Актуальность ОБЗР в современных условиях | Проскурякова Ольга Петровна. Работа №354201
Аннотация. В статье рассматривается актуальность дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в современных условиях. Подчеркивается значимость формирования у обучающихся глубоких знаний и практических навыков в области защиты своей страны от внешних угроз и обеспечения внутренней безопасности. Приводятся примеры применения ОБЗР в подготовке специалистов среднего профессионального образования, анализируются ключевые аспекты, связанные с национальной безопасностью и профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: ОБЗР, безопасность Родины, защита, национальная безопасность, среднее профессиональное образование, военная подготовка, патриотизм.
Актуальность ОБЗР в современных условиях
Проскурякова Ольга Петровна, преподаватель
ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»
Аннотация. В статье рассматривается актуальность дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в современных условиях. Подчеркивается значимость формирования у обучающихся глубоких знаний и практических навыков в области защиты своей страны от внешних угроз и обеспечения внутренней безопасности. Приводятся примеры применения ОБЗР в подготовке специалистов среднего профессионального образования, анализируются ключевые аспекты, связанные с национальной безопасностью и профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: ОБЗР, безопасность Родины, защита, национальная безопасность, среднее профессиональное образование, военная подготовка, патриотизм.
Дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) играет ключевую роль в системе среднего профессионального образования (СПО), направленной на подготовку специалистов, способных обеспечивать защиту своей страны от внутренних и внешних угроз. В условиях современных вызовов и глобализации безопасность становится одной из приоритетных задач для государства и общества, а освоение знаний и навыков ОБЗР предоставляет студентам необходимый фундамент для формирования профессиональной компетентности в данной сфере.
Современные реалии требуют от будущих специалистов не только теоретического освоения дисциплины, но и практической подготовки, способной обеспечить защиту родины в различных условиях. Примеры ситуации, когда необходимы знания ОБЗР, встречаются в деятельности государственных служб, охране важных объектов инфраструктуры, а также в социальной сфере. Студенты должны быть подготовлены к разным аспектам национальной безопасности, включая угрозы информационного характера, экологические риски и вмешательства на уровне государственного управления. В этой связи важно рассмотреть роль ОБЗР как дисциплины, формирующей у студентов способности к системному анализу и решению вопросов, связанных с защитой страны.
Одним из ключевых аспектов актуальности ОБЗР является необходимость патриотического воспитания и формирование у студентов осознанного отношения к защите Родины. Подготовка в рамках данной дисциплины помогает студентам развивать чувство ответственности за судьбу своей страны, а также готовность выполнять обязанности по охране ее суверенитета. Преподавание ОБЗР направлено на привитие не только знаний о военной службе и защите границ, но и на развитие личных качеств, таких как дисциплина, готовность к самоотдаче и умение работать в команде. Примеры практических занятий, включающих подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций или участия в патриотических мероприятиях, способствуют формированию у обучающихся высокой мотивации к защите Родины.
Актуальность ОБЗР также обуславливается необходимостью подготовки специалистов в сферах, связанных с информационной безопасностью и киберзащитой. В век цифровизации и стремительного развития технологий вопросы защиты данных, критической инфраструктуры и предотвращения киберугроз приобретают важное значение. Для студентов, обучающихся в направлениях информационных технологий или компьютерной безопасности, ОБЗР предоставляет знания о государственных механизмах обеспечения национальной безопасности в цифровой среде. Примеры таких знаний включают подходы к анализу угроз в киберпространстве, методы предотвращения утечек данных и управление безопасностью информационных систем.
Кроме того, дисциплина ОБЗР актуальна в контексте подготовки специалистов в области охраны труда и защиты окружающей среды. Современные вызовы экологической безопасности требуют от студентов не только теоретических знаний о природных рисках, но и готовности к практическому реагированию на них. Примеры применения ОБЗР в таких областях включают изучение методик предотвращения техногенных катастроф, создания систем экологической безопасности и управления природными ресурсами в интересах национальной безопасности.
Важной частью актуальности ОБЗР является его междисциплинарный подход к профессиональной подготовке. Обучение данной дисциплине способствует интеграции знаний из различных областей, таких как медицина, экономика, право, в защиту интересов страны. Например, специалисты в области экономики, принимая участие в деятельности по обеспечению безопасности национальных ресурсов, должны учитывать правовые аспекты охраны труда и предотвращения финансовых рисков, а также разрабатывать эффективные стратегии защиты государственных активов.
Таким образом, актуальность дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» в современных условиях обусловлена необходимостью формирования у студентов системного подхода к национальной безопасности. Внедрение ОБЗР в образовательные программы среднего профессионального образования обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в различных сферах, связанных с обеспечением защиты своей страны от внутренних и внешних угроз. Формирование соответствующих компетенций в рамках данной дисциплины способствует развитию патриотического сознания и профессионализма у будущих специалистов, что крайне важно в современных реалиях.
Список литературы
Коваленко
С. А. Организация воспитательного процесса с использованием компетенции принятия решения на занятиях по основам безопасности и защиты Родины в системе СПО / С. А. Коваленко. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — URL:
https://moluch.ru/archive/548/120265/
Тебенькова
Е. А.
, Каминская
М. В.
К проблеме проектирования образовательных результатов по ОБЖ в условиях среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. №1 (37).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-proektirovaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-po-obzh-v-usloviyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
Тебенькова
Е. А.
, Каминская
М. В.
П
роектирование дисциплинарных результатов по ОБЖ с учетом преемственности к общим и профессиональным компетенциям в условиях среднего профессионального образования // Непрерывное образование: XXI век. 2023. №1 (41).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-distsiplinarnyh-rezultatov-po-obzh-s-uchetom-preemstvennosti-k-obschim-i-professionalnym-kompetentsiyam-v-usloviyah
Тебенькова
Е. А.
М
етодические подходы
к проектированию предметного содержания о
бщеобразовательной дисциплины "О
сновы безопасности жизнедеятельности" с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №4 (36).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-proektirovaniyu-predmetnogo-soderzhaniya-obscheobrazovatelnoy-distsipliny-osnovy-bezopasnosti