Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе | Останкова Наталья Николаевна. Работа №338522. Номер работы: №338522

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме  повышения эффективности обучения русскому языку и литературе в школе. Автор анализирует роль активных методов обучения в  формировании  навыков  грамотного  письма  и  чтения,  а  также  в  развитии  творческого  мышления  учащихся. В статье рассматриваются  популярные  активные  приемы обучения: ролевые игры, творческие методы и проектная деятельность. Подчеркивается их  способность  увлечь  учеников  процессом  обучения,  а  также  способствовать  более  эффективному  усвоению  знаний.

Ключевые слова: Активные методы обучения, ролевые игры, творческое мышление, коммуникативные навыки.

АКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

 

Останкова Наталья Николаевна, учитель,

МБОУ «Средняя школа №14», г. Иловайск, ДНР

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности обучения русскому языку и литературе в школе. Автор анализирует роль активных методов обучения в формировании навыков грамотного письма и чтения, а также в развитии творческого мышления учащихся. В статье рассматриваются популярные активные приемы обучения: ролевые игры, творческие методы и проектная деятельность. Подчеркивается их способность увлечь учеников процессом обучения, а также способствовать более эффективному усвоению знаний.

Ключевые слова: Активные методы обучения, ролевые игры, творческое мышление, коммуникативные навыки.

 

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе играют важную роль в формировании навыков грамотного письма и чтения, а также развивают творческое мышление учащихся. Они призваны не только увлечь учеников процессом обучения, но и способствуют более эффективному усвоению знаний. Эти приёмы активно применяются учителями для повышения эффективности учебного процесса и заинтересованности детей в изучении предметов.

Одним из популярных активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы является ролевая игра. В рамках этой игры ученики могут воплотить себя в роли героев литературных произведений, анализировать их характеры и действия, решать различные ситуации и обсуждать их с классом. Это помогает учащимся лучше понять тексты и глубже вникнуть в их смысл.

Игры и ролевые упражнения также помогают ученикам развивать свои коммуникативные навыки. В ходе игры они учатся активно слушать и понимать речь других людей, а также высказывать свои мысли и идеи грамотно и доходчиво. Кроме того, в игре учащиеся улучшают свои навыки работы в коллективе, настраиваются на сотрудничество и учатся принимать другие точки зрения.

Важной особенностью игр и ролевых упражнений является их способность активизировать творческое мышление учащихся. В ходе игры они вынуждены мыслить ситуативно, предлагать нестандартные решения задач и быть гибкими в поиске путей достижения цели. Это способствует развитию у них креативности, а также способности искать и находить нестандартные решения.

Следующим активным приёмом обучения на уроках русского языка является применение творческих методов. Творческие методы позволяют воспринимать учебный материал более органично, активизировать мыслительные процессы и стимулировать творческое мышление у учащихся. Например:

1. Игровая деятельность. Игры на уроках русского языка и литературы позволяют учащимся не только закрепить и повторить изученный материал, но и решать интересные задачи, развивать коммуникативные навыки и креативное мышление. Например, игра "Путаница слов" помогает учащимся активизировать лексический запас и развить навыки составления словосочетаний. Игра "Книжная викторина" способствует развитию литературной эрудиции и интереса к классическим произведениям.

2. Проведение театрализованных уроков. Учащиеся могут самостоятельно создавать сценарии на основе изучаемых произведений и выступать в роли героев литературных произведений. Это помогает развивать актерское мастерство, воображение и эмоциональную отзывчивость. Театрализованные уроки русского языка и литературы создают особую атмосферу в классе, где учащиеся более активно включаются в обучение.

3. Использование разных видов проектной деятельности на уроках. Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно исследовать тему, представить свои исследовательские результаты и выразить собственное мнение. Например, проект "Моя любимая книга" позволяет учащимся не только рассказать о своей любимой книге, но и разработать презентацию, создать книжную выставку или провести литературный вечер.

Одним из важных аспектов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы является выбор интересующей темы проекта. В зависимости от возраста и уровня подготовки учеников, такие темы могут быть связаны с изучением литературных произведений, анализом языковых явлений, исследованием жанровой сущности литературы и др. Кроме того, проектная деятельность может включать сочинение собственного текста, создание презентации или видеоролика, проведение дебатов или конференции.

Проектная деятельность должна проводиться в форме коллективных или индивидуальных проектов. При коллективных проектах каждому участнику поручается конкретное задание, которое необходимо выполнить. После того как все задания выполнены, ученики представляют продукт своей работы – презентацию, буклет, доклад и т.д. При индивидуальных проектах каждый ученик самостоятельно выбирает тему и форму представления, что позволяет развить их творческую активность.

В результате проектной деятельности ученики активно учатся применять полученные знания и навыки на практике, интегрируя их в реальные проекты. Они развивают свое творческое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. Кроме того, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки учеников, а также способности к самостоятельной исследовательской работе.

Примеры приемов обучения на уроках русского языка и литературы в школе:

1. Игровые методы:

"Словесные дуэли": Ученики делятся на две команды и соревнуются в знании правил русского языка, в умении правильно строить предложения, использовать лексику.

"Ролевая игра": Ученики вступают в роль героев литературного произведения и разыгрывают отрывок, диалог, сцену.

"Квест": Ученики ищут отгадки на загадки, решают кроссворды, выполняют задания, связанные с темой урока.

"Интеллектуальные игры": "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Своя игра" - ученики отвечают на вопросы, решают задачи, соревнуются в знании предмета.

"Дебаты": Ученики делятся на две команды и отстаивают свои точки зрения по проблеме, заданной учителем.

"Творческий конкурс": Ученики создают собственные стихи, рассказы, эссе, пьесы, рисунки, музыкальные композиции на тему урока.

2. Проектная деятельность:

"Исследовательский проект": Ученики выбирают тему для исследования и собирают информацию из различных источников, анализируют тексты, проводят опросы, создают собственные тексты.

"Творческий проект": Ученики создают собственное художественное произведение (рассказ, стих, пьесу, сценарий) на основе прочитанного текста.

"Презентационный проект": Ученики подготавливают презентацию по теме урока, используя текст, изображения, видео, аудио, чтобы представить результаты своего исследования или творческого проекта.

3. Работа с текстом:

"Метод "Чтение с остановками": Ученики читают текст по частям, обсуждают прочитанное, делают записи, отвечают на вопросы.

"Метод "Кластер": Ученики создают схему текста, выделяя ключевые слова, понятия, идеи.

"Метод "Инсерт": Ученики читают текст и делают пометки на полях (V - знаю, ? - не знаю, + - новое, - не согласен), затем обсуждают свои записи.

"Метод "Синквейн": Ученики составляют стихотворение из пяти строк по теме текста.

"Метод "Диалогическое чтение": Ученики читают текст по ролям, обсуждают его содержание, высказывают свои мнения.

"Метод "Размышление вслух": Ученики читают текст вслух и делают заметки о своих мыслях, чувствах, вопросах.

4. Информационные технологии:

"Онлайн-платформы для анализа текста": Ученики используют онлайн-платформы, которые помогают анализировать текст, выделять ключевые слова, определять стиль и жанр, создавать схемы и карты.

"Создание презентаций": Ученики создают презентации по теме урока, используя текст, изображения, видео, аудио, чтобы представить результаты анализа текста.

"Создание видеороликов": Ученики создают видеоролики, в которых представляют свой анализ текста, используют видеофрагменты, музыку, звуковые эффекты, анимацию, чтобы сделать видео более ярким и интересным.

5. Другие активные приемы:

"Мозговой штурм": Ученики генерируют идеи, предложения, решения по теме урока.

"Круглый стол": Ученики обсуждают проблему, высказывают свои мнения, аргументируют свою позицию.

"Дебаты": Ученики делятся на две команды и отстаивают свои точки зрения по проблеме, заданной учителем.

"Интервью": Ученики берут интервью у друг друга, у учителя, у специалиста по теме урока.

"Работа в малых группах": Ученики делятся на малые группы и выполняют задания совместно.

Важно:

- Применяйте разнообразные активные приемы обучения на уроках, чтобы сделать их более интересными и эффективными.

- Подбирайте приемы в соответствии с возрастом учащихся и целями урока.

- Создавайте на уроке атмосферу доверия и поддержки, чтобы ученики не боялись высказывать свои мнения и участвовать в работе.

- Оценивайте не только знания учащихся, но и их активность, творческий подход, умение работать в команде.

Список литературы

1. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2007.- №8. – с.11-15.

2. Клишова О.Г. Использование информационно –коммуникативных технологий на уроках литературы /О.Г. Клишова //Управление качеством образования. – 2008. - №3. –с.22-28.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×