Актуальные современные методы гупповой деятельности на уроках математики носят все более распространенный характер. деятельности | Маслов Юрий Николаевич. Работа №229326
Автор: Маслов Юрий Николаевич
Методическая разработка для уроков математики для основной и средней школы.
Актуальные современные методы групповой деятельности на уроках математики носят все более распространенный характер.
Взаимодействия групповой деятельности учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса на уроках математики.
Применение различных видов такой деятельности повышает уровень усвоения материала.
Виды:
1) Групповая работа учащихся разного уровня (обучающий характер деятельности учащихся).
2) Групповая работа учащихся одного уровня знаний (контролирующий характер деятельности, дифференцированный).
3) Групповая работа учащихся разного уровня на этапе изучения нового.
4) Групповая работа учащихся одного уровня на этапе изучения нового.
5) Групповая работа отдельной группы и класса в целом (группа создает ситуацию значимости нового знания для остальной части класса).
6) Группы учащихся разного уровня и парная работа у доски.
Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи групповой работы?
Ι. Воспитательные задачи: формирование навыков саморегуляции:
1.Правильно воспринимать требования учителя, коллектива учащихся, ситуации.
2.Правильная оценка своих возможностей для выполнения предъявленных требований – имеющиеся знания, умения,навыки, возможности получения помощи от товарищей, учителя, оценка других людей, взаимоотношений с ними.
3. Умение предъявить требование к самому себе, связать их со своими потребностями и их удовлетворением.
4. Выбор между своими желаниями и требованиями коллектива.
5. В случае возникновения трудностей умения анализировать их и находить пути их преодоления.
6. Умения сравнивать свои и чужие результаты, свою и чужую деятельность.
7. Правильная самооценка.
8. Навык совместного труда.
9. Формирование правильных межличностных отношений.
10. Формирование общего положительного отношения к учению и умственному труду.
11. Подготовка учащихся к общению.
12. Умения принимать помощь, оказывать ее или тактично от нее отказываться.
ΙΙ. Дидактические задачи:
Быстрая обратная связь.
Большая познавательная активность (по сравнению с другими формами работы).
Дифференцированный подход.
Формирование правильных понятий через общение (взаимное обогащение учащихся на уроке).
Элементы исследования эффективности групповой работы:
На усвоение знаний и навыков сказывается то, какое отношение вызывает к себе тот или иной метод или форма работы у учеников и учителей. Положительное отношение может способствовать возникновению других положительных эффектов, а отрицательное становится препятствием к достижению хороших результатов.
Данные опроса учеников по некоторым, связанным с групповой работой на уроках:
Ι.Достоинства групповой работы о мечены учащимися следующие:
1. При помощи обсуждения можно лучше разобраться в ходе решения – 94%.
2. допущенные ошибки лучше уясняются в результате совместного обсуждения – 75%.
3. Присутствует возможность сразу проверить правильность выполнения задания и исправления ошибок – 64%.
4. Возможность в затруднительной ситуации получить помощь друзей - 75%.
5. Соревнование в скорости решения между группами и членами группы - 81%.
ΙΙ.Мотивирующее значение групповой работы:
Возросло желание самому понять задание- 94%
Желание не отставать от других – 94%
ΙΙΙ. При каких видах работ чаще возникает возможность отвлечься и заняться посторонними делами:
Ученик выполняет задание у доски – 45%.
Объяснение учителя – 32%.
Фронтальная работа учащихся – 28%.
Групповая работа – 18%
ΙV. Предпочтение (сравнительно для нескольких видов) формам работ:
Групповая – 75%.
Фронтальная – 18%.
Индивидуальная – 12%.
V. Что может не удовлетворять некоторых в ходе групповой работы:
1. объяснения товарищей оказались недостаточными – 24%.
2. Раздражающий шумок – 44%.
3. выполнение заданий слишком утомляет – 25%.
Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки учащихся:
Объективность оценки за работы:
5 класс – 50%.
6 класс – 76%.
7 класс – 81%.
8 класс – 94%.
Объем выполнения заданий (на примере работы сильных учащихся в группах одного уровня):
Фронтальная работа – 70%.
Групповая работа – 100%.
Внеклассное мероприятие игра-
«Брейн ринг»
Цели игры:
1)развитие культуры коллективного умственного труда;
2) формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой;
3) повторение изученного материала.
Оборудование: секундомер, бочонок с крышкой, колокольчик, цветные мелки.
Ход игры
Игру провидит учитель с двумя помощниками. Кроме того, для экспертной оценки приглашаются учителя и старшеклассники.
Учитель: «Дорогие ребята! Сегодня мы проводим игру «Брейн-ринг», в которой принимают участие команды «Дважды два»(7А класса) и «Коэффицент»(7Б класса). За ходом игры будут наблюдать эксперты, активное участие принимать болельщики. Итак,
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Первый гейм «Дальше, дальше, дальше…»
- Командам будут заданы вопросы, за каждый верный ответ команда получает один балл. Отвечать можно хором. Если ответа нет, надо сказать: «Дальше». Прозвучит правильный ответ и будет задан следующий вопрос. Продолжительность гейма – 2 минуты.
Вопросы первой команде
Как называется результат сложения? (Сумма.)
Хорда окружности, проходящая через центр. (Диаметр.)
Сколько минут в 3 часах? (180 минут.)
Что тяжелее: 1кг ваты или 1кг железа? (Одинаково.)
Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг.)
Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет.)
Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)
Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? (Неправильная.)
10.Сколько вершин у пятиугольника? (5.)
Вопросы второй команде:
Как называется результат умножения? (Произведение.)
Как называется многоугольник, у которого шесть сторон? (Шестиугольник.)
Может ли в треугольнике быть два острых угла? (Да.)
Сколько концов у 3,5 палок? (8.)
Как называется прибор для измерения длин отрезков? (Линейка.)
Кто был автором первого учебника геометрии? (Евклид.)
Чему равна сумма смежных углов? (180
0
.)
Как называется «верхняя» часть обыкновенной дроби? ( Числитель.)
Назовите число, не относящееся ни
к
положительным, ни к отрицательным. (0.)
10.Чему равна площадь прямоугольника? (S=ab.
Второй гейм
Задания командам. На решение отводится 1 минута, если нет ответа переход хода. За
каждый верный ответ команда получает два балла.
Задания
№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?
Ответ: 3 мин.
№2. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?
Ответ: 18 км в час.
№3 .Заяц решил поменять капусту на морковку. У первого зайца для обмена не хватает 7 морковок ,у второго зайца 1 морковки. У обоих зайцев не хватает одной морковки. На сколько морковок решили обменять заяц капусту?
Ответ:7 морковок
№4 4.Какое число нужно поставить вместо вопросительного знака в последовательности ?
7; 17; 37 ; 77 ; ? ; 317
Ответ: 157
№5Сколько треугольников изображено на рисунке?
Ответ: 10 треугольников
Пауза.
На игру прилетело НМО (Неопознанный математический обьект). Командам предстоит узнать, что в конверте по описанию содержимого.
В конверте находится число. Впервые обозначением этого числа греческой буквой воспользовался британский математик Джонс (1706), а общепринятым оно стало после работ Эйлера. Это обозначение происходит от начальной буквы греческих слов περιφέρεια — окружность, периферия и περίμετρος — периметр. Число иррациональное — математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине её диаметра.
За верный ответ команда получает два балла.
№6 Бревно длиной 5 м нужно распилить на метровые чурки. Каждый распил занимает 1,5 мин. За сколько минут распилят бревно?
Ответ: 6 мин
№7 Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 ч выкопают 100 м канавы?
Ответ: 5 землекопов
№8. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 ч выкопают 100 м канавы?
Ответ:50 рублей.
№9. У брата и сестры было поровну яблок. Брат дал сестре три яблока из тех, которые имел сам. На сколько яблок стало больше у сестры?
Ответ: на 6 яблок
№10.Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади, один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
Ответ: 3 гуся
Третий гейм
«Конкурс капитанов»
Капитаны по очереди вытаскивают из бочки вопросы от 1 до 6.За правильный ответ на вопрос, команда получает 1 балла. Кроме того, можно достать вместо вопроса знак «+» и команда, даже не отвечая, получает 1 балл, или знак « - ››, тогда из очков, уже заработанных командой, вычитается один балл.
Задания капитанам:
Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости. (Планиметрия.)
Как называется сумма одночленов? (Многочлен.)
Треугольник, у которого есть прямой угол? (Прямоугольный.)
Масса кубического дециметра воды. (1кг.)
Равенство с переменной. (Уравнение.)
Часть прямой. (Луч, отрезок.)
Сумма всех сторон многоугольника? ( Периметр.)
Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону. (Высота.)
Число, которое без остатка делится на данное число. (Кратное данному.)
Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам. (Биссектриса.)
Как найти делимое? ( Делитель умножить на частное.)
Формула площади квадрата.(S=a2.)
Как называется сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла? (Гипотенуза.)
Наименьший общий знаменатель дробей и . (18.)
В каком случае произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю.)
Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам. (Медиана.)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол.)
Одна сотая часть числа. (Процент.)
В каком случае дробь равна нулю? (Когда числитель равен нулю, а знаменатель нулю не равен.)
Четвертый гейм
«Игра болельщиков»
Внимание! Конкурс для болельщиков!
Приглашаются болельщики с каждого класса и поочередно отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает дополнительно по 1 баллу.
Задания
1. Это основная геометрическая фигура,ставится в конце предложения.
2.Какую часть составляют сутки от года?
3. Кто из женщин на Руси изобрел первый летательный аппарат? (Шутка)
4. Фигура, имеющая три стороны, называется треугольником, четыре – четырехугольником, пять – пятиугольником. А как называется фигура, которая имеет две стороны?
Пятый гейм
«Задания на разрезание»
У каждой команды на столе лежит папка, в которой находится фигура для разрезания и ножницы. Команде нужно за 2 минуты разрезать фигуру на 3 равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам квадрата.
Учитель подводит итоги игры «Брейн -ринг», желает всем удачи в изучении математики и раздаёт призы и подарки. Игрокам победившей команды вручаются ручки, а проигравшим – карандаши со стиральными резинками, чтобы была возможность исправить свои ошибки.