Активное восприятие музыки детьми дошкольного возраста | Светлана Леонидовна Никулина. Работа №339446
Данная статья о слушании музыки детьми дошкольного возраста в детском дошкольном образовательном учреждении. В частности об активном, а не о пассивном слушании музыки. В данной статье указана актуальность темы. Также указаны программы и авторы на которых можно опираться в работе по данной теме. Указаны музыкальные произведения, которые можно использовать занимаясь активным слушанием с детьми дошкольниками. Приведены некоторые методы, приёмы и особенности, которые можно и нужноучитывать в работе с детьми.
Активное восприятие музыки детьми дошкольного возраста
Огромное количество детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. И это, прекрасный способ максимально оградить детей от современной, порой не высокохудожественной музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей и первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно. Сейчас, на современном этапе, меняются подходы к организации слушания и восприятия, от пассивного в активное. А именно, проживание музыки через действие. Используя потребность ребенка в движении, можно способствовать эмоционально – образному восприятию музыки детьми среднего и старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации, позволить детям делать, то что подсказываем им сердце и конечно музыка. Ко всему прочему, образуются дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения).
Для решения задач по активному слушанию можно использовать программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Приветствует активное слушание и Т.Э. Тютюнникова. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Движения активизируют осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Всё это можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
В средней группе, детям предлагается подвигаться под музыку Кабалевского «Клоун», «Ёжик». Подойдёт «Лягушка» Ребикова и другие. В старшей и подготовительной группе можно использовать такие произведения как «Подснежник», «Баба Яга» Чайковского, «Ручей» Грига. При систематическом активном слушании можно осилить и отрывки из цикла «Времена года» Антонио Вивальди «Зима» и «Весна», «Утро» Эдварда Грига. Для активного слушания практически никогда не требуется побуждения, мотива, настолько эта деятельность интересна и свойственна детям. Дошкольники сами активно придумывают варианты пластического выражения и не ждут показа взрослого. А если и появляется такая необходимость, то лучше ограничиваться только намеками, подсказками, способными помочь ребенку творить.
Не нужно забывать, что активному слушанию предшествует традиционный этап - первое прослушивании музыкального произведения, когда ребёнок получает общее впечатление о музыкальном образе. При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. Таким образом, у детей копится запас любимых произведений. Третий этап - узнавание и осознанное восприятие музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в движении, игре, пении, танце. На этой стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.
Активное слушание позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления и творческих способностей.