Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активные формы работы на уроках в начальной школе | Коротина Людмила Викторовна. Работа №345692

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению активных форм работы на уроках начальной школы, которые играют ключевую роль в повышении познавательной активности учащихся. В статье описаны различные методы и подходы, направленные на развитие самостоятельности детей, их коммуникативных и интеллектуальных навыков через активное участие в учебном процессе. Освещены такие формы работы, как проектная деятельность, игровые технологии, групповая и парная работа, дискуссии и другие. Важное внимание уделено необходимости использования активных форм для повышения мотивации и интереса к обучению, а также для создания условий, способствующих эффективному усвоению учебного материала.

          Ключевые слова: активные формы работы, начальная школа, проектная деятельность, групповая работа, учебная мотивация, познавательная активность, игровые технологии, учебный процесс, коммуникативные навыки, самостоятельность.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Коротина Людмила Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ УВК "Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича" города Бахчисарай Республики Крым

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению активных форм работы на уроках начальной школы, которые играют ключевую роль в повышении познавательной активности учащихся. В статье описаны различные методы и подходы, направленные на развитие самостоятельности детей, их коммуникативных и интеллектуальных навыков через активное участие в учебном процессе. Освещены такие формы работы, как проектная деятельность, игровые технологии, групповая и парная работа, дискуссии и другие. Важное внимание уделено необходимости использования активных форм для повышения мотивации и интереса к обучению, а также для создания условий, способствующих эффективному усвоению учебного материала.

Ключевые слова: активные формы работы, начальная школа, проектная деятельность, групповая работа, учебная мотивация, познавательная активность, игровые технологии, учебный процесс, коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

На сегодняшний день в образовательной практике начальной школы наблюдается значительное внимание к методам и подходам, которые обеспечивают активное участие учеников в учебном процессе. Активные формы работы способствуют не только лучшему усвоению знаний, но и формированию у детей навыков самостоятельной работы, критического мышления, умения работать в группе и принимать решения. Эти формы являются основой для создания благоприятных условий для развития познавательной активности школьников, а также для обеспечения их мотивации к учебе.

Важнейшими особенностями активных форм работы являются интерактивность, вовлеченность учащихся в процесс, а также внимание к развитию их индивидуальных способностей. В отличие от традиционного подхода, при котором учащиеся пассивно воспринимают знания от учителя, активные формы способствуют созданию образовательной среды, в которой дети становятся участниками, а не наблюдателями. Это помогает им более глубоко осваивать материал, развивать навыки анализа и критического осмысления, а также укрепляет уверенность в себе и своих силах.

Одной из таких активных форм работы является проектная деятельность. Она позволяет детям не только усваивать информацию, но и применять её на практике, что способствует формированию практических навыков и умений. Проектная работа может быть индивидуальной, парной или групповой, в зависимости от поставленных целей. Например, дети могут работать над созданием макета, разработкой плаката или проведением небольшого исследования, что помогает развивать их креативное мышление и навыки работы в команде. Проектная деятельность помогает формировать у учеников ответственность за результат, а также учит планировать и организовывать свою работу.

Проектная работа может охватывать разные предметные области: от математики и естественных наук до литературы и искусства. Важным аспектом проектной деятельности является выбор тем, которые вызывают интерес у школьников и соответствуют их возрастным особенностям. Это может быть создание постеров по теме охраны природы, разработка небольших исследований по изучению известных личностей, составление словарей по литературным произведениям или даже создание мини-театральных постановок. Такой подход позволяет детям по-настоящему почувствовать себя исследователями, художниками или учеными, а учителю помогает выстроить урок в интерактивной форме.

Ещё одной эффективной формой активной работы является групповая и парная деятельность. Такие формы работы активизируют учащихся, позволяют им обмениваться множеством идей, учат работать в коллективе и принимать участие в обсуждениях. При групповом подходе дети учат друг друга, помогают решать задачи совместно, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Важно, чтобы в группе учащиеся разделяли задачи, распределяли роли, это помогает каждому почувствовать свою значимость в процессе работы и способствует формированию чувства ответственности за общий результат. Групповая работа может быть использована для решения как индивидуальных задач, так и для работы над проектами.

К примеру, на уроках литературы или окружающего мира можно организовать групповые обсуждения прочитанных книг или выполнения экспериментальных задач, где каждая группа представит свои выводы, результаты эксперимента или интерпретацию прочитанного. Это позволяет школьникам не только развивать аналитические способности, но и развивать ораторские навыки и уверенность в публичных выступлениях.

Групповая работа может эффективно сочетаться с использованием игровых технологий. Игры могут быть как дидактическими, направленными на усвоение знаний, так и развивающими, укрепляющими командный дух и коммуникацию среди детей. Например, на уроках математики можно организовать игру "математический квест", где ученики в группах решают задачи на время, получая подсказки и ключи к дальнейшему движению по лабиринту. Такая форма работы позволяет учащимся весело и продуктивно проводить время, улучшать свою память и внимание, а также осваивать новые темы, не чувствуя давления со стороны учителя.

Для младших школьников также важными являются игровые методики, которые могут быть использованы для закрепления знаний. Игровые методики вовлекают учеников в процесс обучения через активное участие, что помогает удерживать их внимание и делает процесс более увлекательным. Например, на уроках русского языка можно использовать такие игры, как "грамматический конкурс", "кроссворды на буквы" или "грамматические лабиринты". Эти игры не только обучают правилам грамматики, но и развивают логическое мышление, память и творческие способности.

Ещё одним примером активной формы работы является дискуссия. Эта форма работы особенно актуальна на уроках обществознания, литературы и окружающего мира, где важно развивать у детей умение выражать своё мнение и уважать мнение другого. Учитель задает учащимся вопросы, по которым они должны высказывать свои мысли, аргументировать их, обсуждать с одноклассниками. Это помогает детям научиться логически мыслить, выстраивать аргументы и работать в коллективе. Также дискуссии помогают развивать критическое мышление, поскольку дети сталкиваются с множеством точек зрения и учатся оценивать информацию с разных позиций.

Одной из популярных форм активной работы являются дебаты. Важно при этом, чтобы дебаты носили конструктивный характер, направленный на обсуждение проблем, а не на столкновение мнений. Во время дебатов школьники учат друг друга, обмениваются идеями, а также развивают аргументацию и уверенность в себе. Для младших школьников можно адаптировать дебаты в форме ролевых игр или театрализованных сценок, что помогает учащимся не только освоить материал, но и получить удовольствие от процесса.

Таким образом, активные формы работы на уроках в начальной школе являются важнейшими инструментами для формирования познавательной активности учеников. Они способствуют развитию критического и творческого мышления, помогают развивать коммуникативные навыки, повышают мотивацию к учебе и формируют самостоятельность. Внедрение активных форм работы на уроках делает процесс обучения более увлекательным, эффективным и продуктивным, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению знаний и развитию личности учащегося.

 

Список литературы

 

Ахтямова Г.С. Активные методы обучения в начальной школе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).

Филиппова, Л. В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе / Л. В. Филиппова, Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1500-1504. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19279/ (дата обращения: 02.10.2024).

Шарычева

М.Э. Особенности применения интерактивных методов в процессе обучения младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-interaktivnyh-metodov-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×