Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с ОВЗ через поощрение. | Левтеева Ольга Борисовна. Работа №280021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Левтеева Ольга Борисовна
Успешность ребёнка в усвоении школьной программы зависит от состояния развития познавательной деятельности. Как известно. познавательный интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью снижен. В данной статье раскрываются возможности активизации познавательной активности умственно отсталых школьников через поощрение. Данной категории детей , возможно в большей степени, чем другим,необходимо побуждение к действию, стимул, повышающий мотивацию к учению. Одним из таких стимулов, на мой взгляд, является поощрение.

Активизации  учебно–познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта через поощрение.

 

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких мыслительных процессов, ка мышление, память, внимание, речь. Специфика познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяется их низкой познавательной активностью, особенностями развития познавательных процессов, низким уровнем самостоятельности, затруднениями при переносе усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач. Познавательный интерес у таких детей снижен, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности, неустойчив мотивационный компонент обучения.

Необходимость формирования познавательной  активности у детей с ОВЗ заставляет учителя искать средства активизации и управления учебнопознавательной деятельностью.

Важным фактором активизации учебно – познавательной деятельности является поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок коррекционной школы постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торидайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворенности, вызванное наказанием.

Возрастные и психологические особенности школьников с нарушением интеллекта указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного  процесса. Поощрением не только оцениваются положительные  результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Ш. А.  Амонашвили  не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его  действия. Главный механизм поощрения как дидактического метода – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной  деятельности  детей, дает возможность предупредить  ошибки, а  также стимулирует дальнейший ход размышлений и  поиск решений.

Важнейшим  результатом  применения поощрения как  дидактического метода должно  стать формирование потребности самой  деятельности как высшей формы поощрения.

Таким  образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение  развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т. д.

Применение поощрений должно идти от  более  простых  к  более сложным.  Все поощрения  можно классифицировать по  средствам выражения.

Мимические и пантомимические: улыбка учителя;  ласковый взгляд учителя;  пожатие руки; учитель погладил по голове, аплодисменты товарищей;

Словесные: - Очень хорошо!  Молодец! Замечательно! – Вы сегодня хорошо  поработали!

Материализованные: поощрительный смайлик в тетради, флажок на парте, благодарность в дневнике и т.д.

При выборе того или иного вида поощрения необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход.

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Условно можно разделить учащихся на «сильных», «средних» и «слабых». Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся всех условных групп проявить свою индивидуальность, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Так материализованные поощрения (значки, фигурки, флажки на парту, смайлики) пользуются большим успехом у младших школьников и у некоторых категорий учащихся среднего звена. Это поощрение имеет занимательный характер и способно вызвать у детей подъём интереса, что ведёт повышению познавательной активности.

Постепенно нужно приучать учащихся к деятельностным поощрениям. К сожалению, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не сразу могут представить себе деятельность в качестве поощрения. Они воспринимают задание, как задание само по себе, чуть ли не как наказание. Поэтому в своей работе я начинаю с деятельностных поощрений, имеющих занимательный характер. Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью–игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей, игра занимает прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения. Успехом у ребят пользуются поощрения хорошо им знакомые, часто применяемые учителем. Так, например, в конце успешно проведённого урока предлагается игра «Поле чудес» как поощрение для всего класса. В качестве поощрения использую ребусы, кроссворды, загадки.

На уроке чтения учащиеся тянут руки, желая читать первыми. Право первого чтеца (как поощрение) получает тот ученик, кто хорошо работал на предыдущем уроке чтения. Это поощрение   было выбрано мною потому, что оно вызвало подъем интереса к процессу чтения, Успех от применения этого поощрения был налицо:  у ребят повысилась познавательная активность и, кроме того, повысился познавательный  интерес, им стал небезразличен   конечный результат своей деятельности.

Разное отношение к поощрениям у «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. «Хорошисты»  жаждут  одобрения за каждый  свой успех, за хороший результат. Для хорошо успевающих  учеников значимым поощрением является решение дополнительной задачи или выполнение другого вида  учебно – познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно, они боятся лишних трудностей и ошибок. Для таких учеников больше подходят словесные, мимические и материализованные поощрения.

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность; постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и работоспособности.

Применение поощрений обязывает учителя выполнять следующие требования:

- поощрение должно применяться в системе и объективно;

- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;

- учитывать индивидуальные возможности и особенности учащихся;

- идти от занимательных поощрений к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельностным.

Таким образом, в поощрении заключается факт познания и оценка достижений ребёнка, а при необходимости – коррекция знаний, констатация успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Поощрение способствует развитию внимания, памяти, мышления; формирует познавательный интерес, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку, что особенно важно в условиях коррекционной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

3. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. -1998.

4. Грабал В.Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987.

5. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1987.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×