Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

актуальные проблемы преподавания физической культуры в основной школе | Марков Сергей Евгеньевич. Работа №332705

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье анализируются те проблемы, которые возникают в основной школе при преподавании уроков физической культуры.Работая тренером- преподавателем в спортшколе, автор не сталкивался с теми особенностями своей профессии, которые появились при переходе в обычную школу на должность учителя физкультуры, поэтому пришлось учитывать специфику преподавания моего предмета в иных условиях. Чтобы урок (и преподавание предмета «физическая культура») было успешным, необходимо замотивировать обучающихся на результат. Если в спортшколу приходят подростки мотивированные, то в обычной школе (учителя физкультуры это хорошо знают) мотивация может быть существенной проблемой. Автор на основе своего опыта решает эти проблемы

С.Е. Марков

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в основной школе

 

Работая тренером- преподавателем в спортшколе, я не сталкивался с теми особенностями своей профессии, которые появились при переходе в обычную школу на должность учителя физкультуры, поэтому пришлось учитывать специфику преподавания моего предмета в иных условиях. Чтобы урок (и преподавание предмета «физическая культура») было успешным, необходимо замотивировать обучающихся на результат. Если в спортшколу приходят подростки мотивированные, то в обычной школе (учителя физкультуры это хорошо знают) мотивация может быть существенной проблемой. И решать эту проблему мне пришлось в несколько этапов.

При преподавании физической культуры учитель должен, во-первых, использовать системно- деятельностный подход (он в условиях реализации ФГОС 3-го поколения является основным);во-вторых, создавать условия для поиска оптимальных вариантов решения двигательной задачи (для уроков физической культуры); в- третьих,формировать у обучающихся положительное отношение к двигательной активности; в- четвёртых, практически применить правила здорового образа жизни (ЗОЖ) и ,в-пятых, использовать здоровьесберегающие технологии в жизни. Не секрет, что современный ребёнок- ученик имеет куда больше разного рода заболеваний и патологий, чем его сверстник 30-40 лет назад.

Если учесть, что современный урок, включающий в себя два важных компонента- образовательный и двигательный, то надо очень чётко установить грань между ними и понять: плотность урока не позволяет сделать акцент на одном компоненте в ущерб другому. Почему? Я считаю, что школьники помимо овладения двигательными навыками должны чётко представить, почему они осваивают именно эти навыки, как они им пригодятся в жизни. Чтобы понять сущность любого двигательного навыка, необходимо его осмыслить, придать ему определённое значение для дальнейшей успешной деятельности.

Можно привести такой пример: школьники не любят (если специально не занимаются в спортшколе гимнастикой) гимнастические упражнения. У многих современных детей нарушена координация. Но если перед началом выполнения задачи на равновесие (на гимнастическом бревне) им дать возможность порассуждать о «чувстве физического равновесия» для избежания ненужных травм в повседневной жизни, то обучение таким двигательным заданиям приобретает ориентацию на результат, на успешное усвоение учебного материала.

Поэтому для меня, как учителя физической культуры, именно мотивация на приобретение и применение полученных знаний и практических навыков побуждает учащегося задуматься о саморазвитии и реализации себя как личности в дальнейшей жизни. Такое очень даже малоупотребительное слово «лозунг» звучало бы так: не умеешь- учись!

Особенностью урока физической культуры является очень быстрое понимание того, что ты пока делать не умеешь! И учащийся должен знать: пришёл на урок- обучайся! Это тебе пригодится в дальнейшей жизни. А чтобы ученику добиться какого-либо результата, необходимо развивать в себе следующие качествапорство, дисциплину, трудолюбие. Таким образом, мы видим успешное формирование личностных качеств, которые помогут ученику реализовать себя как личности в будущем. Следствием достижения личностных результатов является формирование у обучающихся коммуникативных навыков: школьники учатся слышать партнёра, адекватно воспринимать команды учителя, учатся работе в команде, а также избегать конфликтов в условиях спортивных состязаний, распределять роли в групповой работе- всё это считается самым важным результатом организации взаимодействия обучающихся, развития у них самоанализа и взаимоконтроля.

Здоровье обучающихся тесно связано с применением здоровьесберегающих технологий (это ещё одно важное требование ФГОС). Уже несколько лет в учебный план школы введён урок физкультуры, который проводится три раза в неделю. И это оправдано многими причинами, но главная задача - наполнить эти уроки содержанием, позволяющим способствовать повышению двигательной активности обучающихся. И в этой связи учитель отталкивается не только из основных видов спорта, а вводит в программу другие виды двигательной активности. Например, в нашей школе в снежный период на уроках активно практикуется лыжная подготовка, катание на коньках, хоккей. В этом вопросе не должны использоваться только лишь какие- либо шаблоны, стандарты, потому что в наше время немало самых разнообразных средств физического воспитания, таких как: аэробика, бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, пешие походыурслёты, элементы силовых видов и единоборств. Надо отметить, что особенностью урочных занятий в 5-9 классах является углублённое обучение базовым видам двигательных действий, включая технику основных видов спорта.

Надо отметить: учащиеся основной школы (5-9 класс) имеют определённое специфическое развитие: пятиклассник может абсолютно не отличаться от ученика начальной школы; девятиклассник- от выпускника средней школы. Именно этот период взросления и развития (физического, психического, умственного) и приходится на обучение, учитель является тем, кто ведёт ученика в течение продолжительного времени- пяти лет, из детства в юность. Успешное совершенствование физических способностей зависит прежде всего от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях их развития у учащихся от 11 до 15-16 лет. В этот период улучшаются почти все качества. Вместе с тем темпы роста разных физических качеств у мальчиков и девочек не совпадают. Поэтому всё «физкультурное образование» и является поэтапным, успешный результат во многом зависит от умелого планирования их развития не только в течение учебного года, но и всего обучения в основной школе.

Можно подводить итоги работы: ученики активно участвуют в сдаче норм ГТО; заняли 1-е место первенства города по мини- футболу (получены медали и кубок в 2022 году), 1-е место в соревнованиях по волейболу; приняли участие в игре «Зарница» (лагерь «Гверстянец»); участвовали в спортивном клубе «Олимп» (Демянский район).

Физическая культура в качестве учебного предмета является востребованным предметом у обучающихся.

Всё вышесказанное позволяет говорить о формировании личности обучающегося, готовой к активной творческой самореализации и умеющей активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×