Актуальные проблемы молодого педагога | Успенский Иван Юрьевич. Работа №350345
В статье рассматриваются проблемы, с которыми встречается молодой педагог в начале своей практической деятельности. Нехватка педагогического, эмоционального опыта, отсутствие «адаптационного периода» и некоторые другие «профессиональные риски» оказывают сильное влияние на формирование молодых кадров и, соответственно, на качество образование в школе.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Образование, доступное современным детям, демонстрирует постоянное повышение его качества, которое, несомненно, нуждается в четкой организации системы образования. Немаловажную роль играют профессионализм и компетентность молодых специалистов. В связи с тем, что условия, в которых вынуждены работать молодые специалисты, претерпевают постоянные изменения, уже с самого начала своей деятельности молодые учителя должны быть активными, педагогически гибкими и уметь эффективно работать. Однако, стоит отметить, что в настоящее время профессия «Учитель» потеряла свою значимость и авторитет в глазах молодежи. Выпускники школ не спешат пополнять ряды педагогов, а те, кто несмотря ни на что, начал работать в школе, зачастую не справляются с большим объёмом работы и покидают стены образовательных учреждений. Таким образом, ряды педагогических работников стремительно «стареют». В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает [3].
Успенский И.Ю.
Учитель русского языка и литературы
СОШ№168, Чиланзарский район
Республика Узбекистан, г. Ташкент
В статье рассматриваются проблемы, с которыми встречается молодой педагог в начале своей практической деятельности. Нехватка педагогического, эмоционального опыта, отсутствие «адаптационного периода» и некоторые другие «профессиональные риски» оказывают сильное влияние на формирование молодых кадров и, соответственно, на качество образование в школе.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Образование, доступное современным детям, демонстрирует постоянное повышение его качества, которое, несомненно, нуждается в четкой организации системы образования. Немаловажную роль играют профессионализм и компетентность молодых специалистов. В связи с тем, что условия, в которых вынуждены работать молодые специалисты, претерпевают постоянные изменения, уже с самого начала своей деятельности молодые учителя должны быть активными, педагогически гибкими и уметь эффективно работать. Однако, стоит отметить, что в настоящее время профессия «Учитель» потеряла свою значимость и авторитет в глазах молодежи. Выпускники школ не спешат пополнять ряды педагогов, а те, кто несмотря ни на что, начал работать в школе, зачастую не справляются с большим объёмом работы и покидают стены образовательных учреждений. Таким образом, ряды педагогических работников стремительно «стареют». В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает [3].
В таких случаях остро ощущается нехватка молодых кадров в школах. Молодых людей не привлекает работа учителя, а те немногие, кто оказался в стенах общеобразовательного учреждения, вскоре покидают это поле деятельности. Уходу из школы сопутствует много разных причин, но одна из самых самая актуальных — неспособность решить все те проблемы, которые предстают в начале пути молодого учителя. У выпускников педагогических институтов, только начавших преподавательскую активность, непременно возникают некоторые затруднения, и всем необходим «адаптационный период», обусловленный адаптационным потенциалом, профессиональной компетентностью и особенностями современного рынка труда.
Итак, что же такое «адаптационный потенциал»? Один из авторов в своей работе С.Ю.Добряк, кандидат психологических наук, рассматривает данное понятие «адаптационный потенциал» в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и обозначает свойства, выражающие возможности личности к психической адаптации [1].
В этот период наступает время традиционному наставничеству, которое звучит чисто теоретически. После опроса молодых специалистов, выяснилось, что многие из них остро нуждаются в поддержке наставников, и вынуждены проявлять гибкость в общении с коллегами для решения возникшей проблемы. В этом случае молодой педагог налаживает систему общения с коллективом. Начинающему учителю очень важно найти подход к уже сложившемуся педагогическому коллективу, а также наладить отношения с учащимися и их родителями. Во многих случаях определенные трудности во взаимоотношениях появляются с так называемыми «сложными» учениками. Для выхода из подобной ситуации у молодого специалиста не хватает профессионального и жизненного опыта, более того, такое положение может спровоцировать еще одну, не менее неприятную ситуацию – напряженное отношение и давление со стороны родителей ребенка. Не во всех случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность вести спокойную профессиональную деятельность. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше). Положение усугубляет то, что в реальности, школа во многом сдала свои позиции, и профессия учителя утратила свою значимость среди большинства родителей. Что-то возразить в такой ситуации весьма проблематично. В некоторых ситуациях доходит до угроз и физического насилия. В этом случае можно ввести такой термин, как «современные риски профессиональной деятельности» учителя, особенно касающийся молодых кадров. В итоге, если молодому педагогу не оказать своевременную поддержку, то устоять против родительского "напора" вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.
Много проблем возникает у учителя из-за отсутствия педагогического и жизненного опыта, что часто выражается в неумении контролировать свои эмоции и, порой, в неверном построении речи. Возникающие сложности при разъяснении какого-либо учебного материала, приводят к выводу вчерашнего выпускника о том, что выбор профессии был неверен. На этом уровне предшествует проблема особенности современного рынка труда. На сегодняшний день молодых людей привлекает престижность образа жизни. После опроса было выявлено, что из 100% человек профессию учителя считают престижной лишь 10%. Педагог – универсальная профессия, которая всегда будет востребована социуму. Многие молодые учителя, несмотря на низкую заработную плату, устраиваются в общеобразовательные учреждения. Чтобы поднять престижность этой профессии, учителя со стажем и без стажа, не задумываясь, соглашаются на дополнительную нагрузку, в итоге сталкиваясь с большим количеством бумажной работы, совершенно не имеющей отношения к поурочному планированию. В итоге выявляется профессиональное выгорание педагога (это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека)[5]. За счет этого снижается уровень и качественность образования. Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей [2].
Понятно, что быстро поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно - это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе, поддержать учителя в его стремлениях и начинаниях, избавить от бесконечных отчетов, вполне реально и достижимо.
В целом, следует отметить, что наиболее важным аспектами для адаптации молодых специалистов в профессиональной среде являются постоянная поддержка и развитие профессионального потенциала педагога на этапе вхождения в профессию, правильное акцентирование требований к профессиональной деятельности начинающих учителей. Молодым педагогам важна помощь наставника – коуча. Коучинг в педагогике – это совместная работа коуча и начинающего учителя. В таком методе работы максимально задействованы все способности молодого специалиста, уделяется особое внимание его проблемным зонам. Коуч не передает начинающему учителю готовые знания, а активизирует у него процессы самообучения и саморазвития. Коуч помогает молодому специалисту самостоятельно преодолевать все трудности образовательного процесса, направляя его педагогические действия и стремления. Именно работа по выявлению и устранению проблем необходима молодым кадрам. С такой помощью молодой учитель может реализовать себя, развить не только профессиональные, но и личностные качества. Коучинг — это помощь начинающим учителям по устранению и решению проблем, возникающих в период адаптации в образовательной среде. В разносторонних конфликтах так же помогут начинающему педагогу психологи, которые могут разрешить ту или иную ситуацию [4].
Любую проблему можно избежать или уладить, если соблюдать несколько совершенно нетрудных правил: поддержка со стороны администрации, оказание методической, организационной, и, в конце концов, психологической помощи начинающим учителям; организация, проведение и анализ открытых уроков, семинаров, конференций, демонстрация опытными учителями различных методов и подходов к организации урока и его анализу; организация взаимодействия молодых специалистов и учителей со стажем в решении возникающих в педагогической деятельности проблемных ситуаций, поддержка и обмен опытом в создании проектов, участие в различных школьных мероприятиях и профессиональных конкурсах (очных и дистанционных); создание форумов для поддержки молодых учителей - все это в совокупности позволило бы молодым учителям овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований Государственного образовательного стандарта.
Список литературы
http://www.dissercat.com/content/dinamika-psikhologicheskoi-adaptatsii-kursantov-na-pervom-i-vtorom-godu-obucheniya-v-voennom
http://elibrary.ru/item.asp?id=26240799
http://www.openclass.ru/node/348119
Педагогика, психология и образование: состояние и перспективы эволюции в России и за рубежом: сборник материалов международной научной конференции. Россия, Москва, 24-25 декабря 2013 г.
https://www.b17.ru/article/3458/
Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. В. А.
Сластенина
. — М., 2004.
Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988