Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Актуальные вопросы изучения морфологии | Наталья Ивановна Маслова. Работа №320383

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе изучены теоретические и методические аспекты проблемы. Сделаны акценты на наиболее трудные вопросы при изучении обучающимися «Морфологии». Предложены варианты заданий, которые способствуют формированию прочных знаний и умений при выполнении практической части урока.Рассмотрев сущность трудных вопросов морфологии, мы понимаем, что трудности при изучении морфологии есть, их много, они, являясь актуальными, требуют ответственного отношения учителя к преподаванию предмета и осознанной мотивации обучающихся

 

 

 

 

Актуальные вопросы изучения морфологии

(реферат: из опыта работы)

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сычевская СОШ имени К.Ф. Лебединской»

Маслова Наталья Ивановна

 

 

 

с.Сычёвка

октябрь 2022 год

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………… 3

Глава I ………………………………………………………………. 4

Глава II ………………………………………………………………. 5

Глава III ……………………………………………………………… 7

Глава IV……………………………………………………………… 9

Глава V ……………………………………………………………… 12

Выводы ……………………………………………………………… 15

Список используемой литературы…………………………………16

Приложения …………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

Введение

Морфология – один из разделов науки о языке, рассматривающий слово как часть речи с его смысловыми и грамматическими характеристиками. Ежегодная работа по подготовке учащихся в ВПР привела нас к выводу: самые трудные задания для учащихся 5-8 классов связаны как раз с морфологическим разбором слова. Единицы выполняют его без ошибок, номинируют все признаки разбираемого слова как части речи.

Много вызовов делают иноязычные слова, вошедшие в активный словарь русского языка за последнее десятилетие. Учащиеся затрудняются в определении рода имен существительных, без словаря не могут без ошибок написать это слово.

Поэтому современному учителю приходится решать актуальные вопросы изучения морфологии в рамках преподавания русского языка в общеобразовательной школе.

Цель данной работы: очертить круг актуальных вопросов, касающихся изучения морфологии на уроках русского языка в современной школе.

Предметом исследования в нашем реферате станут те затруднения, которые преодолевает ученик, изучая слова как части речи. В контексте изменения «знаниевой» парадигмы на компетентностную, акцент в образовательных результатах смещается в сторону универсальных учебных действий, которые = ЗУН.

Учитель должен не просто передавать знания обучающимся, а учить их видеть вызовы, проблемы, а потом решать их.

Глава I

О морфологии

Морфология относится к традиционно изучаемым в средней школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку оказывает постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в основное школе.

Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение»)

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»).

Говоря на уроках о частях речи, учитель акцентирует внимание о семантических, морфологических, синтаксических признаках части речи. Например, имя прилагательное обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам, падежам (основные признаки), в предложении может выполнять роль определения, сказуемого. Конечно, мы говорим о способности прилагательного иметь полную и краткую форму(качественные прилагательные), о свойстве этой части речи выступать в роли существительного и в предложении могут быть подлежащим. Все это входит в обязательный минимум знаний, предусмотренных программой по предмету. И все это у обучающихся в той или иной мере вызывает трудности.

Глава II

Морфология и морфологические компетенции

Преподавание русского языка в общеобразовательной школе сейчас идет под флагом введения новых образовательных стандартов. И мы ведем уже речь не традиционном, а личностно-ориентированном уроке. Говорим о компетентностном и личностном подходе в образовательном процессе. Выходим на усвоение программного материала на компетентностном уровне.

Компетенции — это набор поведенческих проявлений, которые позволяют одним людям отвечать требованиям работы лучше, чем другим. Если проще — это то, что помогает обучающемуся достигать большей эффективности на рабочем месте: компетенция является эталоном, который позволяет определить степень сформированности УУД и ЗУН.

Исходя из выше перечисленных понятий «компетенция» и «морфология», мы можем сформулировать общее понятие морфологической компетенции:

Морфологическая компетенция – способность применять знания, умения, полученные по морфологии, входящие в раздел грамматики и составляющие часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования в широкой области.

Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т. д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.

Идеология ФГОС – компетентностный подход

Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:

1. коммуникативной;

2. языковой и лингвистической;

3. культуроведческой компетенций.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта.

Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.

Глава III

Задачи изучения морфологии в контексте ФГОС

Изучение вопросов морфологии является поэтапным: 5-6 класс именные части речи, 7 класс – глагол, глагольные части речи, наречие и служебные части речи.

Задачи изучения морфологии в школе:

- систематизировать знания учащихся о частях речи, формировать понятие об основных грамматических категориях частей речи;

- дать представление о неразрывной связи лексического и грамматического значений в отдельных частях речи;

- выявить специфику образования именных частей речи и глагола;

- ознакомить обучающихся с функционированием в речи различных частей речи;

- формировать орфографические навыки, учитывая принадлежность слова к той или иной части речи.

При изучении частей речи осуществляется фунционально-смысловой подход, суть которого заключается в демонстрации функций языковых явлений в языке и речи.Данный подход предполагает оценку тех функций, которые слова данного класса выполняют в предложении. (см.выше)

Смысловой подход предполагает изучение грамматического значения частей речи. Каждая часть речи имеет свой набор грамматических значений, которые выражаются в специфических для каждой части речи грамматических формах происходит практическое знакомство с терминами «слова, называющие предмет», «слова, называющие признак предмета», «слова, называющие действие предмета» и т.д. Здесь уместны нестандартные вопросы, заставляющие обучающихся смотреть на слово «вширь» и «вглубь», т.е. видеть семантику и грамматику одновременно. «Какое выражение правильное, а какое ошибочное: имя прилагательное изменяется по родам- имя существительное тоже изменяется по родам». Учащиеся должны обосновать ответ, используя весь набор «опознавательных признаков» данных частей речи.

Подобные вопросы ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивают успешную жизнедеятельность(компетенции), развитие критического мышления и способности к творческому и деятельностному подходу в практической деятельности.

Компетенции должны демонстрироваться в действии:

- знания («Знаю, что, почему и как делать»);

-умения и навыки («Умею и могу делать»);

-личностно-деловые качества («Способен делать эффективно »);

- мотивация и целевые установки («Хочу и буду делать»);

- опыт («Делал и уверен, что смогу сделать вновь»);

-потенциал («Могу делать в будущем»).

Глава IV

Основные трудности при изучении частей речи (морфологии)

К основным трудностям, возникающим у обучающихся при изучении частей речи можно отнести следующие:

-отличие учениками частей речи в случае перехода слова из одной части речи в другую (больной, встречающие, весной и т.д.);

- смешение учащимися понятий «часть речи», «член предложения»;

- отличие внешне сходных форм (дательного и предложного падежей имен существительных женского рода с окончаниями е-и: весне, площади, осени; сравнительной степени прилагательного и наречия: был талантливее и делал талантливее и т.д. );

- при изучении имени существительного дети впервые узнают, что существительное обозначает не только предмет в собственном понимании этого слова, но и признак как предмет, действие как предмет. Здесь учителю очень важно донести до учащихся , что только по вопросу или по значению ориентироваться при определении части речи нельзя!

- при изучении имени прилагательного обучающиеся затрудняются в согласовании имени прилагательного с именем существительным (капроновый тюль);

- при изучении синтаксической функции имени прилагательного школьники без проблем опознают его в роли определения, но испытывают трудности, когда прилагательное выполняет функции сказуемого (Золотая осень. – Осень золотая.)

- особенную трудность вызывает использование имени числительного в устной речи. А в письменной речи имя числительное часто используются в деловых бумагах. Поэтому особое внимание необходимо уделить склонению слов этой части речи. (Даже в речи людей с высшим образование очень часто можно слышать грубейшие ошибки при употреблении ими числительного. Однажды вынуждена была просклонять имя числительное две тысячи девятнадцатый год и повесить в учительской, дабы не слышать в речи некоторых коллег это числительное). А что уж говорить о детях…

- частот трудности возникают при изучении местоимений. Дети путаются в разрядах. Легко запоминаются ими личные местоимения и возвратное местоимение «себя». А вот определительные местоимения часто путают с именем прилагательным (иной, другой, каждый и т.д.)

- трудности вызывают и грамматические признаки глагола: вид, спряжение. Распознавание глаголов второго спряжения и форма глаголов повелительного наклонения (Вы долго смотр-ите в окно. Сейчас посмотри-те в окно.)

- пи изучении служебных частей речи особую трудность вызывает «морфологическая омонимия» производных предлогов и союзов (В течение месяца- в течении реки; мал, зато (=но) удал – не за то волка бьют, что сер…).

Работа по преодолению возникающих у учащихся трудностей при изучении всех тем морфологии должна носить практический характер.

Глава V

Методические условия при изучении морфологии

Активная умственная деятельность учащихся.

Эффективность знаний обусловлена методами обучения. Инструктивно-репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности, а только ориентирует ученика на запоминание.

Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову

. Лингвистическое отношение к слову формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает осознание взаимодействия семантической и грамматической

сторон

языка (

содержания и грамматических средств его выражения).

Осознание существенных и несущественных признаков понятия.

Требуется особо

подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия.

Включение нового понятия в систему ранее изученных.

Важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике.

Установление

связей между

понятиями составляют основу системы знаний обучающихся по русскому языку.

Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий

включается в сам процесс изучения новой категории, а также осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них.

Наглядное изучения

понятия .

На разных этапах формирования понятий применение наглядности занимает определённое место. На начальном этапе

ознакомления с

признаками понятия наглядность используется с целью чёткой «подачи» признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи.

В курсе морфологии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

Уметь задавать к слову грамматический вопрос.

Определять грамматическую принадлежность слова.

Разграничивать грамматическое и лексическое значение слова.

Склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нормами.

Находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления.

Производить морфологический разбор слов разных частей речи.

Существуют определённые виды заданий, которые вырабатывают перечисленные умения и формируют навыки:

Найти изучаемое лингвистическое

явление(

например, слова какой-нибудь части речи или в определённой грамматической форме) в списке слов, предложений или в тексте.

Подобрать или выбрать из текста, словаря

или придумать самостоятельно примеры, иллюстрирующие

изучаемое лингвистическое

явление;

Сгруппировать слова или словоформы по заданному основанию;

Просклонять

/ проспрягать слово.

Подобные упражнения направлены на формирование умений и навыков учащихся п процессе изучения морфологии.

Важнейшим умением по морфологии является морфологический разбор всех частей речи, кроме междометия. В школьной практике учащемуся необходимо уметь производить этот разбор. носит поэтапный характер.

Таким образом, раздел «Морфология» входит в общеобразовательную программу. Является её неотъемлемой частью и носит поэтапный характер. Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика.

Выводы по итогам работы

над рефератом «Актуальные вопросы изучения морфологии»

В данной работе изучены теоретические и методические аспекты проблемы. Сделаны акценты на наиболее трудные вопросы при изучении обучающимися «Морфологии». Предложены варианты заданий, которые способствуют формированию прочных знаний и умений при выполнении практической части урока.

Рассмотрев сущность трудных вопросов морфологии, мы понимаем, что трудности при изучении морфологии есть, их много, они, являясь актуальными, требуют ответственного отношения учителя к преподаванию предмета и осознанной мотивации обучающихся.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Гидрович

С.Р.

Компетентностный

подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Издательство

СПбГУЭФ

, 2010.

Неделина

Н.В. Системно-

деятельностный

подход – методологическая основа ФГОС нового

поколения.Елец

: ЕГУ

им.И.А

. Бунина, 2011.

Пашкевич А.В.

Компетентностно

-ориентированный урок. Волгоград: Издательство «Учитель» 2013.

https://stavropol.hh.ru/article/305211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

5 класс УМК М.М. Разумовской

Тема «Морфология. Орфография. Речь»

(личностно-ориентированные задания)

Правописание суффиксов –ыва-, -ива-, -ова-, -ева-.

 

Учитель

Маслова Н.И.

Характеристика задания

1. русский язык

2. Правописание суффиксов –ыва-, -ива-, -ова-, -ева-.

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: информационная, коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Насти К. и Никиты С.не было на уроке, когда изучалась указанная тема.

Помогите им, опираясь на правило учебника, составить алгоритм малых шагов и проверьте выполнение ею данного задания.

Задачная формулировка

1. Разработайте алгоритм малых шагов по использованию правила темы «Правописание суффиксов –ыва-, -ива-, -ова-, -ева-».

2. выполните задания, которое будет для Насти являться ключом для самопроверки и взаимопроверки.

Содержание задания

1. Прочитайте правила на стр. Создайте алгоритм малых шагов.

2. Спишите, вставив пропущенные буквы, суффиксы обозначьте.

Атак…вать, след…вать, польз…ваться, ноч..вать, завид..вать, телеграфирвать, расход..вать, обыгр..вать, скид..вать, маскир..вать, замаскироввать.

Инструментарий для проверки

(информация для консультантов)

Соблюдение критериев:

1.Учащиеся составили алгоритм, проговорили его:

(Чтобы выбрать верное написание суффикса,

А. Ставим его в личную форму

Б. Смотрим наличие в этой форме суффикса

В. Если выпадает, пишу –ова-, -ева-

Г. Если не выпадает, пишу –ыва-. –ива-)

2. При выполнении письменного задания не сделано ни одной ошибки.

3. Суффиксы выделены.

Атаковать, следовать, пользоваться, ночевать, завидовать, телеграфировать, расходовать, обыгрывать, скидывать, маскировать, замаскировывать.

Критерии

Без ошибок «5»

В алгоритме пропущен 1 пункт, в словах допущены 1-2 ошибки «4»

В алгоритме пропущено 2 пункта, в словах допущены 3-4 ошибки «3»

В алгоритме пропущены 3 пункта, в словах допущены 5 и более ошибок, Вы плохо объяснили одноклассникам тему. Повторить попытку.

 

 

5 класс УМК М.М. Разумовской

Тема «Морфология. Орфография. Речь»

Правописание чередующихся Е-И в корнях глаголов

 

Учитель

Маслова Н.И.

Характеристика задания

1. русский язык

2. Правописание Е-И в корнях с чередованием

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: информационная, коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Насти К. и Никиты С.не было на уроке, когда изучалась указанная тема.

Помогите им, опираясь на правило учебника, составить алгоритм малых шагов и проверьте выполнение ею данного задания.

Задачная формулировка

1. Разработайте алгоритм малых шагов по использованию правила темы «Правописание чередующихся Е-И в корнях глаголов».

2.Выполните задания, которое будет для Насти и Никиты являться ключом для самопроверки и взаимопроверки.

Содержание задания

1. Прочитайте правила на стр. Создайте алгоритм малых шагов.

2. Спишите, вставив пропущенные буквы, суффиксы обозначьте.

Блестть, блстать,взбраться, собрусь, растреть, зат…рать, зажгаться, расстлать, стлть, зам…реть, оп…реться, наб…рать.

Инструментарий для проверки

(информация для консультантов)

Соблюдение критериев:

1.Учащиеся составили алгоритм, проговорили его:

(Чтобы выбрать верное написание Е – И в корне,

А. Выделяем корень;

Б. Смотрим наличие за корнем суффикса -А-;

В. Если суффикса нет, пишу Е;

Г. Если есть, пишу И.

2. При выполнении письменного задания не сделано ни одной ошибки.

3. Корни и суффикс –А- выделены.

БлестЕть, блИстать,взбИрАться, собЕрусь, растЕреть, затИрАть, зажИгАться, расстИлАть, стЕлть, замЕреть, опЕреться, набИрАть.

Критерии

Без ошибок «5»

В алгоритме пропущен 1 пункт, в словах допущены 1-2 ошибки «4»

В алгоритме пропущено 2 пункта, в словах допущены 3-4 ошибки «3»

В алгоритме пропущены 3 пункта, в словах допущены 5 и более ошибок, Вы плохо объяснили одноклассникам тему. Повторить попытку.

 

5 класс УМК М.М. Разумовской

Тема «Морфология. Орфография. Речь»

Наклонения глагола

 

Учитель

Маслова Н.И.

Характеристика задания

1. русский язык

2. понимать роль наклонений глагола

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: информационная, коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

После изучения темы убедите своих знакомых, что наклонения глаголов обозначают отношение к действительности

Задачная формулировка

Определите в данном стихотворении наклонения глаголов.

Докажите, что без данной категории глагола автору невозможно передать идею стихотворения.

Содержание задания

 

Инструментарий для проверки

(информация для консультантов)

Соблюдение критериев:

 

Критерии

 

 

При любой деятельности учащихся самоценивание, самоанализ – неотъемлемая часть формирования компетенций, мотивация дя саморазвития, самокоррекции.

Здесь помогает системный мониторинг, который строится на поэлементном анализе результатов самостоятельной деятельности учащихся.

Мониторинговые таблицы, где отражены все допущенные учениками ошибки просматриваются прозрачно и доступно для ребенка.

Сравнивая результат предыдущей работы и последней, ученики пишут самоанализ, который выглядит следующим образом:

Денис Н.: «Диктант по теме «Орфография» от 16 января 2014 года я прогнозировал написать на 4/5 (как предпоследний от 24.12.13 года по теме «Орфография»). На правила, которые я должен был применить, мною допущено 2 ошибки нанаписание сложных прилагательных:

- пресноводных (рыб) – пишу слитно, т.к. оно образовано от словосочетания «пресная вода».

- большекрылые (бабочки) - пишу слитно, т.к. оно образовано от словосочетания «большие крылья».

Я по-прежнему допускаю ошибки на правописание безударной гласной в корне слова: слежу – слежка.

По сравнению с диктантом за 24.12.13, я написал хуже: 3/5. Правила, которые я должен был применить, я знаю. Причина в моей невнимательности. Прогнозы мои не оправдались.

Мне нужно воспитывать внимание. Еще нужно вернуться в тему «Написание сложных прилагательных» и повторить правила этого параграфа».

На уроках литературы компетентностно-ориентированные задания начинаю использовать уже на этапе предъявления темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока деятельностного типа

Маслова Наталья Ивановна

МБОУ « Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К.Ф. Лебединской»,

Смоленский район

 

Тема

Личные местоимения

,

6

класс

(

УМК М.М. Разумовской)

Предполагаемые

результаты деятельности

:

Личностные (ЛР):

осознаватьзначение

учебной деятельности как шаги от незнания

коткрытию

нового

знания;

Метапредметные

(МПР):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать вывод.

Коммуникативные: формировать готовность и умение вести диалог и монолог на лингвистическую тему;

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

2.3. Предметные (ПР):

1.Уметь употреблять личные местоимения в роли членов предложения.

2.Уметь сформулировать представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?)

3. Уметь выполнить морфологический разбор личных местоимений.

4. Уметь находить личные местоимения в предложении, в тексте.

Цель:

Цель для учащихся:

Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы).

Цель учителя: создать условия для реализации образовательной цели урока.

Технологии: ИКТ, деятельностная и проблемная технология.

Приемы: проблемная беседа, исследование языкового материала, самостоятельная работа, самопроверка, рефлексия.

 

 

 

Содержание педагогического взаимодействия

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I. Мотиви-рование учебной деятельности

Мотивация обучающихся к учебной деятельности

- Проверяет готовность к уроку;

 

Возникновение внутренней потребности включения в деятельность,устанавли-вают тематичсекие рамки учебной деятельности

Обоснованное высказывание «хочу», «могу»,

«надо»

Проведение самооценки:

Выполнение нормативных требований к учебной деятельности

II.Акту-ализа-ция и фикса-ция затруд-нений в деятельности

Выявление учебной проблемы урока

- создает условия для целеполагания через беседу по известным в теме урока понятиям:

1. Что в теме урока знакомо?

2. Воспроизведите определение понятия «Местоимение».

- Кто испытывает затруднения, где может найти информацию?

(Стр. 293, п.1, 3.)

Подводит итог:

М. имеют указательное значение. На что или на кого указывают М. можно узнать из ближайшего контекста.

3. В роли чего выступает М. в тексте, в речи?

- Где можно найти информацию об этом? (С. 294 -295. «Возьмите на заметку!»)

Пишет на доске (по мере накопления учащимися информации):

1. М. – указывает на предмет, не называя его. (это его значение)

2. Начальная форма: И.п.

3.Постоянные признаки:

- разряд.

4. Непостоянные признаки:

- число,

- род,

- падеж.

5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

4. Что в теме урока обозначает термин «личные»? Где можно найти ответ? (с. 296)

5. Что лежит в основе деления местоимений на разряды? (с.296)

 

 

 

 

 

 

6. Предлагает переписать со стр. 296 личные местоимения.

Это начальная форма И.П.

 

 

7. Ставит учебную задачу: Готовы мы сейчас назвать морфологические особенности, признаки личных местоимений?

Дополняет запись на доске: см. выше (курсив)

Демонстрация знания: ищут ответ, рассуждают, обосновывают, ищут информацию в учебнике.

 

1. Местоимения. Личные.

2. М. – слова, ничего не называют, которые обозначают лицо, указывают на предметы, признаки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

3. М. выступает в тексте вместо имени существительного, как заместитель. В тексте соотносится с лицом или предметом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Это разряд местоимений.

 

 

 

5. В основе деления местоимений на разряды лежат значение и грамматичсекие особенности (морфологичесике признаки, т.е., как слово изменяется)

 

 

6. Я, ты, мы, вы, он (она, оно, они).

Уровень понимания

- Интерпретируют учебный материал, выявляют неизвестное знание

7. Известно, что они склоняются.

Больше, пока, ничего не знают.

Демонстрация знания: рассуждают, обосновывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная беседа:

Осознание «знания» и «незнания»,

Принимают, понимают, осознают задачу урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание того, что начинаую решать учебные задачи,

Мотивация на личный успех

III.Создание проблемной ситуа-ции (поста-новка учебной задачи)

Осуществление целеполагания

Ставит учебную задачу.

1. Какова цель урока?

 

 

2. Где нам пригодится это знание?

3. Посмотрите на стр. 298 (таблица склонения Л.М.). В чем видите трудность, если будет предложено задание: найти в тексте и выписать личные местоимения для морфологического разбора (Л.М.)?

4. Какая задача стиит перед нами, чтобы реализовать цель?

 

 

5. Какой итог для себя вы видите в конце урока? (какой образовательный продукт)

 

Конструктивный диалог

 

1. Усвоить морфологические особенности личных местоимений.

2. При разборе М. как части речи.

3. При склонении местоимений Я, ты, мы, вы другая основа, в ней трудно узнать начальную форму.

 

Анализируют

Синтезируют

 

 

4. Запомнить падежные формы Л.М., чтобы легко находить их в тексте при самостоятельной работе.

- Понимание: прогноз

5. Выпишем из текста Л.М самостоятельно и разберем по как часть речи. (выполнят морфологичесикй разбор)

 

 

 

 

Монолог на лингвистическую тему

 

 

ИКТ

Слайд 3 «Склонение местоимения ОН, ОНА, ОНИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозиро-вание учебной деятельности

IV. Поиск решения проблемной ситу-ации (откры-тие нового знания)

Новое знание учащиеся получат через планирование деятельности, самостоятельного исследования при помощи вспомогательных вопросов учителя

Организует ситуацию решения учебной задачи:

1. Посмотрите содержание параграфа 57 стр. 298 – 299 - 300 и предлагаемые упражнения.

- Почему нужно изучить содержание рубрики «Возьмите на заметку!»?

 

 

 

2. Задания каких упражнений нам необходимо выполнить, чтобы реализовать цель урока?

Исследование, отбор материала для достижения цели.

Предлагают способы реализации цели урока.

1. Здесь есть информация о морфологических (грамматических) признаках Л.М.

Во второй рубрике «Возьмите на заметку!» указывается синтаксическая роль М., что необходимо знать при морфологическом разборе.

2. У. 655, т.к., просклоняв Л.М. , мы запомним формы Л.М. в косвенных падежах, чтобы увидеть их потом в тексте.

У. 656 здесь отслеживаются морфологические признаки Я, ты, мы, вы - они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по родам.

У. 657 (выписать личные местоимения из текста – реализация цели урока)

- Выполним разбор одного из местоимений.

 

 

Участие в диалоге и полилоге

 

 

 

Предлагают способы реализации цели урока.

 

V.Первичное закрепление

Учащиеся усвоят основные морфологические признаки Л.М.

Организует ситуацию решения учебных задач:

 

1. М. Я, ты, мы, вы, он (она, оно. они) – начальная форма Л.М., И.п.

МЫ - множество Я, ТЫ – множество ТЫ. Не изменяются ни по числам, ни по родам.

2. Что можете добавить к уже озвученным морфологическим особенностям М.?

3. Какую особенность Л.М. 3 лица вы выделите?

4. О чем материал под пунктом 3?

 

 

 

5. Делаем вывод «Итак» с. 299.

Применение выделяют главное при ответе на вопросы учителя

1. Читают, выбирают морфологические признаки М.

 

 

 

 

2. М. 1,2,3 лица склоняются – это их общее свойство.

 

 

3. Они изменяются по числам, а в ед.ч. по родам.

4. Раздельное написание предлогов с М. В косвенных падежах к основе М. прибавляется Н-. (Это культура речи)

Анализ и Синтезирование

(что общего в грамматических особенностях Л.М. и чем различаются их морфологические их признаки )

 

 

 

 

Участвуют в коллективном обсуждении

 

 

Рефлексия: на каком этапе находится решение учебной задачи урока

VI. Самостоятель-ная работа

Организация самостоятельного выполнения каждым учеником

Создает условия для работы учащихся

 

Мотивирует на цель:

Почему мы усложнили задачу, употребляя предлог?

(чтобы узнавать М в тексте)

 

 

 

 

 

 

1. Посмотреть на склонение местоимения ОНИ.

Какие трудности мы должны учесть, чтобы правильно охарактеризовать Л.М.?

Индикаторы:

Знать падежные вопросы

Предлоги падежных вопросов

Контекст

1. У 655 критерии:

И. он просклоняли

Р. от н-его употребили предлог

Д. к нему

В. в н-его

Т. над ним

П. о нём

2. У. 656 (Доказать) Сочинение-рассуждение (компетентностно-ориентированное задание)

Дают монологический ответ

1. У него совпадают формы в Р. и В. падеже. (их)

Дают монологический ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа

 

СЛАЙД 3

«Склонение М. ОН»

Ответ по алгоритму:

1. Тезис

2. Аргумет.

Факт.

3. Вывод.

 

 

СЛАЙД 3

«Склонение местоимения ОНИ»

VII.Са-мостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельного выполнения учащимися с самороверкой по эталону

1. Мы готовы сказать, что морфологические особенности Л.М. мы знаем, часть цели мы достигли?

 

Комментарий к выполнению:

Если встретится одна и та же форма М. , не выписывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование информации о синтаксической роли Л.М. в предложении: с. 299-300

 

 

 

 

3. Где может встретиться трудность при определении синтаксической роли Л.М.?

1. Да. Мы готовы узнать местоимения в тексте и выполнить часть морфологического разбора.

У. 657. Критерии:

-прочитать текст

- найти л.м.

- указать падеж, если есть, то число и род.

Я(И.п.), мне(Д.п.), передо мной Т.п.(), их (Р.п.мн.ч.), они(И.п., мн.ч.), их(В.п.,мн.ч.)

Самопроверка по эталону.

Критерии:

б/о «

1ош. «4»

2-3 ош. «3»

Больше 3-х ошибок, нужно еще раз повторить материал.

2. Приводят свои примеры, чтобы Л.М. было подлежащим или дополнением:

Мы на каникулах ходили в поход. Нам удалось увидеть первых весенних птиц.

3. Местоимени 3 л. в косвенных падежах может играть и роль определения. Составляют и записывают свои предложения.

Мы видели его в школе.(кого? доп.) Его(чей? определение) портфель лежал в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в лингвистическом диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение употреблять местоимение в роли членов предложения

 

Умение сформулировать представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

«Модель ответа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание, что

проблемно-лингвиститеская задача может быть решена и решается

VIII. Рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Сздает условия для проведения объективной самооценки и взаимооценки.

1. Какую цель реализовывали?

 

2. Можете ли вы самостоятельно выполнить морфологический разбор местоимения?

 

3. Покажите нашим гостям свое умение выполнять морфологический разбор местоимения, заполнив бланк

(предлагается компетентностно-ориентированное задание)

 

Выполняют компетентностно-ориентированное задание

(раздаточный материал)

 

Озвучивают цель урока, осознают достижение поставленнной цели.

 

Компетентност

но-ориентирован-ное задание позволит учащимя через взаимпроверку установить: реализовал ли он цель, поставленную им в начале урока, на каком уровне сформировано умение

IХ. Домаш-нее задание

(на выбор)

1. У.658 (найти в тексте личные местоимения и опреде-лить их синтак-сичес-кую роль. Выпол-нить морфологичес-кий разбор двух Л.М.).

2. Создай-те свой текст из 6-8 предло-жений на тему «Грачи прилетели» (найдите в тексте личные местои-мения и опреде-лите их синтаксическуюроль. Выполните морфологичес-кий разбор двух Л.М.).

Создание условий для осознания учащимися приращения новых знаний

Предлагает задания на выбор, которые носят дифференцированный характер: одно задание связано с предлагаемым в учебнике текстом, другой текст нужно написать самим.

 

Как связано домашнеее задание с темой урока?

 

 

 

 

 

Если у вас возникнут трудности, гле будете искать ответ?

Задают вопросы, связанные с выполнением домашнего задания.

 

 

 

 

Мы будем работать с Л.М. дома: искать их, «узнавать» в косвенных падежах, определять их морфологические признаки.

 

 

 

Материал параграфа 57, все упражнения этого раздела.

 

 

 

 

 

 

Установление связи материала урока с материалом дамашнего задания

Оценивают свои достижения

 

 

Задания, используемые для формирования УУД при изучении

«Морфологии» - «Причастие»

В стихотворении современного поэта (опасаемся назвать его талантливым) «Вдохновение» есть строчка:

Сердца в любви неразлучимы

Какую ошибку допустил автор при использовании причастия?

Ответ:

В рассматриваемом примере нас интересует, конечно, слово «неразлучимы». Внешне перед нами краткая форма страдательного причастия настоящего времени (суффикс -им-). Но следуя нормам образования причастий, данная форма образуется от глагола «разлучить» 2 спряжения, совершенного вида. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.

(ср. разлучать -1 спряжение, разлуча-ют- разлучаемые)

Перед нами – факт нарушения грамматических норм литературного языка от незнания грамматических характеристик причастия..

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×