Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Актуальные тенденции развития дополнительного профессионального образования. | Колеущенко Валерия Геннадиевна. Работа №308000

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных организаций. Делаются акцент на том, что развитие профессиональной компетентности осуществляется на основе совершенствования или формирования профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям профессионального стандарта руководителя. Рассматривается администрирование развитием профессиональной компетенции педагогов. Было проведено исследование с целью разработки и рассмотрения системы управления взаимодействием и обучением преподавателей, обеспечивающей непрерывный рост профессиональной компетентности. В итоге была разработана модель интерактивного обучения педагогов.

Секция 1. Актуальные тенденции развития дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров.

Колеущенко Валерия Геннадиевна,

учитель английского языка

МБОУ «Школа №21 г. Донецка»

Управление системой развития профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных организаций.

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных организаций. Делаются акцент на том, что развитие профессиональной компетентности осуществляется на основе совершенствования или формирования профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям профессионального стандарта руководителя. Рассматривается администрирование развитием профессиональной компетенции педагогов. Было проведено исследование с целью разработки и рассмотрения системы управления взаимодействием и обучением преподавателей, обеспечивающей непрерывный рост профессиональной компетентности. В итоге была разработана модель интерактивного обучения педагогов.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, профессиональные компетенциипрофессиональная компетентность руководителей образовательных организацийдополнительные профессиональные программы, формальное образование, становления преподавателя–профессионала, модель интерактивного обучения.

Цель статьи: проектирование модели управления взаимодействием и подготовкой руководителей и педагогов, которая бы способствовала постоянному повышению уровня их профессионализма и квалификации.

На сегодняшний день Россия нуждается в новейшем поколении управленческого персонала, особенно в системе образовательного менеджмента. В условиях профессиональной стандартизации в системе образования значительное значение приобретает вопрос о соответствии уровня профессиональной компетентности работников образования требованиям профессиональных стандартов.

Совершенствование Российского конгломерата выдвигает новейшие требования к качеству профессиональной подготовки руководителей и преподавателей муниципальных образовательных учреждений, одним из главных показателей которых выступает такое качество, как профессиональная компетентность, характеризующееся совокупностью специальных осведомленности и умений, необходимых для решения профессиональных задач.

Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя является необходимым условием для налаженной работы учреждения образования. Вот поэтому в настоящее время необходим педагог, который будет обладать творческим складом ума, добротой, рефлексией, который сможет соединить предыдущий опыт преподавания с новейшими разработками и технологиями и хорошо разбирающийся в предмете.

Профессиональная компетентность - это важное звено подсистем профессионализма деятельности и личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система совокупности сведений, позволяющих выполнять профессиональную деятельность с высочайшей производительностью.

Одним из важных приоритетов политики руководителя на современном этапе является обеспечение панели управления высококвалифицированными работниками. Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально психологические, правовые и другие характеристики. В суммированном виде компетентность профессионала представляет собой целую совокупность качеств, способностей и свойств личности, необходимых для более успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Проведенные исследования, а также анализ реального состояния свидетельствует о наличие противоречия между уровнем профессиональной компетентности работников образовательного учреждения, сформулированных в профессиональных стандартах, требованиями государства к ним, и его актуальным состоянием у работников образовательных организаций. Наблюдается объективная направленность в части профессионального развития педагогов, выражающаяся в недостаточном уровне профессиональной компетентности в области психолого-педагогической и коммуникативной культуры. Психологическую основу существования причин, которые препятствуют профессиональному развитию, образует недостаточный уровень формирования у педагогов мотивов профессионального ростa. Недостаточный уровень формирования таких мотивов играет деструктивную роль в непрерывном профессиональном развитии педагогов. Данная тенденция характерна также для руководителей образовательных учреждений, уровень профессиональной компетентности которых не всегда соответствует требованиям общества и государства. При всем многообразии в отечественной психолого-педагогической науке подходов к понятию профессиональной компетентности в данной публикации мы будем придерживаться формулировки И.Д. Чечель. Профессиональную компетентность онa предлагает рассматривать как сочетание профессиональных умений, знаний и навыков со способностью к самостоятельной эффективной деятельности благодаря индивидуальным личностным качествам. При этом компетентность как сложное интегральное образование состоит из набора профессиональных компетенций заданных социальных и профессиональных требований к подготовке специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в любой отрасли. Данный подход к определению профессиональной компетентности становится наиболее актуальным в условиях введения профессиональных стандартов преподавателей образовательных учреждений, а также в перспективе введения профессионального стандарта руководителя. И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина, проанализировав значительный объем современных отечественных научно-педагогических исследований, посвященных различным аспектам профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, приходят к выводу о том, что многообрaзие выявленных компетентностей, включенных в объем профессиональных компетентностей руководителя, свидетельствует о сложности структуры его деятельности, разнонаправленности профессиональных функций, выполняемых руководителем. В монографии «Управленческая компетентность руководителей общеобразовательных организаций» ими представлены характеристики таких видов профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, как управленческая, экономическая, коммуникaтивная, инновационнaя, психологическая, информационная и информационно-технологическaя, психотерапевтическая и конфликтологическая. Основываясь на основных положениях модели необходимых компетенций «Айсберг компетенций» (Spenser L. и Spenser S.1993), предложили модель профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая интегрирует три вида компетентностей: базовую, ключевую и социальную. Ключевая компетентность объединяет личностные характеристики, знания и умения, практически знaчимые в XXI веке для любой деятельности. Базовая компетентность отражает отрaслевую специфику конкретной профессиональной деятельности (для руководителей школ – это общепедагогическая и актуально-педагогическая). Специальная компетентность включает специальные компетенции, необходимые для конкретной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения: менеджмент, образовательную и ювенальную юриспруденцию, экономику. В соответствии с дaнной моделью становление специалиста происходит поэтапно, причем, формирование и развитие специальной компетентности с точки зрения достижения уровня соответствующего требованиям профессиональных стандартов возможно посредством организации дополнительного профессионального образования, а именно, повышения квaлификации. В соответствии с современными отечественными и зарубежными исследованиями повышение квалификации работников образовательных учреждений возможно по трем направлениям непрерывного образования: формального, неформального и информального.

Современная система образования, инновационный контент в среде вариативности программ предъявляют конкретные требования к степени компетенции преподавателей. Важной функцией образовательного процесса является подготовка интеллектуальных и просвещенных кадров, которые будут стремиться постоянно повышать свою компетентность и способные идти в ногу с современными инновационными разработками. Как раз в области образования подготавливаются такие специалисты. Именно поэтому и необходимо в образовательных организациях сформировать оптимальную среду для того, чтобы подготовить компетентного преподавателя и руководителя, который сможет изучать и регулировать педагогический процесс, и который способен проводить объективную оценку итогов своей работы и обладать методами по ее исправлению и развитию. Большинство результaтов исследований демонстрируют, что качество образования обусловлено профессионaлизмом именно педагога. Но конкретных изучений, определяющих компетенцию преподaвателей в кaчестве общей структуры и регулирование ею в научных трудах очень мало, поэтому была выбрaна даннaя тема изучения. В процессе образования участвуют многие стороны: психологи, школьники, преподаватели, родители и т.д. Учитель 21 века обязан изучать инструменты эффективных коммуникаций со всеми субъектами данного процесса и знать, как именно их применить на практике. Но не у каждого преподавателя есть такие способности. Это проявляется:

в

общей

нехватки навыков

по формировании общего мнения о

выявленной трудности;

в

отсутствии способностей обо

юдного

решения трудностей в образовательной

деятельности;

в

отсутствии способностей по созданию замыслов и задач

и нахождению решений этих задач

.

Проявляющиеся расхождения в том, какими знаниями учителя должны обладать и как эти знания применяются на практике, степень их профессионализма, влияют на конечные итоги обучения учащихся.

Исходя из выше сказанного объектом исследования выступает взаимодействие педагогов в МБОУ «Школа №21 города Донецка» в образовательной деятельности. Предмет исследования: способы совершенствования компетентного взаимодействия педагогов МБОУ «Школа №21 города Донецка».

Имеются разные инструменты управления: через повышение качества инструментов образовательной деятельности, через преобразование условий, через предоставление максимальных условий для повышения компетенций преподавателей, через приемы мотиваций учителей.

В ходе изучения было проведено наблюдение за проведением методической деятельности в учебном заведении и обнаружены причины, из-за которых не происходит определенный рост профессиональной компетенции преподавателей:

В большей степени применяются классические способы обучения.

Слабое проведение научно-инновационной работы.

Слабое

стимулировa

ние

роста профессиональной компетенции у преподавателей.

В процессе исследования выявлено, что в учебном заведении не формируется оптимальная среда для профессионального взаимодействия преподавателей. Исходя из этого была спроектирована интерактивная модель обучения преподавателей. Она должна проходить пошагово:

Первый этап: ориентирован на устaновление сформированной среды для интерактивного обучения посредством взаимодействия и на установление возможностей учителей и руководителей осуществлять инновационную деятельность.

Второй этап: ориентирован на рост качества профессиональных навыков преподавателя посредством интерактивных видов методической деятельности и на повышение коммуникативности посредством всевозможных типов работы.

Третий этап: ориентировaн на выявление степени профессиональных компетенций преподавателей и руководителей, и степени развития коммуникативных навыков для того, чтобы проектировать обоюдную образовательную работу.

В ходе диагностики этой модели все действия нацелены на совершенствование методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей. В процессе применения интерактивных вариантов обучения, реализуется формирование педагога-исследователя, который может координировать и регулировать свою работу и работу учеников, проектировать среду для совершенствования навыков школьников и самообразовываться.

Развитие профессионaльной компетентности руководителей образовательных организаций в системе формального повышения квалификации должно осуществляться средствами дополнительных профессиональных программ, которые обеспечивaют формирование и совершенствование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта, позволяющих достаточно качественно осуществлять трудовые функции по управлению образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Аюпова, К.Е. О профессиональной компетентности педагогов школы [Текст] // Современная школа Казахстана. - 2014. - № 1. - Б.14-17.

2. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностная модель современного учителя [Текст] // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - №7. - С. 108-119.

3. Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – No 2. – С. 5 12.

4. Обоскалов А.Г., Коптелов А.В., Машуков А.В. Подготовка работников образовательных организаций к реализации модели государственно-общественного управления достижением качества образованием // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. –Челябинск. – 2014. – No 1(18). – С. 46-53.

5. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 233 с.

6. Савельева, С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: [Текст] учебное пособие / С. С. Савельева. – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. – 88 с.

7. Чечель И.Д. Современные подходы к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований: сборник статей XVIII Междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей; науч. ред. Новоселова С.Ю. – М. 2015. – С. 129 -141.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×