Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Актуальность использования тренинговой формы работы на уроках «Окружающий мир» в начальных классах. | Марина Анатольевна Мальцева. Работа №355685

Дата публикации:
Автор:
Описание:

С введением ФГОС НОО нового поколения особое внимание в начальной школе уделяется формированию коммуникативной компетентности учащихся, которая обеспечивает учет позиции других людей, партнера по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать с окружающими. Данная статья направлена на актуальность использования тренинговой формы работы для младших школьников для достижения формирования коммуникативных компетенций у младших школьников.

М.А.Мальцева, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 1253 г. Москвы,
Е.Ф.Козина, к.п.н., доцент ГБОУ ВПО МГПУ
Актуальность использования тренинговой формы работы на уроках Окружающий мир в начальных классах.
С введением ФГОС НОО нового поколения особое внимание в начальной школе уделяется формированию коммуникативной компетентности учащихся, которая обеспечивает учет позиции других людей, партнера по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать с окружающими. Данный вопрос прорабатывается в следующих направлениях: изучение многоаспектной природы общения, связанное с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, компетентности личности (И.А.Зимняя, Л.В.Епишина, В.А.Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская); выявление учебно-коммуникативных трудностей младших школьников (Г.В.Бурменская, И.В.Дубровина, Р.В. Овчарова) и способов их преодоления (А.Г.Асмолов, М.В.Григорьева, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин); формирование коммуникативной компетентности (Ш.А. Амонашвили, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, И.П.Иванов, Т.Ю.Ковалева) и культуры учащихся (И.Н.Озерова, Е.В.Позднякова), в т.ч. на уроках (В.В. Давыдов, Н.Ф.Виноградова, Т.Ю.Ковалева, Е.Л.Мельникова, Л.М.Цветова).
На практике же эта задача решается во всех дисциплинах, в т.ч. в курсе Окружающий мир, где развитие у младшего школьника опыта общения, речи рассматривается как соцель. Для ее решения в вариативных программах Окружающий мир предлагаются разные способы: чередование групповой / парной работы, полилог, мозговой штурм, ИОС, организация уроков-диалогов, дискуссий и т.д., в т.ч. тренинг как одна из эффективных форм (Е.А.Гринева, Е.А.Овсянникова, В.В.Турдакова). Однако проведенный опрос учителей показал, что данная форма интерактивного обучения ассоциируется у них с работой по развитию коммуникативных умений, компетентности межличностного и профессионального поведения в общении именно взрослых (Е.Н.Емельянов, Л.А.Петровская, М.Форверг) или узко с психотренингом на стрессоустойчивость, стресс- / тайм-менеджмент, конфликтологическим и т.д. (П.Берч, М.Р.Битянова, В.Ю.Большаков, И.В.Вачков, Т.В.Меркулова), проводимым специалистом-психологом с целью преодоления школьниками личностных затруднений и для сплочения коллектива. Только 30% опрошенных считают целесообразным применение тренинга для решения учебных задач на уроке и выражают готовность сделать это, чтобы посмотреть на усвоение детьми материала в другой форме притом, что важность целенаправленного развития у младших школьников коммуникативной компетентности отмечена 100% респондентов. 70% полагают, что последнее делать можно гармонично и при традиционных формах работы…без тренинга во избежание хаоса, нарушения дисциплины: групповая (88%), парная (76%), внеурочная (17%) и т.д., - это они и осуществляют постоянно (83%) / изредка (17%) на своих занятиях. При этом нередко в оценке учителями эффективности тренинга в работе с младшими школьниками происходила подмена его разновидовой игрой (по А.П.Ситникову, тренинг как обучающая игра), что оправдано с позиции дифференциации форм проведения тренинговой работы со взрослой и детской группами: для первой - разнообразие характера, направленность непосредственно на определенную деятельность; второй – в основном игровой тренинг, обусловленный сменой ведущей деятельности. В отношении же работы по различным вариативным программам Окружающий мир педагоги считают, что наиболее эффективно развитие коммуникативной компетентности учащихся с использованием тренинга будет при направленности курса: развивающая - 35% (программы Н.Я.Дмитриевой, Е.В.Чудиновой и др.); экологическая - 35% (разработки А.А.Вахрушева, А.А.Плешакова); социально-адаптированная-30% (курсы Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой, О.Т.Поглазовой, Л.М.Цветовой и др.). Наиболее частое обоснование его применения с целью разнообразия форм работы: каждодневные уроки за партой быстро надоедают, поэтому каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы увлечь детей и проявить в них желание учиться.
Действительно, в последнее время тренинг все чаще стал использоваться в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром, что вызвано: 1) обязательным привнесением в связи с интегративным характером курса психологического материала (разделы Внутренний мир человека - УМК Школа 2100; Чем человек отличается от животных, Человек среди людей - УМК Начальная школа ХХI века; темы Я – особенный. Мои чувства, Дружба. Отношения, Толерантность. Я и другой, не похожий на меня, Конфликты. Взаимоотношения и т.п.); 2) направленностью курса (социально-адаптационная) и приемами работы (ситуация выбора) - Окружающий мир Н.Ф.Виноградовой и др.; 3) реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подходов в любой программе Окружающий мир с целью обеспечения личной значимости знаний, их осмысления каждым ребенком и формирования у него субъектно-ценностного отношения к природе, что способствовало популяризации эколого-психологических тренингов.
Вместе с тем использование последних в качестве разновидности урока Окружающий мир основывается на общей методологии социально-психологических тренингов и направлено на коррекцию, развитие отношений школьника в первую очередь к себе (собственному психофизическому здоровью, осознание своего места в мире как его части) и к окружающей социо-природной среде (формирование позитивного взгляда, экологического чувства (по Е.А.Гриневой)). Поэтому структурно данный урок соответствует тренингу (Дружба, В царстве водоема и др.): 1) знакомство (эмоциональный настрой – оценка учащимися собственного состояния до занятия; возможно, разогревающее упражнение Паровозик, Здравствуй! и т.п.; актуализация имеющихся знаний; ИОС – представление персонажа, погружение в среду; подведение к теме урока и осознанию личностной значимости ее изучения); 2) этап тренинга №1 – фронтальное обсуждение объекта исследования и дальнейших интересных направлений его проработки, парная / групповая работа (4-5 чел.) в непринужденных условиях в максимально информативной среде по заранее оговоренным условиям (интересное сообщение об объекте на 1-2 мин. при обязательном участии каждого члена группы в нестандартной форме (репортаж, проект, от имени обитателя)- 15 мин.); 3) кооперация - отбор необходимого материала, формы его представления, обсуждение; 4) этап тренинга №2 – демонстрация результатов парой / группой (слушатели размещены полукругом); 5) обсуждение в круге – оценка всех выступлений каждым по кругу с обоснованием интересных находок, большей информативности и пожеланиями по усовершенствованию (возможно единение работ в целое, например, создание талисмана класса – микс-коллажей Древо дружбы); 6) рефлексия (подведение итогов) – шеринг, этап обмена впечатлениями с ИОС-персонажем, возникшими сложностями и открытиями во время проведения занятия и взаимодействия друг с другом. Урок-тренинг возможен в любых условиях (в классе, на экскурсии в лес и т.п.), но требует постоянства в проведении. Возможно и ситуативное применение тренинга на занятии (темы Общение, Ты и твои друзья), где он будет максимально приближен к играм на межличностное общение (Кто ты?, Комплимент). Во внеурочной деятельности допустима более свободная организация занятия (Все будут в гости к нам!): 1) эмоциональный настрой; 2) тренинг №1 - изучение правил приема гостей, сервировки стола (40 мин.); 3) чаепитие (перерыв) как часть программы и закрепление изученных норм (совместная сервировка стола, определение места своего блюда и обоснование размещения – 20 мин.); 4) тренинг №2 – отработка пройденного в ПС (40 мин.); 5) игровая пауза – закрепление полученных знаний на практике, в обычной жизни, свободной игре – 20 мин.); 6) шеринг; 7) уход домой.
Таким образом, психологизация предмета Окружающий мир и необходимость решения в процессе его реализации задач по развитию коммуникативной компетенции младших школьников предполагает: обогащение содержания современных УМК ситуациями социального взаимодействия; выполнение учащимися индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих их познавательную активность и самостоятельность; использование элементов технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированного подхода, коммуникативного / эколого-психологического тренинга.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×