Актуальность применения ИКТ на уроках швейного дела | Смудченко Любовь Константиновна. Работа №301813
В настоящее время особенно остро встаѐт вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении ИКТ. Так как при обучении с помощью компьютера и на основе компьютера создается особый процесс взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должна быть положена личная заинтересованность обучающегося в получении новых знаний и возможностей общения через компьютерные сети, и выполнение обучающимся практически значимой работы.
Цели применения ИКТ: - владение информационными телекоммуникационными технологиями; - формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Использование ИКТ на уроках швейного дела
В настоящее время особенно остро встаѐт вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении ИКТ. Так как при обучении с помощью компьютера и на основе компьютера создается особый процесс взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должна быть положена личная заинтересованность обучающегося в получении новых знаний и возможностей общения через компьютерные сети, и выполнение обучающимся практически значимой работы.
Цели применения ИКТ: - владение информационными телекоммуникационными технологиями; - формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
К задачам ИКТ в коррекционном обучении относят: развитие психических функций; знакомство с информационными процессами; развитие творческих способностей; формирование основных навыков использования компьютера; формирование коммуникативных способностей.
Достоинства применения ИКТ: - работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения; -резко возрастает уровень использования наглядности на уроке; -повышается производительность труда учителя и учащихся; -устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся; -расширяет возможности представления учебной информации. - часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить в цифровом варианте и при необходимости выводить на большой экран; -изменяется отношение к компьютеру как дорогой и увлекательной игрушке, обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности. Наряду с достоинствами применения ИКТ на уроках имеются и ряд недостатков. Среди недостатков применения компьютерных технологий можно выделить такие: - диспропорции в соотношении объема получаемой и усвояемой информации; - трудности в ориентирования в информационном потоке; - необходимость индивидуализации и дифференциации обучения; - большая физическая нагрузка на зрение. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, рабочего инструмента, игровой среды. Информационные технологии на уроках швейного дела я использую в разных вариантах. Так как мой кабинет оборудован интерактивным оборудованием, то в своей работе я в основном использую мультимедийные презентации, так как зрение – это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Мультимедийная презентация дает возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В своей работе я использую прикладные программы: Excel – для составления таблиц, расчета расхода ткани. Power Point - создание наглядных презентаций к урокам, мастер – классам. Рaint- составление эскиза для лоскутного шитья. Smart Notebook - составление мультимедийных презентаций. С 4 класса, учащиеся при помощи ИКТ начинают подробно знакомиться с профессией швея. Начинают изучать свойства тканей, виды ручных швов. Информация о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразии и ассортименте новых материалов и многое другое доступно показать и рассказать только с использованием ИКТ. Например, на уроках профессионально – трудового обучения в 5 классе тема «Швейная машина» предполагает использование презентации об истории создания швейной машины; устройстве и видах швейных машин. Сведения о волокнах учащиеся получают из видеофильмов. В 5 и 6 классе по темам: «Хлопчатобумажное и льняное волокно» доходчиво показываю слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон льна и хлопка». Любое знакомство с изделиями начинаю с презентаций, включающих историю изделия, способы и технологии обработки. Изучении таких тем, как пошив разного ассортимента одежды в 8-9 классе предполагает использование видеороликов или презентаций об истории развития одежды, что способствует активизации обучающихся на учебный процесс, формирует познавательные способности, развивает чувство прекрасного. Здесь появляется возможность познакомить девочек с российскими модельерами, а так же с творческой деятельностью зарубежных кутюрье. При изучение темы «Оборудование современного швейного производства» в 9 классе учащиеся знакомятся с видами швейных машин, способами работы на них при помощи видеороликов, тем самым проводится виртуальная экскурсия на швейную фабрику, что более наглядно позволяет подать информацию учащимся. С 9 класса происходит знакомство обучающихся с условиями приѐма выпускников в профессиональные училища или на работу, где рассказываю и показываю, как правильно оформить заявление, какие документы подготовить и где их можно получить. Презентации или видеоролики предоставляют возможность обучающимся более подробно и доступно ознакомиться с профессиями, которые предназначены для выпускников специальных (коррекционных) школ. При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Оборудование», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды». С целью контроля знаний использую различные тестовые задания, что позволяет учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Из опыта своей работы могу отметить, что использование ИКТ на уроках профессионально - трудового обучения, позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции как учебнопознавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Использование на уроках ИКТ показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Таким образом, компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребѐнка и так с хрупкой психикой дополнительному стресс