Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ | Грекова Наталия Сергеевна. Работа №349448

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок музыки, как в прежние времена, так и сегодня выделяется из ряда учебных предметов.  Данная статья посвящена проблемам преподавания современного урока музыки,  специфическая черта которого, быть уроком искусства, предполагает поиск таких методов и приемов преподавания, которые сохранили бы учебному процессу характер музыкально-эстетической деятельности.

Грекова Наталия Сергеевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

г. Луганск, ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»

grekovanatalia2020@gmail.com

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам преподавания современного урока музыки, который так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы. Специфическая черта урока музыки как урока искусства заставляет искать такие пути преподавания, которые не превращали бы этот процесс в сухую формальность, а сохраняли характер музыкально-эстетической деятельности.

 

Ключевые слова: музыкальное искусство, развитие личности, духовность, образование, культура, технологии, творчество, компетентность, совершенствование, урок.

 

 «Если хотите узнать, как страна управляется

и какова её нравственность, прислушайтесь

к её музыке», - писал 25 веков назад Конфуций.

 

Время быстротечно. Одна эпоха незаметно сменяет другую. На дворе 21 век - «век скоростей», «век интеграции», «век информации», век новых технологий, мобильных телефонов, Интернета и новой прогрессивной молодежи. Век новых современных людей, чья жизнь все время в движении. Человек 21 века – человек информации. Он пытается постичь все сферы жизни, стремится к свободе, через искусство перекраивает несущую действительность, выходит за рамки, меняет жизнь и достигает гармонии и свободы.

Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, – является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Искусство – своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца.

 С древнейших времён человечество понимало важность воспитания искусством. На примерах античной классики, погружая в творческое пространство, происходит обучение и в наше время, будь то высшая художественная профессиональная школа или изостудия муниципального уровня. Ценность искусства безгранична и бесконечна, по сути, его воспитательное воздействие бесспорно. Тяга к прекрасному заложена в психологии человека природой. Даже в младенческом возрасте человек способен видеть разницу между прекрасным и ужасным и на интуитивном, эмпирическом уровне делать свой выбор. Поэтому отделять искусство от жизни и образования было бы ошибкой. Крылатое выражение А. С. Пушкина: «...и чувства добрые я лирой пробуждал» является отображением признания высоких нравственных возможностей искусства. Основные концептуальные установки образования базируются на этом понимании.

Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (морально-этических, общекультурных, художественно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации, духовному самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, становлению и развитию которой способствует общение с искусством и непосредственно связано с практическими занятиями в этой области.

Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося. И тут необходимо обратить внимание на то, что в формировании и становлении личности ребенка и человека в целом немаловажным фактором выступает музыкальное образование. В сравнении с иными видами искусства, музыка проникает в самые глубокие эмоциональные слои. Очевидно, что воздействие музыки на душу сложнее и сильнее в сравнении с иными категориями искусства. Музыка – это эмоциональное познание, преобразование совокупности внешних воздействий в эмоциональный опыт. Для каждого человека, а для ребенка в особенности эмоциональный опыт является одним из составляющих фундамента личности.

Музыкальное искусство соприкасается со многими сферами жизнедеятельности, поэтому способствует, в первую очередь, интеллектуальному росту личности, личности, имеющей не только высокие показатели и достижения в образовательной области, но и умеющей понимать, проявлять и контролировать чувства, без которых жизнь теряет свои краски, а порою и смысл. Таким образом, музыкальное искусство как образовательный фактор является фундаментом для построения духовных, нравственно-эстетических и творческих потенциалов ребенка.

Основной целью современного музыкального образования является: «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования).

Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. В свою очередь овладение универсальными учебными действиями способствуют более продуктивной работе участников образовательного процесса, достижению целей урока и более высоких результатов. Учителю как организатору учебно-познавательной деятельности необходимо посмотреть не урок с точки зрения его модернизации. Обращаясь к традиционным методам, целесообразно применять их, комбинируя с новыми технологиями. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Внедряются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения);

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

Опираясь на вышесказанное, стоит помнить, что урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, и не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ребенка, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в участниках образовательного процесса, обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

С точки зрения современного образования в основе музыкально-педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Поэтому актуальными задачами современного школьного урока музыки являются:

- развитие сознания, музыкального мышления детей;

- развитие эмоциональной сферы обучающихся;

- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:

- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

- внедрение новых образовательных технологий;

- использование инновационных форм работы;

- использование современных методов музыкального воспитания;

- использование принципов художественной дидактики.

Качественной реализации государственного стандарта общего образования, как уже говорилось выше, способствует внедрение новых образовательных технологий. Дополнительно к сказанному понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в следующих трех аспектах:

- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

- деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся. Наиболее показательным является использование инновационных технологий: технология развивающего обучения – проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

Структура музыкальной деятельности ребенка содержит элементы: цель - средства - процесс - результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности учеников в их познавательном процессе.

Обновленная методика преподавания учителя сегодня предлагает ребенку адаптированный к современным реалиям вариант взаимодействия с искусством и включения в творческий процесс, реализуемые в рамках урока музыки в общеобразовательной школе.

Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях.
Уроки музыки отличаются особо эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство и есть творчество", - говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

 

Список литературы

 

Дмитриева Л. Г.,

Черноиваненко

Н. М. Методика музыкального воспитания в школе.

–М

.: Издательский центр «Академия», 2000.

Ермакова Т.Н. Музыкальное воссоздание мира глазами подростков.

–М

.: Издательский центр «Академия», 2010.

Исаева Л. А., Кириленко Н. П., Мишутина О. В., Пугачева С. В. «Урок музыки - урок искусства» Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.

Кукушин

В. С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону: «МарТ».-2008.

Медушевский

В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (

Спецвыпуск

«Музыкант-педагог»). – 2001.

Педагогика: Большая современная энциклопедия

ост.

Рапацевич

Е.С. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 686.15

Рачина

Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Издательство «Композитор. Санкт- Петербург», 2007 – с.6-55.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.

–М

.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×