Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активные методы обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании | Мальченко Ирина Юрьевна. Работа №338029

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В таблице дан перечень технологий и активных методов обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании с кратким описанием каждого метода, примерами его использования. Указаны источники. Приведены десять основных методов и технологий:информационно - коммуникативные технологии в процессе обучения, технология проектного обучения, мозговой штурм, «Круглый стол», проблемное обучение, рефлексия, метод успеха, игровые технологии, драматизация, метод соревнования. 

Может использоваться как пособие для студентов. 

Активные методы обучения изобразительному искусству в дополнительном образовании

Метод

Пример использования метода

1

Информационно - коммуникативные технологии в процессе обучения

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ.

Источник: Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.-59 с.

Компьютерное рисование в программных средствах Corel Draw, Paint, Photoshop. Энциклопедии шедевров мирового искусства.

Посещение сайтов музеев на занятиях историей искусств.

Интерактивные игры по истории и теории искусства в формате Power Point.

2

Технология проектного обучения

Проектное обучение отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Цель проектного обучения – предоставить учащимся возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Источник: Шарипов Фанис Вагизович Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnogo-obucheniya (дата обращения: 16.05.2021).

Разработка проекта экскурсии на занятиях историей искусства.

3

Мозговой штурм

Мозговой штурм — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Источник: Осборн А. Управляемое воображение. – 1953.

Использование интеллект-карт

на уроках композиции.

 

4

«Круглый стол»

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. 

Источник: Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. — М: Просвещение, 2011. — 143 с.

Дети выкладывают свои работы и анализируют их. Обсуждение работ обязательно, ради, собственно, обсуждения, у детей развивается речь, собственное мнение, развивается способность критически осмысливать свою работу и работу одноклассника.

5

Проблемное обучение

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Источник: Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения: 16.05.2021).

Проблемная ситуация на пленэре: забрать зеленую краску и предложить найти выход, вспомнив цветоведение.

6

Рефлексия

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.

Источник: Методический вестник "Рефлексивные методики и приемы",

Сайт ГУО "Краснолукская детский сад-средняя школа Чашникского района" аг. Краснолуки, https://krasnoluki.schools.by/pages/metodicheskij-vestnik-refleksivnye-metodiki-i-priemy#:~:text=Рефлексия%20направлена%20на%20осознание%20пройденного,применяемые%20другими%20со%20своими%20собственными , (дата обращения: 16.05.2021).

Рефлексия в конце занятий.

7

Метод успеха

Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.

Источник: Чиркова Елена Владимировна Теоретические подходы в организации ситуации успеха // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-v-organizatsii-situatsii-uspeha (дата обращения: 16.05.2021).

На практике это победы в различных конкурсах выставках, размещение рисунка учащегося в школьной брошюре, газете, журнале, мультимедийном проекте.

8

Игровые технологии

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Источник: Шапиева Аида Сайпудиновна, Магомедова Папанеш Курбановна Применение игровых технологий в процессе обучения // Евразийский Союз Ученых. 2015. №10-4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.05.2021).

Деловые игры (например, «Экскурсовод», «Критик»), предлагающие учащимся примерить на себя некоторые специальности и ситуация из мира искусства.

9

Драматизация

Драматизация — один из ключей к творческому развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками.

Источник: Методические рекомендации «Драматизация, как один из приёмов развития творческих способностей, обучающихся»,

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dramatizaciya-kak-odin-iz-priyomov-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-2277647.html , (дата обращения: 16.05.2021).

Небольшая театральная постановка на тему картины на занятиях историей искусств для наилучшего понимания изображения (почему художник нарисовал именно так?).

10

Метод соревнования

Важным средством развития активности детей, стимулом для проявления и развития их индивидуальности является соревнование. Многие педагоги относят его к методу воспитания, которое используется как вспомогательное средство в различных видах деятельности, на учебных и внеурочных занятиях, когда вводится элемент состязательности, сравнения достижений учащихся. В то же время соревнование можно рассматривать и как самостоятельную форму организации жизнедеятельности коллектива, например, проведение конкурсов различных творческих работ, проектов, спортивных соревнований. Соревнования по своему содержанию и форме существенно различаются, но суть их одна – повысить активность детей, побудить их к инициативе и творчеству, стимулировать проявление и развитие их талантов и способностей.

Источник: Байбородова Людмила Васильевна Соревнование в детском коллективе как средство воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sorevnovanie-v-detskom-kollektive-kak-sredstvo-vospitaniya (дата обращения: 16.05.2021).

Выставка-конкурс работ. Игры по типу «Что? Где? Когда?» на темы истории и теории искусства.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×