Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Актуализация ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде | Чижикова Яна Валентиновна. Работа №342990

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуализации ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде. Описываются основные подходы и методы воспитания, направленные на сохранение культурного наследия через приобщение детей и подростков к народным традициям. Приводятся примеры мероприятий и занятий, способствующих формированию у учащихся интереса к русскому фольклору и его духовным ценностям.

Ключевые слова: русский фольклор, ценности, детско-юношеская среда, культурное наследие, традиции, воспитание.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СРЕДЕ

 

Чижикова Яна Валентиновна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ Херсонской области «Крестовская школа Чаплынского муниципального округа»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуализации ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде. Описываются основные подходы и методы воспитания, направленные на сохранение культурного наследия через приобщение детей и подростков к народным традициям. Приводятся примеры мероприятий и занятий, способствующих формированию у учащихся интереса к русскому фольклору и его духовным ценностям.

Ключевые слова: русский фольклор, ценности, детско-юношеская среда, культурное наследие, традиции, воспитание.

 

Русский фольклор, как неотъемлемая часть национального культурного наследия, играет важную роль в формировании духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения. В условиях современного мира, где глобализация и цифровизация оказывают значительное влияние на мировоззрение и культуру молодёжи, особенно важно сохранить и передать традиции и ценности народного творчества. Воспитание на основе фольклора помогает не только сохранять культурное наследие, но и формировать у детей и подростков уважение к своему народу, истории и традициям.

Одним из ключевых подходов к актуализации ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде является включение фольклорных материалов в образовательный процесс. Учитель может использовать фольклор на уроках литературы для того, чтобы познакомить учащихся с народными былинами, пословицами и поговорками. Например, при изучении темы «Русские былины» на уроках литературы можно предложить учащимся не только прочитать произведения, но и обсудить их моральные уроки, оценить характеры героев и выяснить, какие ценности отражены в сюжетах. Это помогает учащимся осознать важность таких понятий, как честность, трудолюбие, храбрость, честь, доброта, которые через века передавались в народных былинах.

Творческие занятия, направленные на изучение и воспроизведение фольклора, также способствуют формированию интереса к традициям. Учитель может организовать мастер-классы по народным ремёслам, фольклорным танцам или народным песням. Например, учащиеся могут научиться петь русские народные песни, разучивать хороводы или танцы, характерные для разных регионов России. Такие занятия помогают учащимся не только узнать больше о культуре своего народа, но и ощутить связь с народным творчеством через практическую деятельность.

Фольклорные праздники и фестивали также являются важной формой актуализации ценностей русского фольклора. Учитель может организовать в школе праздник, посвящённый народным традициям, где дети будут участвовать в костюмированных представлениях, исполнять народные танцы и песни, разыгрывать сцены из сказок или былин. Например, можно провести праздник «Масленица», где школьники будут исполнять роли персонажей фольклора, таких как медведь, скоморохи, хозяйка Масленицы. Это помогает не только оживить народные традиции, но и создать у детей и подростков эмоциональную связь с культурным наследием.

Изучение народных пословиц и поговорок помогает учащимся глубже понять моральные и духовные ценности, которые передавались через века. Учитель может предложить учащимся найти современные аналоги пословиц или обсудить, как те или иные народные выражения могут быть применены в современной жизни. Это помогает школьникам осознать, что народная мудрость остаётся значимой и в современном мире, несмотря на изменения в обществе.

Театральные постановки по мотивам русских народных сказок также способствуют популяризации фольклорных ценностей. Учитель может предложить школьникам инсценировать сказку, где каждый учащийся будет выполнять определённую роль. Такие театральные постановки способствуют развитию у детей творческих способностей, а также укрепляют их интерес к народным традициям.

Экскурсии в музеи фольклора и народных ремёсел также могут стать важной частью воспитательной работы. Учитель может организовать посещение музеев, где дети смогут познакомиться с народными костюмами, инструментами, изделиями народных мастеров. Это поможет учащимся увидеть, как ценности и традиции воплощаются в материальной культуре, осознать значимость сохранения и передачи народных традиций. После экскурсии можно предложить детям обсудить, какие из увиденных объектов их больше всего впечатлили, и как они связаны с народным творчеством.

Интерактивные мероприятия, такие как викторины или игры по мотивам фольклора, помогают сделать процесс изучения народных традиций более увлекательным и динамичным. Например, можно организовать викторину на тему «Знаешь ли ты обрядовый фольклор?», Такая викторина не только стимулирует интерес к фольклору, но и помогает учащимся лучше запомнить основные виды обрядового фольклора: семейный и календарный фольклор.

Использование современных технологий для популяризации русского фольклора среди молодёжи также является важным подходом. Учитель может предложить учащимся создать мультимедийные проекты по теме фольклора, где они будут искать и представлять материалы о народных традициях. Например, школьники могут создать видеоролики о русских народных праздниках или записать исполнение народных песен. Это помогает сделать изучение фольклора более доступным и интересным для современных школьников.

Таким образом, можно утверждать, что актуализация ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде требует системного подхода, который включает в себя интеграцию фольклора в учебный процесс, творческие занятия, организацию фольклорных праздников, театральных постановок, изучение пословиц и проведение экскурсий. Эти методы помогают детям и подросткам не только узнать больше о своём культурном наследии, но и осознать значимость духовных и нравственных ценностей, переданных через века в народном творчестве. Важно, чтобы фольклор оставался неотъемлемой частью воспитательного процесса, способствуя формированию у молодёжи уважения к своим корням и духовным традициям.

 

Список литературы

Красноперова, М. С. Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников / М. С. Красноперова, М. Н. Симакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 178-180.

Яковлева, И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей / И. А. Яковлева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 463-465.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×