«Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей» | Денисенко Юлия Андреева. Работа №304524
«Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей»
На сегодняшний день дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса.
Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; качественное образование обеспечивается не столько инновационным содержанием, сколько «гибкостью и вариативностью образовательных программ». Необходимо закладывать в программу возможность разных вариантов ее прохождения, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, с целью их дальнейшего развития. Это требует соответствующего методического обеспечения разного уровня. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
«Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей»
На сегодняшний день дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса.
Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; качественное образование обеспечивается не столько инновационным содержанием, сколько «гибкостью и вариативностью образовательных программ». Необходимо закладывать в программу возможность разных вариантов ее прохождения, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, с целью их дальнейшего развития. Это требует соответствующего методического обеспечения разного уровня. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Учреждение дополнительного образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.
Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Сфера образования в целом, и дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др.