Актуальные аспекты проектирования урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО | Голосиенко Елена Александровна. Работа №349380
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные подходы и требования к проектированию уроков в начальной школе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО). Акцент делается на современных принципах составления урока, таких как развитие метапредметных навыков, личностно ориентированный подход и создание условий для активной познавательной деятельности учеников. Приводятся примеры эффективных методов и приемов организации учебного процесса, способствующих развитию учащихся и соответствующих требованиям ФГОС.
Ключевые слова: проектирование урока, ФГОС НОО, начальная школа, метапредметные навыки, личностно ориентированный подход.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Голосиенко Елена Александровна, учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа№4 Амвросиевского Муниципального округа"
Донецкой Народной Республики
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные подходы и требования к проектированию уроков в начальной школе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО). Акцент делается на современных принципах составления урока, таких как развитие метапредметных навыков, личностно ориентированный подход и создание условий для активной познавательной деятельности учеников. Приводятся примеры эффективных методов и приемов организации учебного процесса, способствующих развитию учащихся и соответствующих требованиям ФГОС.
Ключевые слова: проектирование урока, ФГОС НОО, начальная школа, метапредметные навыки, личностно ориентированный подход.
Актуальные требования к образовательному процессу начальной школы, предъявляемые ФГОС НОО, побуждают учителей обращать особое внимание на тщательное проектирование уроков. Новый стандарт требует пересмотра традиционного подхода к обучению в начальной школе и перехода к формированию гибких, развивающих методик, которые не только передают знания, но и помогают детям развивать критическое мышление, творческие способности и самостоятельность. Проектирование урока с учетом всех этих задач становится непростым, но интересным процессом, позволяющим учителю выступать в роли наставника, создающего условия для гармоничного и всестороннего развития младших школьников.
Одним из ключевых аспектов, на который ориентирует ФГОС НОО, является формирование метапредметных компетенций. Эти навыки — способность ребенка применять полученные знания в разных учебных ситуациях, самостоятельно ставить цели, планировать и оценивать собственную деятельность — формируются, если учитель строит урок не как одностороннее объяснение материала, а как активную совместную работу с учениками. Важно, чтобы каждый урок включал в себя элементы, которые помогают развивать логическое и творческое мышление, навыки самоконтроля и самооценки. Для этого уроки должны строиться на основе разнообразных методик: учебных проектов, интерактивных заданий, практических упражнений и других активных форм работы.
ФГОС НОО также требует проектировать уроки с учетом личностно ориентированного подхода. Это значит, что учителю важно учитывать не только учебные, но и личностные потребности детей, их индивидуальные особенности, интересы и способности. Личностно ориентированный подход позволяет развивать уверенность детей в себе, способствует формированию позитивного отношения к учению и мотивации к учебному процессу. Например, при планировании урока можно предусмотреть задания разного уровня сложности, позволяя каждому ученику выбрать задачу, соответствующую его уровню подготовки. Это создает ощущение успеха, а также учит детей самостоятельно оценивать свои возможности.
Важным моментом в проектировании урока является использование проблемного подхода, при котором учитель не дает готовых ответов, а предлагает учащимся самим искать решение задачи. При таком подходе дети учатся анализировать, делать выводы и принимать решения, что помогает развивать критическое мышление. Проблемный подход может быть реализован через постановку открытых вопросов, которые требуют размышления и обсуждения. Например, на уроках окружающего мира можно обсудить экологические проблемы или особенности местной природы, предложив детям самим высказать свои мнения и предложить решения.
Еще один значимый аспект проектирования уроков по ФГОС НОО — это обеспечение взаимодействия между детьми и их активное участие в учебном процессе. Совместные проекты, работа в парах или группах развивают у детей коммуникативные навыки, учат учитывать мнения других, находить общий язык и работать в команде. Такие формы работы также помогают детям научиться выражать свои мысли и вести дискуссию, что важно для формирования уверенности в себе и развития навыков общения.
В проектировании урока также стоит уделить внимание использованию современных образовательных технологий. Например, интерактивные доски, обучающие игры, анимации и видеоматериалы делают уроки более наглядными и интересными для младших школьников. Интерактивные элементы стимулируют познавательный интерес и поддерживают высокий уровень вовлеченности детей в процесс обучения. Важно, чтобы использование технических средств было не самоцелью, а способом достижения образовательных задач, дополняя и обогащая традиционные методы обучения.
Контроль и оценка знаний учащихся также должны соответствовать требованиям ФГОС НОО. При этом акцент смещается с контроля результатов на оценку процесса обучения. Для этого на уроках рекомендуется использовать методы самооценки и взаимной оценки, когда дети сами оценивают свои действия или работу одноклассников. Такой подход помогает формировать у детей рефлексивные навыки и учит объективно оценивать свои достижения. Примером может быть ведение дневников наблюдений, где дети фиксируют свои успехи и трудности по каждому уроку, что помогает им осознавать свой прогресс и мотивирует к дальнейшему развитию.
ФГОС НОО также ориентирует на использование межпредметных связей, которые развивают у детей целостное восприятие окружающего мира. Например, уроки русского языка можно интегрировать с уроками окружающего мира, включив в задания темы, связанные с природой, культурой и историей. Это не только повышает интерес детей, но и помогает закрепить знания, полученные на других предметах. Важно, чтобы дети понимали, что учебные знания могут применяться в реальной жизни и связаны между собой, а не являются набором разрозненных фактов.
Проектирование урока также должно учитывать возрастные особенности детей. Младшие школьники обладают высокой энергичностью и любознательностью, но у них пока недостаточно развиты навыки самоконтроля и усидчивость. Поэтому урок должен включать чередование различных видов деятельности, например, теоретического материала и практических заданий, игры и обсуждения. Это поддерживает внимание и интерес детей к уроку, делая процесс обучения разнообразным и эффективным.
Таким образом, проектирование уроков в соответствии с ФГОС НОО требует от учителя внимательного подхода, учитывающего не только образовательные задачи, но и развитие личности каждого ребенка. Создание условий для развития метапредметных навыков, индивидуализация заданий, использование проблемных и интерактивных методов, а также стимулирование интереса к обучению и самостоятельности — все это помогает формировать у детей положительное отношение к учебе и делает уроки увлекательными и полезными. Реализация таких подходов в проектировании уроков в начальной школе содействует успешному выполнению требований ФГОС НОО и созданию условий для всестороннего развития младших школьников.
Список литературы
Барыбина И. С., Зайцева О. Д., Лебедкина В. Б. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта // Актуальные исследования.
2022. №5 (84).
С
. 96-98. URL:
https://apni.ru/article/3695-sovremennij-urok-v-nachalnoj-shkole-v-sootvet
Осипова Е. В. Технологии проектирования современного урока / Е. В. Осипова, Ю. В. Навроцкая // Академия профессионального образования. – 2020. – № 1 (92). – С. 35-39.
Проектирование образовательного процесса в начальной
школе в условиях введения обновленного ФГОС НОО:
метод. рекомендации / сост.
Хамитова
Г.Р., — Казань: ИРО
РТ, 2022 — 38 с.