Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников» | Артемьева Людмила Викторовна. Работа №362519

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников.

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

 

 

 

 

 

ДОКЛАД


К ПЕДСОВЕТУ

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Артемьева Л. В.

 

 

Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников.

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относиться к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования - главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе.

В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает финансовые отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания.

Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. И, конечно, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5–7 лет. На уровне ДОО формирование основ финансовой грамотности позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС дошкольного образования:

1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, небольшие сказки, разбирать различные ситуационные задачи и т.д.

2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». 8 Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования». Поскольку в школах РФ повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, дошкольным организациям следует включить в образовательную деятельность основы финансовой грамотности в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

Задачи воспитателей:

учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при отборе содержания системы знаний и умений в вопросах финансовой грамотности;

проектировать

образовательный

процессов соответствии с требования ФГОС ДО;

адаптировать учебно-методические материалы к образовательному процессу;

включать родителей в образовательный процесс дошкольников;

транслировать имеющийся опыт в педагогическом обществе.

Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Практические занятия по программе «Основы финансовой грамотности» должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

5. В процессе физического развития совершенствуется двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторики обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В процессе организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические, так и современные формы работы. Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Формы работы:

Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные , подвижные, спортивные и другие.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) 

Тематические стенды, фотовыставки 

Анкетирование, опрос дошкольников и родителей 

Проектная деятельность

Ситуационные задачи 

Викторины и конкурсы 

Средства организации изучения основ финансовой грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

До 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через нравственные представления: о добре и зле, о хорошем и плохом, о красивом и не красивом. Основная задача – дать понятие о бережливости, о природных ресурсах, о деньгах.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз