Активные методы воспитания и обучения. | Мой кабинет. Работа №342503
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и обучающихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.
Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего Отечества. В 2017-2018 учебном году во всех школах России, в том числе и в Республике Башкортостан, были введены два новых предмета: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (на уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (на уровень основного общего образования). Эти два предмета в обязательной части учебного плана, законные представители обучающихся имеют право на выбор изучения родного языка. Заявления пишутся на уровень обучения в 1 классе и в 5 классе, когда переходят в среднее звено обучения. В моем 3 а классе всего 31 ученик, из них изучают родной башкирский язык – 1 ученик (башкир- 4), родной татарский язык – 2 ученика (татар 10), а остальные 29 учеников изучают родной русский язык (русских-15). Есть над чем подумать, каждый ученик имеет право изучать свой родной язык. Тем более в нашей школе есть специалисты: учитель татарского языка, учитель башкирского языка. Министерство просвещения России разъяснило разницу между предметами "Русский язык и литература" и "Родной язык и родная литература".
"В отличие от изучения предметной области "Русский язык и литература", изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Таким образом, изучение предметной области "Родной язык и родная литература" носит культурологический характер", — сказано в ответе министерства просвещения.
Но, к сожалению, по этому предмету нет учебников и учебных пособий, приходится использовать разные учебные пособия, дидактический материал. Радует то, что некоторые издательства готовят к выпуску новые УМК «Русский родной язык» для 1–4 и 5–9 классов.
Предметная область «Русский родной язык» включает три основных содержательных блока: «Язык и культура», «Культура речи» и «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Особое внимание в рамках курса уделяется практическому компоненту: формированию у школьников коммуникативных навыков, совершенствованию культуры речи, а также проектной и исследовательской работе, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. По учебному плану школы на изучение родного (русского) языка и литературное чтение на родном (русском) языке отводится 1 час в неделю (0,5 часов на изучение родного языка и 0,5 часов на литературное чтение на родном языке).
Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Считаю, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах. Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время я широко использую и нестандартные. Это, в частности, конкурсы, путешествия, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.
Методические приемы на уроке должны быть многообразны. Дидактические игры, например, позволяют организовать повторение, закрепление учебного материала в интересной форме. Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению. Некоторые активные методы, помогают мне сделать урок творческим, интересным. Любые технологии, которые в последнее время часто применяются на уроках русского языка, можно с легкостью применить и на уроках родного языка.
На уроках родного русского языка и литературы в 1-4 классах можно использовать метод «Артикуляционные разминки». Цели такой разминки – это и знакомство (или повторение) с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; учимся четко произносить определенные звуки и звукосочетания (как индивидуально, так и коллективно). Например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Также легко работать с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов. Что значит: «ищи дела, как хлеба», «лентяй посреди реки просит напиться», «дерево ценят по плодам, а человека по делам»? Объясните фразеологизмы: «сидеть сложа руки», «лодыря корчить». Какими пословицами и поговорками можно проиллюстрировать события, происходящие с нами в жизни? И ребятам это нравится.
Активно использую на уроках игру «Тренируй мозги». Учителем предлагается одно слово, например слово «Башкортостан». И обучающиеся должны составить всевозможные слова из данного слова на определенное время. После этого проводится беседа о Республике Башкортостан.
Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык . Я стараюсь найти возможность приблизить к жизни, любой содержательный материал.
Предлагаю группу слов: пассажир, изучать, корабль, Уфа, родной, листья.
На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены;
- разные части речи,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Ребятам предлагается исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений: «родной» (как единственное прилагательное) и т.д. Никогда не останавливаю, не говорю «НЕТ», всегда даю высказать свое мнение. А добравшись до слова «Уфа» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше - о том, как мы понимаем слова «родной город», что значить «любить свой город», как и от кого мы его защищаем и бережем. Продолжаю разговор о нашем городе. Далее в тетради появляется составленное с использованием данных слов предложение о своем городе («Мне дорог мой родной город», «Мальчики и девочки нашего класса изучают историю нашего города» и т.д.). Это ли не воспитание?
Задания с пропущенными буквами. Учитель показывает карточку, а ученики быстро пишут на досках пропущенные буквы. Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся сообразительности, внимания, умение быстро находить правильное решение, воспитывают чувство коллективизма. Любовь к языку можно воспитать только через любовь к предмету, данный материал поможет учителю сделать это в более короткие сроки.
Папки- помощники. (показываю).
Очень нравится ребятам собирать материал для уроков и готовить презентации. Уже сейчас, в 3 классе научились делать презентацию 8-10 человек. Компьютер здорово выручает на уроках. И я иногда даже начав показ, останавливаю на самом интересном месте и прошу к следующему уроку подготовить необходимый материал на тему. А потом мы всем классом продолжаем просмотр материала, доказывая правоту выступления учащегося.
Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важнейших источников нравственного воспитания младших школьников. Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
На уроках литературы в начальных классах хорошо «работает» метод под названием «Недавно я прочитал…». Цель – побудить к чтению, рассказать, написать о любимых книгах, каждый делится своим « книжным» открытием. Мы в классе организовали классную библиотеку, перед каждым уроком читают пять минут ..
В технологии формирующего оценивания представлен прием «Верные – неверные утверждения» или «Согласен – не согласен». Можно проводить каждый урок, времени тратится мало, продуктивность высокая, обучающимся интересно работать, оценить свою деятельность на уроке. На уроке литературы в 3 классе после прочтения повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: приём «Согласен – не согласен»: 1. Произведение «Бедные
Произведения о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям. Игра «Разведчики».
При этом стиле образовательного общения на первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе, если оно проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях. Поведении, высказываниях
Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока, обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Я научилась… Я смогу…
«Светофор».
Дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.
«Зарядка».
Учитель предлагает учащимся встать между рядами парт и показать движениями свою оценку за работу на уроке:
· Присесть – очень низкая оценка;
· Встать ровно и развести руки в стороны – хорошая оценка;
· Поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка
«Для меня сегодняшний урок…»
Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке.
Интересно
Скучно
Безразлично
Работал(а)
Отдыхал(а)
Помогал(а) другим
Понял(а) материал
Узнал(а) больше, чем знал(а)
Не понял(а)
«График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
3) Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками в нем».
На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.
«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: -сегодня меня порадовало… -сегодня меня огорчило…
«Подарок». Ребѐнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелѐный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Аналогичным приемом является методика «Букет», которая развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». После задаются такие же вопросы.
«Комплимент». Этот приѐм даѐт возможность удачно закончить урок на положительной ноте: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.
5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОМПЛИМЕНТА
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!"
И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
Считаю, что моя система воспитательной работы, направлена на формирование творческой личности, с высокими нравственными качествами. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души и, может быть, пройдет много лет, и я услышу их «СПАСИБО»
Пусть ваши ученики каждый день скажут вам те добрые слова, которые вы себе написали.
Активные методы обучения и воспитания обучающихся
на уроках родного языка
и литературного чтения на родном языке.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и обучающихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.
Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего Отечества. В 2017-2018 учебном году во всех школах России, в том числе и в Республике Башкортостан, были введены два новых предмета: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (на уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (на уровень основного общего образования). Эти два предмета в обязательной части учебного плана, законные представители обучающихся имеют право на выбор изучения родного языка. Заявления пишутся на уровень обучения в 1 классе и в 5 классе, когда переходят в среднее звено обучения. В моем 3 а классе всего 31 ученик, из них изучают родной башкирский язык – 1 ученик (башкир- 4), родной татарский язык – 2 ученика (татар 10), а остальные 29 учеников изучают родной русский язык (русских-15). Есть над чем подумать, каждый ученик имеет право изучать свой родной язык. Тем более в нашей школе есть специалисты: учитель татарского языка, учитель башкирского языка. Министерство просвещения России разъяснило разницу между предметами "Русский язык и литература" и "Родной язык и родная литература".
"В отличие от изучения предметной области "Русский язык и литература", изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Таким образом, изучение предметной области "Родной язык и родная литература" носит культурологический характер", — сказано в ответе министерства просвещения.
Но, к сожалению, по этому предмету нет учебников и учебных пособий, приходится использовать разные учебные пособия, дидактический материал. Радует то, что некоторые издательства готовят к выпуску новые УМК «Русский родной язык» для 1–4 и 5–9 классов.
Предметная область «Русский родной язык» включает три основных содержательных блока: «Язык и культура», «Культура речи» и «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Особое внимание в рамках курса уделяется практическому компоненту: формированию у школьников коммуникативных навыков, совершенствованию культуры речи, а также проектной и исследовательской работе, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. По учебному плану школы на изучение родного (русского) языка и литературное чтение на родном (русском) языке отводится 1 час в неделю (0,5 часов на изучение родного языка и 0,5 часов на литературное чтение на родном языке).
Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Считаю, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах. Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время я широко использую и нестандартные. Это, в частности, конкурсы, путешествия, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.
Методические приемы на уроке должны быть многообразны. Дидактические игры, например, позволяют организовать повторение, закрепление учебного материала в интересной форме. Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению. Некоторые активные методы, помогают мне сделать урок творческим, интересным. Любые технологии, которые в последнее время часто применяются на уроках русского языка, можно с легкостью применить и на уроках родного языка.
На уроках родного русского языка и литературы в 1-4 классах можно использовать метод «Артикуляционные разминки». Цели такой разминки – это и знакомство (или повторение) с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; учимся четко произносить определенные звуки и звукосочетания (как индивидуально, так и коллективно). Например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Также легко работать с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов. Что значит: «ищи дела, как хлеба», «лентяй посреди реки просит напиться», «дерево ценят по плодам, а человека по делам»? Объясните фразеологизмы: «сидеть сложа руки», «лодыря корчить». Какими пословицами и поговорками можно проиллюстрировать события, происходящие с нами в жизни? И ребятам это нравится.
Активно использую на уроках игру «Тренируй мозги». Учителем предлагается одно слово, например слово «Башкортостан». И обучающиеся должны составить всевозможные слова из данного слова на определенное время. После этого проводится беседа о Республике Башкортостан.
Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык . Я стараюсь найти возможность приблизить к жизни, любой содержательный материал.
Предлагаю группу слов: пассажир, изучать, корабль, Уфа, родной, листья.
На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены;
- разные части речи,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Ребятам предлагается исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений: «родной» (как единственное прилагательное) и т.д. Никогда не останавливаю, не говорю «НЕТ», всегда даю высказать свое мнение. А добравшись до слова «Уфа» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше - о том, как мы понимаем слова «родной город», что значить «любить свой город», как и от кого мы его защищаем и бережем. Продолжаю разговор о нашем городе. Далее в тетради появляется составленное с использованием данных слов предложение о своем городе («Мне дорог мой родной город», «Мальчики и девочки нашего класса изучают историю нашего города» и т.д.). Это ли не воспитание?
Задания с пропущенными буквами. Учитель показывает карточку, а ученики быстро пишут на досках пропущенные буквы. Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся сообразительности, внимания, умение быстро находить правильное решение, воспитывают чувство коллективизма. Любовь к языку можно воспитать только через любовь к предмету, данный материал поможет учителю сделать это в более короткие сроки.
Папки- помощники. (показываю).
Очень нравится ребятам собирать материал для уроков и готовить презентации. Уже сейчас, в 3 классе научились делать презентацию 8-10 человек. Компьютер здорово выручает на уроках. И я иногда даже начав показ, останавливаю на самом интересном месте и прошу к следующему уроку подготовить необходимый материал на тему. А потом мы всем классом продолжаем просмотр материала, доказывая правоту выступления учащегося.
Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важнейших источников нравственного воспитания младших школьников. Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах, поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
На уроках литературы в начальных классах хорошо «работает» метод под названием «Недавно я прочитал…». Цель – побудить к чтению, рассказать, написать о любимых книгах, каждый делится своим « книжным» открытием. Мы в классе организовали классную библиотеку, перед каждым уроком читают пять минут ..
В технологии формирующего оценивания представлен прием «Верные – неверные утверждения» или «Согласен – не согласен». Можно проводить каждый урок, времени тратится мало, продуктивность высокая, обучающимся интересно работать, оценить свою деятельность на уроке. На уроке литературы в 3 классе после прочтения повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: приём «Согласен – не согласен»: 1. Произведение «Бедные
Произведения о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям. Игра «Разведчики».
При этом стиле образовательного общения на первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе, если оно проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях. Поведении, высказываниях
Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,
обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
«Светофор».
Дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.
«Зарядка».
Учитель предлагает учащимся встать между рядами парт и показать движениями свою оценку за работу на уроке:
Присесть – очень низкая оценка;
Встать ровно и развести руки в стороны – хорошая оценка;
Поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка
«Для меня сегодняшний урок…»
Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке.
Интересно
Скучно
Безразлично
Работал(а)
Отдыхал(а)
Помогал(а) другим
Понял(а) материал
Узнал(а) больше, чем знал(а)
Не понял(а)
«График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
3) Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками в нем».
На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.
«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
«Подарок». Ребѐнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелѐный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Аналогичным приемом является методика «Букет», которая развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». После задаются такие же вопросы.
«Комплимент». Этот приѐм даѐт возможность удачно закончить урок на положительной ноте: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.
5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОМПЛИМЕНТА
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!"
И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
Считаю, что моя система воспитательной работы, направлена на формирование творческой личности, с высокими нравственными качествами. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души и, может быть, пройдет много лет, и я услышу их «СПАСИБО»
Пусть ваши ученики каждый день скажут вам те добрые слова, которые вы себе написали.