Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активные методы обучения на уроках биологии: развитие познавательной активности школьников | Алфёрова Ирина Сергеевна. Работа №354060

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению активных методов обучения на уроках биологии и их влиянию на развитие познавательной активности школьников. Автор анализирует возможности применения различных подходов, стимулирующих интерес к предмету, формирование умений самостоятельного поиска информации и критического осмысления биологических процессов. Особое внимание уделяется развитию исследовательских навыков, умению работать в команде и практической направленности обучения. В статье подчеркивается значимость активных методов в контексте реализации современных образовательных стандартов и требований к формированию универсальных учебных действий.

Ключевые слова: активные методы обучения, биология, познавательная активность, школьники, исследовательские навыки, мотивация, ФГОС, универсальные учебные действия.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Алфёрова Ирина Сергеевна, учитель

ГБОУ ЛНР «Новознаменский учебно-воспитательный комплекс Троицкого района», с.п. Новознаменское

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению активных методов обучения на уроках биологии и их влиянию на развитие познавательной активности школьников. Автор анализирует возможности применения различных подходов, стимулирующих интерес к предмету, формирование умений самостоятельного поиска информации и критического осмысления биологических процессов. Особое внимание уделяется развитию исследовательских навыков, умению работать в команде и практической направленности обучения. В статье подчеркивается значимость активных методов в контексте реализации современных образовательных стандартов и требований к формированию универсальных учебных действий.

Ключевые слова: активные методы обучения, биология, познавательная активность, школьники, исследовательские навыки, мотивация, ФГОС, универсальные учебные действия.

 

Современное образование направлено на формирование личности, способной к самостоятельному познанию, критическому мышлению и решению прикладных задач. В этом контексте биология, как наука о жизни, предоставляет широкие возможности для реализации активных методов обучения, которые способствуют развитию познавательной активности школьников. Данный подход ориентирован не только на передачу знаний, но и на формирование у учащихся исследовательских умений, мотивации к изучению природы и осознания ее значимости для жизни человека.

Активные методы обучения характеризуются включением учащихся в разнообразные виды познавательной деятельности, которые требуют самостоятельности, творчества и взаимодействия. В процессе изучения биологии это достигается через выполнение практических и лабораторных работ, участие в исследовательских проектах, дискуссиях, а также моделирование биологических процессов и явлений. Такие методы позволяют ученикам не только осваивать теоретический материал, но и закреплять его через применение в реальных или моделируемых ситуациях.

Одним из ключевых аспектов применения активных методов является создание проблемных ситуаций, которые требуют от школьников поиска нестандартных решений. Например, изучая экосистемы, учитель может предложить учащимся рассмотреть влияние антропогенных факторов на природные сообщества и предложить способы их минимизации. Такая работа побуждает школьников анализировать информацию, выделять причинно-следственные связи и формулировать выводы. В результате развивается умение критически осмысливать изучаемые явления, что является важным элементом познавательной активности.

Практическая направленность активных методов обучения играет важную роль в формировании у школьников интереса к биологии. Выполнение опытов, наблюдений и экспериментов позволяет учащимся почувствовать себя исследователями, открыть для себя закономерности живой природы. Кроме того, такие занятия способствуют развитию моторики, точности действий, а также навыков документирования результатов и их анализа. Например, изучение микроструктуры тканей растений и животных под микроскопом не только закрепляет теоретические знания, но и формирует навыки работы с научным оборудованием.

Еще одним важным аспектом активных методов является их направленность на развитие коммуникативных умений школьников. Групповые проекты, обсуждения и презентации результатов исследований способствуют развитию умения работать в команде, аргументировать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других. Это особенно важно в условиях современной образовательной среды, где ценятся навыки взаимодействия и совместного решения задач.

Использование активных методов обучения также позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый школьник может выбрать наиболее комфортный для себя способ участия в процессе обучения: кто-то предпочитает анализировать данные, другой – экспериментировать, третий – выступать с презентацией. Это создает условия для реализации личностного потенциала каждого ребенка, формирует у него уверенность в своих силах и положительное отношение к предмету.

Важную роль в успешной реализации активных методов обучения играет учитель. Педагог должен обладать широким спектром профессиональных навыков, включая умение организовать учебный процесс, мотивировать учащихся, создавать благоприятную атмосферу для творческого поиска. Не менее важным является гибкость и готовность адаптировать методы к конкретным условиям, уровню подготовки школьников и особенностям образовательной программы.

Таким образом, активные методы обучения на уроках биологии являются эффективным инструментом развития познавательной активности школьников. Они способствуют не только усвоению знаний, но и формированию умений самостоятельного поиска информации, критического осмысления биологических процессов и применения полученных знаний на практике. В условиях реализации современных образовательных стандартов активные методы помогают учителю создать образовательную среду, в которой каждый ребенок становится активным участником познавательного процесса, готовым к дальнейшему обучению и успешной адаптации в современном обществе.

 

Список литературы

1. Байбикова А. О. Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний / А. О. Байбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 319-321.

2. Темирсултанова Ф. М. Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы / Ф. М. Темирсултанова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 103-107.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×