Актуальность подготовки обучающихся СПО к участию в конкурсе «Абилимпикс» по компетенции «Медицинский и социальный уход» | Белых Мария Вячеславовна. Работа №253957
Автор: Белых Мария Вячеславовна
Инклюзивное обучение в ряде научных исследований рассматривается как одна из форм социализации детей- инвалидов в общество. Движение "Абилимпикс" как платформа, которая, создает возможность обучающимся в СПО в категории "студенты" в компетенции "медицинский о социальный уход" заявить о себе, развить свои профессиональные компетенции, мотивировать на достижение ситуации успеха.
Поэтому задача педагогов СПО подготовить студентов по этой компетенции к участию в профессиональных конкурсах, развивать их компетентность, подготавливая тем самым к условиям работы прибриближенные к будущей профессиональной деятельности. К одному из такого вида конкурсов профессионального мастерства для людей с ивалидностью и ОВЗ относится "Абилимпикс".
Актуальность подготовки обучающихся СПО к участию в конкурсе «Абилимпикс» по компетенции «Медицинский и социальный уход»
Белых Мария Вячеславовна
Преподаватель, ГПОУ «Сыктывкарский медицинский колледж им.И.П. Морозова»
Процесс обучения подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него- конечного результата- и разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой [3; с. 86].
Образование «выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения обучающихся с их индивидуальностью. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление» (В. А. Сластенин). Сущность образования как общественного явления может быть понята исходя из того, что любое общество может существовать лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными педагогическими, социальными и иными условиями [1; с.33]. Но в современном обществе имеется категория подрастающего поколения, которая требует иных подходов и условий в обучении для достижения положительных результатов на всех уровнях образования. К данной категории обучающихся можно отнести людей с ОВЗ и инвалидностью. В настоящее время имеются различные категории обучающихся, которые способны обучаться в СПО - это люди, имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата, слуха, зрения и др. с сохранным интеллектом.
Инклюзивное обучение в ряде научных исследований рассматривается как одна из форм социализации детей- инвалидов в общество. Утверждение новых позиций общечеловеческих ценностей в общественном сознании породило ряд вопросов, касающихся социализации и интеграции детей с проблемами в развитии. Похожие идеи уже прослеживались в работах отечественных педагогов М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко, А.Ф. Лазурского, А.Р. Лурия, П.Я. Трошина, К.Д. Ушинского и других. Это ставит перед профессиональным образованием задачу о знании и соблюдении прав этих детей на получение образования, включая СПО. Следовательно, необходимо формировать у педагогов не только знания об индивидуальных особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, но и методы и приёмы работы, направленные на профессиональное образование обучающихся. Данное направление нашло отражение в психолого- педагогических исследованиях В.В. Коркунова, Э.И Леонгард, B.И. Лубовского, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назарова, Е.А.Стребелевой, Л.М. Шипициной, C.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко и др. [2; с.50].
Вопросы формирования и развития профессиональной компетентности рассматриваются в отечественных и зарубежных трудах В.А. Адольфа, Г. Бернгард, Т.Г. Браже, В. Блума, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, А.М. Новикова, Г.С. Трофимовой, и др.
Так, Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 позволяет людям с инвалидностью получать профессиональное образование на особых условиях. На сегодняшнее время профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения» [5; с.5].
Сегодня имеются в средних профессиональных учреждениях студенты с инвалидностью и ОВЗ, обучающиеся по ФГОС 34.02.01 по специальности «Сестринское дело». Для студентов с ОВЗ и инвалидностью в СПО участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии, чтобы быть компетентным в будущей профессии. По мнению В.Д. Шадрикова, компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [4; с.14].
Профессиональное образование ограничено во времени и посильно для студента. Для студентов с ОВЗ и инвалидностью профессиональное образование может быть затруднено. Поэтому задача педагогов СПО подготовить данных студентов к участию в профессиональных конкурсах, развивая их компетентность, подготавливая тем самым к условиям приближенным к работе на производстве. К одному из такого вида конкурсов относится «Абилимпикс».
«Абилимпикс» является одним из проектов АНО «Россия — страна возможностей», направленным на развитие системы социальных лифтов в стране. Цель проекта — обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Организаторами профессионального конкурса «Абилимпикс» являются государственные, федеральные и региональные организации, такие как Министерство просвещения РФ, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих и др. [6].
Подготовка студентов к участию в конкурсе Абилимпикс по компетенции «Медицинский и социальный уход» имеет своеобразный подход, т.к. для участия в данном виде конкурса для людей с ОВЗ и инвалидностью имеет важное место создание педагогических условий. По мнению Андреева В. И., педагогические условия- совокупность мер педагогического воздействия, направленных на решение педагогических задач. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями от 01.02.2018 г.) и Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015г. № 1309 (в ред. от 18.08.2016 № 1065) указывает о необходимости образовательных организаций создавать определенные условия для обучения людей с инвалидностью.
Соответственно, актуальность статьи состоит в том, что не разработана методическая литература по созданию педагогических условий по подготовке обучающихся СПО к участию в конкурсе Абилимпикс по компетенции «Медицинский и социальный уход» и отсутствием обученного педагогического коллектива в СПО по подготовке студентов к конкурсу «Абилимпикс».
Список использованной литературы:
1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
Издательский центр «Академия», 2000.- 416 с.
4. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня
квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. –М.: Логос, 2011. – 168 с.
5. Сборник вопросов и ответов в области деятельности профессиональных
образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ в 2018 году / отв. ред. Т.Ю. Макарова. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2018. – 48 с.
6. https://abilympicspro.ru