Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активные формы работы с текстом на уроках литературы: создание мини-проектов и эссе | Климина Светлана Константиновна. Работа №354499. Номер работы: №354499

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются активные формы работы с текстом на уроках литературы, такие как создание мини-проектов и написание эссе. Эти методы способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и личностного отношения к литературным произведениям. Автор делится рекомендациями по внедрению данных форм работы в образовательный процесс, а также предлагает этапы организации работы с текстом, включая анализ, обсуждение и создание индивидуальных или коллективных продуктов.

Ключевые слова: активные формы работы, урок литературы, текст, мини-проект, эссе, критическое мышление, творческое развитие.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: СОЗДАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ И ЭССЕ

 

Климина Светлана Константиновна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ №35 с углублённым изучением немецкого языка

им. героя Советского Союза Г.А. Абызова", г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются активные формы работы с текстом на уроках литературы, такие как создание мини-проектов и написание эссе. Эти методы способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и личностного отношения к литературным произведениям. Автор делится рекомендациями по внедрению данных форм работы в образовательный процесс, а также предлагает этапы организации работы с текстом, включая анализ, обсуждение и создание индивидуальных или коллективных продуктов.

Ключевые слова: активные формы работы, урок литературы, текст, мини-проект, эссе, критическое мышление, творческое развитие.

 

Современные уроки литературы требуют применения активных форм работы с текстом, позволяющих учащимся не только изучать произведения, но и формировать личностное отношение к ним. Одними из таких форм являются создание мини-проектов и написание эссе. Эти методы обучения помогают школьникам глубже проникать в содержание текста, развивать аналитические и творческие навыки, а также осознавать значимость литературного материала для своей жизни.

Преимущества активных форм работы с текстом

Развитие критического мышления. Работа над мини-проектами и эссе стимулирует учащихся анализировать текст, выделять основные идеи и находить их подтверждение.

Формирование творческих способностей. Оба формата работы предполагают творческий подход: от оформления проектов до создания собственных текстов.

Усиление эмоциональной вовлеченности. Такие формы позволяют учащимся выразить личное отношение к тексту, что делает уроки более интересными и значимыми для них.

Умение работать в команде. Мини-проекты часто выполняются в группах, что развивает навыки взаимодействия.

Создание мини-проектов

Мини-проект — это небольшая исследовательская или творческая работа, связанная с анализом текста или творчеством автора.

Этапы организации работы:

Выбор темы. Тема может быть связана с произведением (например, «Роль пейзажа в романе "Евгений Онегин"»).

Постановка целей. Учащимся необходимо понимать, что именно они хотят выяснить или показать в проекте.

Сбор и анализ информации. Включает обсуждение текста, поиск дополнительной информации о времени, авторе, историческом контексте.

Создание продукта. Это может быть презентация, коллаж, исследовательская статья или постановка сценки.

Презентация и рефлексия. Учащиеся представляют свои работы и обсуждают результаты.

Пример проекта:

Тема: «Образ Татьяны в романе "Евгений Онегин"».

Группа создает презентацию с иллюстрациями, цитатами, анализом текста и обсуждением, как образ героини связан с эпохой.

Написание эссе

Эссе на уроках литературы — это способ выражения личного отношения к произведению. Оно учит школьников аргументировать свои мысли и структурировать текст.

Основные этапы работы над эссе:

Формулировка темы. Пример: «Мое восприятие героев "Мастера и Маргариты"».

Составление плана. Учащимся важно выделить вступление, основную часть и заключение.

Написание текста. Важным элементом является аргументация: ученики приводят цитаты и рассуждают на основе текста.

Редактирование. Преподаватель дает обратную связь по содержанию и стилю эссе.

Советы учителю:

Выбирайте темы, которые затрагивают личностные переживания учащихся.

Учите работать с цитатами, чтобы они органично вплетались в текст.

Оценивайте не только грамотность, но и оригинальность мысли.

Активные формы работы с текстом, такие как создание мини-проектов и эссе, помогают сделать уроки литературы современными, интересными и глубокими. Они развивают ключевые навыки школьников, учат их мыслить самостоятельно и творчески подходить к анализу произведений. Внедрение таких методов способствует повышению интереса к литературе и формированию у учащихся осознанного отношения к изучаемым текстам.

 

Список литературы

Мильруд

Радислав

Петрович, Максимова Инна

Радиславовна

Эссе как жанр, прием обучения и инструмент педагогического измерения // Язык и культура. 2020. №49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esse-kak-zhanr-priem-obucheniya-i-instrument-pedagogicheskogo-izmereniya

Наконечная Н. А., Демиденко Т. Г. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Управление образованием: теория и практика. 2022. №7 (54).

URL: h

ttps://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-

emotsionalnogo-intellekta-pri-izuchenii-poeticheskogo-tvorchestva-na-urokah-literatury

Сайфуллина

Р. З. Методы и приемы формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. №1 (13).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-poznav

atelnogo-interesa-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×