Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка | Асадуллаева Нурида Мазахир кызы. Работа №222390
Автор: Асадуллаева Нурида Мазахир кызы
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка»
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка»
Здоровье сберегающие технологии
Гуманизация школьного образования - одно из приоритетных направлений сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Отсутствие данной динамической нагрузки приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, и как следствие, плохому усвоению изучаемого материала.
Перегрузка учащихся на уроке зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний организован правильно: интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Чтобы повысить динамическую составляющую урока необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных коллег на педагогических сайтах в Интернете. Организация уроков обучения второму языку проходит с привлечением большого количества active songs and games, fingerplays, role plays, chants.
Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся: положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха); n самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение); гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);
физкультминутка, динамическая пауза
(снимают напряжение общей моторики);
смена видов деятельности
(разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
игра, игровые моменты
(преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
Игровые методики на уроках английского языка
Игровые методики на уроках английского языка как один из методов здоровье сберегающих технологий является также и способом повышения мотивации к изучению английского языка
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса в обществе к иностранному языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка у учащихся.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса и познавательной деятельности учащихся способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
оптимальный темп ведения урока
;
подача материала наиболее доступным рациональным способом
(предполагает воздействие на все каналы);
нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
нетрадиционная система опроса;
музыкальное сопровождение;
групповой метод обучения.
Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку и наши отечественные коллеги, без сомнения, применяют их на практике по мере возможности
Проектные технологии на уроках иностранного языка
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.
Хочется привести в качестве примера урок-проект, проведённый мною в 8 классе по теме »Экологический туризм в условиях современного города. По зелёной тропе вглубь истории». На организацию и проведение урока нас подвигли: во-первых, интерес к истории своего города, во - вторых обеспокоенность экологическими проблемами, имеющими место быть сегодня в нашем городе. В результате обсуждений с учащимися решено было создать две группы историков и экологов, которые занялись изучением экологического состояния микрорайона школы и изучением истории памятников и памятных мест нашего микрорайона. В ходе проекта родились замечательные экскурсии, были созданы и представлены вниманию учащихся школы, учителей, гостей города презентации исторической и экологической группы, которые назывались «Исторические места моего микрорайона» и «Зелёная тропа».
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
простор для творческой и созидательной деятельности
.
Очень актуальной технологией в преподавании учебных предметов, в том числе, и английского языка в свете новых образовательных стандартов является технология критического мышления на уроках английского языка. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию.
Какие же умения необходимы для критического мышления?
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Д.Халперн
, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:
- анализ / выводы;
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- установление и создание, поиск аналогий, метафор;
- активизация ранее приобретенных знаний;
- активизация причинно-следственных отношений;
- анализ значимости;
- сравнение — сопоставление — противопоставление;
- применение в реальных условиях;
- оценка и ее д
остоверность
- обобщение идей;
- изучение других точек зрения.
Что дает использование данной технологии учащимся и учителю
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Учителю, который хочет научить учащихся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем, как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Как критическое мышление можно применить в обучении английскому языку?
Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет самосознание. Благодаря критическому мышлению и самосознанию можно понять связь между мыслями и эмоциями. Хотя принято считать, что они независимы друг от друга, но на самом деле чувства основаны на определённом уровне мысли и мысли появляются на определённом уровне чувств.
Учитель ИЯ может способствовать критическому мышлению на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.
Использование информационных технологий на уроках английского языка помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Метод обучения, при котором учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной активной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося".
Активное обучение - это способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся знаний доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащегося и обеспечивают требуемый уровень мотивации. При такой форме организации учебного процесса учителю необходимо правильно ориентировать познавательную деятельность учащихся, сориентировать их в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь.
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют основной своей целью повышение активности учащихся, их самостоятельную деятельность по добыванию знаний, истины, так как, истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в ходе деятельности.
Использованная литература
Полат
Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2007 - № 1
Полат
Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – 2006.
Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского
языка.-
2006. № 6. – С. 49-54
Баклашкина
М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.
Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на
занятиях /
/
Иностр
. языки в школе. – 2011. – № 1.
Коряковцева
Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный
язык .
– М.: АРКТИ, 2009. – 176 с.
Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К.
Бабинская
и др. – Мн.: Тетра Системс, 2010. – 288 с.
Коптюг
Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2009, № 3.
Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2010.
Подопригорова
Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
Душеина
Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2010, № 5.
Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2011, № 5.