"Актуальность здоровьесбережения в современной начальной школе" | Шадринцева Ольга Геннадьевна. Работа №355767
Одной из современных задач в начальном образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, а так же сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания и в повседневной жизни. Современные стандарты определяют эту задачу как одну из приоритетных и обеспечивают формирование знаний, установок, ориентиров, норм поведения, которые дают сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Современный ученик не только усваивает определённый объём знаний, он учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться, осознавать и понимать различие между культурами и многому другому. И этому всему он обучается на уроке.
Шадринцева Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов
МБОУ «ФОСШ им. М.Б. Копытова» г. Бийска Алтайского края
Актуальность здоровьесбережения в современной начальной школе
Одной из современных задач в начальном образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, а так же сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания и в повседневной жизни. Современные стандарты определяют эту задачу как одну из приоритетных и обеспечивают формирование знаний, установок, ориентиров, норм поведения, которые дают сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Современный ученик не только усваивает определённый объём знаний, он учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться, осознавать и понимать различие между культурами и многому другому. И этому всему он обучается на уроке.
Высокий процент первоклассников уже приходит в школу с врождёнными или приобретёнными заболеваниями. По данным Минздрава только 14% детей практически здоровы, 50% имеют какие-либо отклонения, 35-40% уже имеют хронические заболевания. За период обучения в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза – патологии пищеварения и других систем. За последние годы увеличилось количество низкорослых детей.
Так что же предполагает связь между здоровьесберегающими технологиями, которые необходимо применять в современной школе? Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб ребёнку. И основные вопросы, которые задаёт себе каждый педагог по здоровьесберегающему направлению, это организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий, физминутки на уроках, работа по предупреждению утомляемости глаз на уроке. Важную роль играет и семья в формировании здорового образа жизни школьников.
Школьникам, имеющим проблемы со здоровьем трудно учиться и ,в конечном итоге, они становятся наименее успешными в учебной деятельности. Возрастающий поток информации, постоянная модернизация влияют на то, что у ребёнка нарушается зрение, осанка, возникают различные напряжения и перенапряжения, которые способствуют ухудшению здоровья. Следовательно, возникает необходимость активного использования в учебно-воспитательном процессе системы здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – это обеспечение обучающихся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, а так же формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих : физическое, психическое, духовно-социальное здоровье, которые реализуются на уроке. Охрана и укрепление здоровья должны гарантировать образовательное пространство, а так же комфортное отношение обучающихся в этой системе. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. С этой целью урок в начальной школе рассматривается как урок по здоровьесбережению, на котором необходимо учитывать следующие условия: индивидуальные особенности детей, получение оптимальных результатов обучения при минимальных затратах времени и сил, обеспечение и поддержание благоприятного морального и психологического климата в классном коллективе.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и внеурочной деятельности педагогами и воспитателями
Целью здоровьесбережения является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, где на первый план выходит, конечно, ребёнок. В этом случае, получение обучающимися образования происходит без ущерба для здоровья.
Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся только тогда может считаться полноценной и продуктивной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии в современной начальной школе должны обеспечить возможность сохранения здоровья обучающихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни