Актуальность программы "Теремок" . | Мой кабинет. Работа №352046
Что такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. Emotional intelligence - EI) – это способность человека перерабатывать информацию, которую он получает через эмоции.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – это четко определяемая и измеряемая когнитивная способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, воспринимать эмоции, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений
Существует 4 способности Эмоционального интеллекта.
Идентификация эмоций Способность воспринимать, чувствовать, распознавать, называть эмоции, в том числе выраженные через искусственные объекты, изобразительное искусство, литературу, музыку и другие стимулы.
Использование эмоций Способность направлять свои эмоции в помощь разуму для решения стоящих задач или в других когнитивных процессах, при принятии решения.
Управление эмоциями Способность быть открытым эмоциям, способность регулировать их в себе и других, что способствует индивидуальному развитию и личностному росту.
Понимание причин появления эмоций Способность понимать информацию, которую несут эмоции, понимать, как эмоции взаимодействуют между собой и развиваются в процессе взаимоотношений, оценивать эти значения эмоций.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Значение эмоционального развития»
Вообще давайте разберемся, зачем нам эмоциональное развитие? Где первое упоминание о нем?
Правильно, во ФГОС ДО появляется новый термин - эмоциональный интеллект. Во-первых в Образовательной области в разделе «Социально-коммуникативное развитие» прописано РАЗВИТИЕ социального и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ, СОПЕРЕЖИВАНИ .
Далее в целевых ориентирах обозначено что на этапе завершения дошкольного образования ребенок помимо всего прочего обладает ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СПОСОБЕН ДОГОВАРИВАТЬСЯ ,а это невозможно без равитого эмоционального интеллекта.
Далее открываем МКДО Уровень 1 область качества «Содержание образовательной деятельности» Показатели качества 3.1.1 «Эмоциональное развитие»
Итак , что такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. Emotional intelligence - EI) – это способность человека перерабатывать информацию, которую он получает через эмоции.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – это четко определяемая и измеряемая когнитивная способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, воспринимать эмоции, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений
Существует 4 способности Эмоционального интеллекта.
Идентификация эмоций Способность воспринимать, чувствовать, распознавать, называть эмоции, в том числе выраженные через искусственные объекты, изобразительное искусство, литературу, музыку и другие стимулы.
Использование эмоций Способность направлять свои эмоции в помощь разуму для решения стоящих задач или в других когнитивных процессах, при принятии решения.
Управление эмоциями Способность быть открытым эмоциям, способность регулировать их в себе и других, что способствует индивидуальному развитию и личностному росту.
Понимание причин появления эмоций Способность понимать информацию, которую несут эмоции, понимать, как эмоции взаимодействуют между собой и развиваются в процессе взаимоотношений, оценивать эти значения эмоций.
Зная все это получается мы должны помочь ребенку распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.) Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные)
Если вы посмотрите на эту Ветку импульсивного реагирования, то увидите, что информация проходя сквозь внутреннюю линзу превращается в эмоции, а потом уже человек действует и получает результат. Теперь представим, что информация прошла через отрицательную линзу (ну например у ребенка было плохое настроение). Как думаете, какой будет результат действий и к каким эмоциям он приведет? Вспомним всем известные детские конфликты, когда кто-то кого-то нечаянно толкнул и к каким последствиям иногда это приводит..
Вспомним пирамиду Маслоу, на базовые потребности человека, увидим что они тоже связаны с эмоциями. А ведь без их удовлетворени не будет потребности в познании. Я думаю, многие сталкивались с ситуациями когда дети в школе начинаю хуже учиться, плохо пишут контрольные какие-то если у них есть какие-то эмоциональные переживания (конфликты дома, с друзьями и т.д. Как видите очень многое зависит от умения распознавать и управлять (не подавлять!) своими эмоциями, поэтому очень важно начинать развивать эмоциональный интеллект уже у дошкольников.
Почему мы говорим об этом сегодня? Эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения».Эмоции на этом этапе во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо [4]. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формирует первоначальное различение «хорошо - плохо». На этом этапе воспитатель должен способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или не успешностью их предметной деятельности [1]. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций». В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.
Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.
.
Таким образом, к особенностям развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста относятся:
- эмоции также неустойчивы и изменчивы;
- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
- более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
- особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Поэтому очень важно
помогать воспитывать эмоциональный интеллект уже с раннего возраста.
Для его развития существуют различные приемы.
Арт-терапия
.
Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
«Угадай эмоцию».
Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
. Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.
«На что похоже настроение»
. Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
«Собери эмоцию»
. Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
Игры с карточками-эмоциями
. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.
24 августа мы ездили в Океан на Второй краевой фестиваль во Владивосток. Было очень интересно, мы играли в эмоции, изображали их, искали Эмоциональные пары. На одной из площадок познакомили с играми, сделанные в одном из садов. Такие как Эмоциональный куб, с открывающейся крышкой и картинками эмоций сделанные на липучках. Из игры Рыбалка они тоже сделали Эмоциональную рыбалку, на рыбок приклеили смайлики-эмоции и дети должны ловить парные эмоции. Вообще игр на эмоции достаточно много в Интернете и при желании можно подобрать или изменить под свою группу.
Рассказали про сайт созданный Сбером для родителей. Называется «Вклад в будущее», там очень много интересной информации направленной на эмоциональное развитие, начиная от книжек и фильмов для малышей и заканчивая профориентацией для подростков.
Подарили нам книгу по Социально-эмоциональному развитию.
Кому интересно, что еще было на фестивале можете можете воспользоваться QR кодом
Волосова, Е. Развитие эмоций у детей / Е. Волосова // Дошкольное воспитание. - 1979 - №11 - С. 57.
Урунтаева
Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред
.
у
чеб. заведений. - М.: Академия, 2006.- 368 С.