Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы | Чадина Чадина Андреевна. Работа №342737
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе. Описываются основные вызовы, с которыми сталкиваются учителя в условиях изменений образовательных стандартов, роста влияния цифровых технологий и изменяющихся требований к языковой и литературной грамотности школьников.
Ключевые слова: преподавание русского языка, литература, образовательные стандарты, цифровизация, школьники, языковая грамотность.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Чадина Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Черноголовская СОШ им. Ф.И.Дубовицкого и И.М.Халатникова»
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе. Описываются основные вызовы, с которыми сталкиваются учителя в условиях изменений образовательных стандартов, роста влияния цифровых технологий и изменяющихся требований к языковой и литературной грамотности школьников.
Ключевые слова: преподавание русского языка, литература, образовательные стандарты, цифровизация, школьники, языковая грамотность.
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые требуют от учителей постоянной адаптации своих методов и подходов. Быстрое развитие информационных технологий, изменения в образовательных стандартах и изменяющиеся потребности общества в грамотности и культурной компетенции создают необходимость переосмысления привычных методов преподавания. В этой связи перед учителями встают задачи поиска новых способов активизации познавательной деятельности учащихся, улучшения их грамотности и формирования устойчивого интереса к литературе.
Одной из актуальных проблем преподавания русского языка является снижение уровня грамотности у школьников. Влияние цифровых технологий, таких как социальные сети и мессенджеры, приводит к повсеместному использованию сокращённого и неформального языка. Это способствует формированию у школьников привычки к неграмотному написанию слов, а также снижению внимательности к орфографическим и пунктуационным нормам. Учителям русского языка приходится искать новые способы повышения интереса к грамматике и орфографии, используя различные интерактивные методы и цифровые технологии. Например, внедрение онлайн-ресурсов, таких как образовательные платформы с тренировочными заданиями по орфографии, помогает сделать процесс изучения правил более увлекательным и доступным для школьников.
Другой серьёзной проблемой является изменение отношения школьников к чтению литературы. В условиях большого объёма информации, доступной в интернете, и популярности коротких текстовых форм школьники всё реже обращаются к классической литературе, предпочитая более лёгкие для восприятия материалы. Это ведёт к снижению интереса к литературе как к предмету и ослаблению читательской культуры. Учителям литературы важно искать новые способы вовлечения учащихся в процесс чтения, используя современные форматы и медиа. Например, мультимедийные презентации, адаптации литературных произведений в виде фильмов или аудиокниг могут сделать произведения классиков более доступными и интересными для современных школьников.
Одной из проблем, связанных с преподаванием литературы, является сложность для учащихся восприятия языковых и культурных особенностей произведений классической литературы. Для современных школьников текст произведений XIX или начала XX века может казаться трудным для понимания из-за устаревшей лексики, фразеологии и культурных реалий того времени. Важно, чтобы учителя уделяли внимание пояснению контекста, создавая связи между историческими событиями, отражёнными в произведениях, и современностью. Например, обсуждение исторических или культурных параллелей, связанных с произведениями Л.Н. Толстого или А.С. Пушкина, помогает сделать их более понятными и актуальными для современных школьников.
Ещё одной актуальной проблемой является необходимость интеграции цифровых технологий в преподавание русского языка и литературы. С одной стороны, цифровые технологии открывают новые возможности для повышения интереса школьников к предмету. Например, использование онлайн-платформ для тестирования, интерактивных карт или виртуальных экскурсий по местам, связанным с жизнью писателей, делает процесс обучения более наглядным и интерактивным. С другой стороны, учителя часто сталкиваются с нехваткой навыков работы с цифровыми технологиями или недостаточной подготовкой к использованию этих ресурсов в образовательном процессе. Важно, чтобы педагоги проходили регулярное повышение квалификации, что позволит им более эффективно использовать возможности цифровых технологий в своей работе.
Проблема перегруженности учебных программ также остаётся актуальной. Учителя русского языка и литературы часто сталкиваются с ограниченностью времени на уроках, что усложняет полноценное изучение всех аспектов программы. Это ведёт к поверхностному изучению произведений и недостаточному времени на развитие коммуникативных и аналитических навыков учащихся. Решение этой проблемы может заключаться в более гибком подходе к организации учебного процесса, например, использовании проектной деятельности, которая позволит школьникам самостоятельно углубляться в изучаемые темы.
Формирование читательской культуры также остаётся вызовом для учителей литературы. Важно научить школьников не только анализировать произведения, но и понимать их эмоциональное и моральное содержание, выстраивать личное отношение к прочитанному. Для этого учителя могут использовать методы дискуссий, инсценировок и дебатов, которые помогут ученикам глубже погружаться в текст и осмысливать его значение.
В заключение следует отметить, что преподавание русского языка и литературы сталкивается с множеством актуальных проблем, связанных с изменениями в образовательных стандартах, цифровизацией общества и изменяющимися потребностями школьников. Для успешного решения этих проблем учителям необходимо постоянно искать новые подходы к обучению, использовать интерактивные методы, развивать интерес к предмету через современные технологии и медиа. Это позволит улучшить качество образования и сохранить у школьников интерес к русскому языку и литературе как к важным составляющим их общей культуры.
Список литературы
Актуальные проблемы преподавания предметной области «Русский язык и литература» в 2022/23 учебном году: метод. рекомендации / авт.-сост. Михеев А.В. — Казань: ИРО РТ, 2022. — 60 с.
Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся
основной школы» / О. М. Александрова, Ю. Н.
Гостева
, И. Н.
Добротина
, И. П. Васильевых, И. В.
Ус
кова
// Русский язык в школе. №
1. 2017. С. 3–12.
Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [
Ускова
И. В.,
Шамчикова
В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В.
Усковой
. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.