использовать прилагательные для уточнения информации о предмете или явлении. Такие игры способствуют не только активизации словаря, но и развитию грамматической правильности речи, так как прилагательные требуют согласования с существительными по роду, числу и падежу.

Особое значение имеют игры, направленные на развитие творческого воображения и эмоциональной сферы ребёнка. В процессе таких игр дети учатся использовать прилагательные для выражения своих впечатлений, эмоций и оценок, что способствует обогащению их речевого опыта. Например, описание героев сказки или событий с использованием прилагательных позволяет детям развивать не только речевые, но и когнитивные способности, такие как воображение, память и логическое мышление.

Важным условием успешной коррекционной работы является индивидуальный подход, который учитывает уровень речевого развития ребёнка, его интересы и потребности. Учитель-логопед должен создавать ситуации, в которых дети испытывают необходимость использовать прилагательные для выполнения игровых заданий. Это может быть описание предмета, поиск скрытого объекта по его характеристикам, составление рассказов или участие в инсценировках, требующих активного использования качественных характеристик.

Таким образом, активизация словаря прилагательных средствами дидактической игры является важным элементом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование игры как метода обучения позволяет создать условия для более успешного овладения детьми прилагательными, что способствует развитию их речевой активности, обогащению словарного запаса и повышению качества связной речи. Игровая деятельность не только стимулирует речевое развитие, но и способствует формированию у детей положительного эмоционального отношения к обучению, что является важным фактором в преодолении речевых нарушений.

 

Список литературы

 

1. Асеева К. А. Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста / К. А. Асеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 299-303.

2. Мясникова Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×