Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе | Джамалутдинова Саида Муртцалиевна. Работа №345236
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на качество обучения: недостаточная мотивация учащихся, подготовка педагогов к новым условиям, внедрение современных технологий и необходимость адаптации учебного плана к требованиям времени. Обсуждаются важность профессионального развития учителей и активного сотрудничества между школами, родителями и обществом. Упор делается на применение инновационных методов и приемов, которые помогут заинтересовать детей в изучении русского языка и литературы, повысить их успеваемость и сформировать у них позитивное отношение к учебному процессу.
Ключевые слова: русский язык, литература, проблемы преподавания, мотивация, современные технологии, подготовка педагогов, сотрудничество.
Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе
Джамалутдинова Саида Муртцалиевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чабанмахинская СОШ»
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на качество обучения: недостаточная мотивация учащихся, подготовка педагогов к новым условиям, внедрение современных технологий и необходимость адаптации учебного плана к требованиям времени. Обсуждаются важность профессионального развития учителей и активного сотрудничества между школами, родителями и обществом. Упор делается на применение инновационных методов и приемов, которые помогут заинтересовать детей в изучении русского языка и литературы, повысить их успеваемость и сформировать у них позитивное отношение к учебному процессу.
Ключевые слова: русский язык, литература, проблемы преподавания, мотивация, современные технологии, подготовка педагогов, сотрудничество.
Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе остаются темой большого интереса и дискуссий среди педагогов. В условиях постоянно меняющегося образовательного пространства, а также в свете новых требований, предъявляемых к образовательным стандартам, важно обратить внимание на ключевые проблемы, которые возникают в процессе обучения. К числу таких проблем можно отнести недостаточную мотивацию учащихся, проблемы с подготовкой педагогов, а также необходимость интеграции современных технологий в учебный процесс.
С одной стороны, недостаточная мотивация учащихся к изучению русского языка и литературы становится заметной проблемой. Многие школьники воспринимают эти предметы как нечто излишнее, что не имеет практической ценности в их будущей жизни. Это приводит к снижению интереса к учебному материалу и, как следствие, к снижению успеваемости. Одной из причин такой ситуации является неумение педагогов увлечь учащихся, сделать уроки интерактивными и интересными. Важно разработать такие методы и приемы обучения, которые позволят ученикам увидеть значимость изучаемых предметов, а также их практическое применение в жизни.
Второй важной проблемой является подготовка педагогов к работе в современных условиях. Множество учителей сталкиваются с трудностями в освоении новых технологий и методов обучения, что также влияет на качество преподавания. Необходимость постоянного профессионального развития и повышения квалификации становится актуальной задачей для системы образования. Педагоги должны быть готовы к внедрению новых образовательных стандартов, а также к использованию различных методов, способствующих более эффективному обучению. Это требует от них не только знаний в области русского языка и литературы, но и понимания психологии детей, а также способности адаптироваться к новым условиям.
Современные технологии также играют важную роль в преподавании русского языка и литературы. Их внедрение в образовательный процесс открывает новые горизонты для педагогов и учащихся. Однако вместе с тем, они ставят перед учителями новые вызовы. Важно научиться грамотно использовать эти технологии, чтобы они действительно способствовали улучшению качества образования. Например, использование онлайн-платформ для дистанционного обучения, интерактивных приложений и ресурсов может значительно разнообразить уроки, сделать их более увлекательными и продуктивными. Тем не менее, учителя должны понимать, что технологии не являются самоцелью, а лишь инструментом для достижения образовательных целей.
Еще одной проблемой является отсутствие единого подхода к оценке знаний учащихся. В условиях введения новых образовательных стандартов важно разработать четкие критерии оценки, которые будут справедливыми и прозрачными для всех участников образовательного процесса. Необходимо избегать субъективизма и обеспечивать равные возможности для всех учащихся. При этом важно помнить, что оценка должна не только фиксировать результаты, но и способствовать развитию ученика, его самосознанию и самоконтролю. Это требует от педагогов индивидуального подхода к каждому ученику, понимания его сильных и слабых сторон.
Стоит отметить и актуальность проблемы адаптации школьной программы к потребностям современного общества. Учебный план должен включать актуальные темы, которые будут интересны учащимся и помогут им лучше ориентироваться в современном мире. Например, можно рассмотреть введение в программу вопросов, связанных с культурным многообразием, экологическими проблемами, а также цифровой грамотностью. Это поможет сделать обучение более актуальным и значимым для молодежи, а также повысит интерес к изучению русского языка и литературы.
Кроме того, необходимо активное сотрудничество между школами, родителями и обществом в целом. Партнерство этих трех компонентов может значительно повысить мотивацию учащихся и улучшить качество образования. Родители играют важную роль в формировании отношения детей к учебе, и их поддержка может оказать значительное влияние на успехи учеников. Совместные мероприятия, такие как литературные вечера, выставки и мастер-классы, могут привлечь внимание не только учащихся, но и их родителей, и способствовать созданию более благоприятной образовательной среды.
В заключение можно сказать, что актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе требуют комплексного подхода и внимания со стороны педагогов. Применение современных методов и технологий, профессиональное развитие учителей, а также активное сотрудничество с родителями и обществом являются ключевыми факторами для повышения качества образования. Только таким образом можно создать условия, способствующие формированию интереса к предметам, пониманию их значимости и, в конечном итоге, успеху учащихся.
Список литературы
Веснина
Л.Е.
, Дзюба
Е.В.
, Еремина
С.А.
Педагогический диалог: Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе // Педагогическое образование в России. 2018. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dialog-aktualnye-problemy-izucheniya-i-prepodavaniya-yazyka-v-vuze-i-shkole
(дата обращения: 27.09.2024).
Калина
В.Г.
Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе // Наука и образование сегодня. 2018. №5 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole
(дата обращения: 27.09.2024).
Косимова
Ш.А. Инновационные методы изучения русского языка и литературы // SAI. 2024. №
Special
Issue
33. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-izucheniya-russkogo-yazyka-i-literatury
(дата обращения: 27
.09.2024).
Медыева
А.Т. Современные образовательные технологии в деле повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы //
Этнодиалоги
. 2024. №1 (72). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-dele-
povysheniya-kachestva-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
(дата обращения: 27
.09.2024).