Активные методы обучения в группе ☼
Автор: Чернова Светлана Юрьевна
Активные методы обучения в группе, применяемые в начальной школе в условиях реализации
ФГОС НОО
«Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя – все, что может
сделать учитель - это указать дорожки».
Ричард Олдигтон
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения ставят и учителя, и ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений. А воспитать такого ученика может только учитель – не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие положительного отношения к учебе.
Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Считаю, что большое значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение».
Хотелось бы заметить, что особенно первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Стараюсь систематически подбирать задания для выполнения в паре.
Часто я использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.
Но чтобы работа в группе стала успешной, стоит обучать ребят навыкам сотрудничества.
Обучения навыкам сотрудничества.
Организацию групповой работы мы начинаем с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробируются на каждом уроке. Обязательно даём образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее просим детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Для решения проблем связанных со сплочением группы на всех этапах можно использовать игры, элементы психологического тренинга (см. приложение).
1. «Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.
2. «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
3. «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
4 . «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
5 «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
6. «Путанка» - групповое единство.
7. «Рукавички»-работа в паре.
Правила организации групповой работы
Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Мы устанавливаем для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы используем выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
Ø убедись, что в разговоре участвует каждый;
Ø говорить спокойно и ясно;
Ø говорить только по делу;
Ø не говорить всем сразу;
Ø реагировать жестами и знаками;
Ø возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
Ø обращаться друг к другу по имени.
На интерактивной доске показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как они начнут работать в группах.
Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Основные противопоказания при организации групповой работы.
Наблюдая совместную деятельность учащихся, мы пришли к выводу:
недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаем ему отсесть; не позволяем себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:
·постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
·раздача дидактического материала;
·планирование работы в группе;
·индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
·обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
·сообщение о результатах работы группы;
·общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Виды групповой работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряем совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Групповая форма работы, предполагает организацию совместной деятельности, общение учащихся, взаимопонимание, обмен знаниями и умениями. Кроме того, дети учатся грамотно и аргументировано излагать материал, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
Работа в парах и группах формирует у детей :
умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.
Методы обучения в группе.
Я в своей работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, драматизация, театрализация.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Как руководить группами кооперативного обучения?
В 1-2 классе делим детей на пары или тройки. (В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека). Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
· чтец читает вслух;
· секретарь - записывает что-то от лица группы;
· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист следит за временем.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
• подбор вопросов для разминки;
• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Вопросы для разминки независимо от урока могут быть следующими:
1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?
(4ч)
2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
3. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
4. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту? (Она не ходит)
5. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года? (Будет жить дальше)
6. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько
всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
7. Летели три страуса. Охотник убил одного. Сколько осталось?
(Страусы не летают)
8. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
9. Пингвин – птица или нет? (Птица)
10. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка-адмирал)
11. Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)
12. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)
Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из любой области знаний.
Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.
Использование методик организации игровой деятельности в группе.
Активные методы предполагают использование методик организации игровой деятельности. Методов может быть столько, сколько преподавателей, занимается этой проблемой.
Хочу поделиться опытом использования следующих методик:
Метод «Корзина идей»
Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Условно он выглядит следующим образом:
Алгоритм работы:
1. Задаю вопрос о том, что известно по теме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа).
3. Обмен информацией в парах или группах.
4. Каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
5. Все сведения кратко записываю в «корзинке идей», даже если они ошибочны.
6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит
к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Метод «На линии огня»
Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
Например:
Все мы живём на одной планете и ответственны за её будущее. Одна группа будет играть роль людей, бережно относящихся к природе. Вторая команда будет играть роль людей, забывающих о природе, выступающих с позиции потребителей. Вам необходимо найти аргументы в пользу своего мнения по различным вопросам.
Вопросы:
Вопрос 1. (Люди, бережно относящиеся к природе.) Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?
(Возможные варианты ответов.)
Надо регулировать потребление воды. Для этого сейчас в квартирах устанавливают счетчики воды. Человек потребляет ее столько, сколько требуется для жизни и учится экономить ее расход. Вовремя проводит ремонт, если происходят протекания в трубах.
Надо научиться экономно расходовать энергию, и тогда мы сохраним запасы горючих полезных ископаемых: угля, нефти. Для этого людям необходимо рассказывать об экономии энергии, информировать о новых источниках ее получения, проводить разработки этих новых источников энергии.
Вопрос 1. (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции потребителей.) Надо ли запретить потреблять в квартирах воду, свет в неограниченных количествах? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого?
(Возможные варианты ответов.)
Не надо, на планете и так воды много, больше, чем суши и ее хватит всем.
Не нужно, сейчас без электроэнергии не обойтись, все приборы работают на ней.
Вопрос 2. (Люди, бережно относящиеся к природе.) Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого человека?
(Возможные варианты ответов.)
Можно продлевать жизнь вещам, вовремя их ремонтировать. Можно заменить их искусственными материалами, но они плохо перерабатываются разрушителями, тут надо подумать.
Да, так как полиэтилен не перерабатывается разрушителями, он будет только загрязнять природу.
Вопрос 2. (Люди, забывающие о природе, выступающие с позиции потребителей.) Надо ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей и нужно ли запретить использовать полиэтилен? Если да, то, как это сделать, не нарушая права каждого человека?
(Возможные варианты ответов.)
Не надо, можно больше выращивать растений и животных, из которых будут сделаны вещи, а это создаст еще и рабочие места для людей.
Но ведь этот упаковочный материал очень прочный и красиво выглядит.
Метод «Ажурная пила»
Метод «Jigsaw» -в дословном переводе с английского «ажурная пила, машинная ножовка» разработан профессором Э. Аронсоном в 1978 г.
Групповая форма работы при изучении нового материала.
Плюсы метода
Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
Это упражнение может заменить объяснение нового материала.
Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
Школьники сами участвуют в процессе преподавания.
Этапы работы:
• Деление на группы,
• Распределение вопросов,
• Самостоятельное изучение материала,
• Работа в экспертной группе,
• Подробное освещение вопросов в своей группе,
• Выборочный итоговый контроль учителя,
• Оценка работы группы.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как « Кафешка»,«Ромашка», «Итоговый круг».
Метод «Кафешка»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Метод «Итоговый круг»
На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.
Метод «Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Преимущества группового обучения:
1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
5. Воспитывается взаимоуважение.
6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
9. Реализуется принцип деятельности.
10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
11. Учащиеся усваивают больший объем материала.
12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
14. Минимальный объем домашнего задания.
15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.
Выводы:
Разумное и целесообразное использование этих методов активного обучения в группе значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем, и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Приложение.
И Г Р Ы
1. «Восковая палочка»
Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. В кругу «восковая палочка». Её ноги «прибиты» к полу, а костей у неё нет. Палочка, закрыв глаза, качается, а группа, мягко перебрасывает её от одногочлена группы к другому.
2. «Страшные сказки»
Гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать в темноте страшные сказки. Часто, если уровень доверия в группе высок, дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте. Эта игра имеет коррекционное значение, направлена на снятие тревоги.
3. «Путанка»
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как сумеет. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся. Игра поддерживает групповое единство.
4. «Необитаемый остров»
Игра начинается с социометрии – кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные пары, все едут на необитаемый остров: дальше может быть любая психодрама. По нашему опыту, если эта игра приходится на самое начало второго этапа, наиболее она идёт, если психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенных волнами англосаксов. Вызывая агрессию на себя, удаётся хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии.
5. «Жмурки»
Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его кружит на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например:»на чём стоишь?».-«Что ешь?»-«Колбасу».-«Что пьёшь?».-«Квас». «Ищи мышей, а не нас». После этого все разбегаются, а «жмурка» должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь, и т.п. «Жмурка» должна поймать кого-то и на ощупь угадать, кто это. Игра направлена на групповое сплачивание и инициирование тактильных контактов. Хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.
6. «Крепость»
Группа делится на две команды. Каждая команда строит из мебели крепость, или одна команда защищает крепость, а другая штурмует её. Основное оружие – надувные мячи и мягкие игрушки. Игра даёт возможность проявлять агрессию. Интересна диагностически – кто с кем захочет быть в команде.
7. «Коллективная сказка»
Даётся инструкция – придумать сказку. Существует два варианта этой игры.
Вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет своё, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и своё и т.д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. В этой игре можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.
Вариант 2. Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.
8. «Модифицированное зеркало»
Такая же игра, как зеркало, но водящий должен изображать не всё, что угодно, а кого-то из членов группы. Упражнение для получения обратной связи. Группа угадывает, кого изображает водящий.
9. «Моргалки»
Группа делится на две команды. В одной команде должно быть на одного человека больше. Кресла по количеству человек в большой команде ставятся кругом, на довольно большом расстоянии друг от друга. Члены меньшей команды садятся в кресла, а члены большей команды становятся позади кресел. Таким образом, один человек оказывается за спинкой пустого кресла. Он становится водящим. Его задача – без слов, одним только незаметным подмигиванием переманить к себе в кресло кого-то их сидящих, а остальные, стоящие, должны удерживать своих сидящих. Каждый сидящий стремится перебежать к моргалке, но бежит только тот, кому реально поморгали. Стоящие не имеют права держать сидящих за плечи, удерживать можно только тогда, когда сидящий захотел перебежать. Игра направлена на объединение группы.
Литература:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,2001
4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.
7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения.- М., 2001.
8 Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
11. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. – М., 2004.
12. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003.
13. Поляков С. Школа: поиск и пути. – М., 2003.
14. «Копилочка активных методов обучения». Образовательный портал «Мой университет»