Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в старших классах | Казарова Ольга Вячеславовна. Работа №342220

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в старших классах. В статье освещаются методологические подходы к обучению, интеграция современных технологий в образовательный процесс, проблемы мотивации учащихся, а также вопросы формирования читательской и речевой культуры. Предлагаются конкретные методы и приемы, способствующие эффективному усвоению учебного материала.

Ключевые слова: русский язык, литература, образовательные технологии, мотивация учащихся, речевая культура, читательская культура.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

Казарова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ 1», г. Поворино Воронежской области

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в старших классах. В статье освещаются методологические подходы к обучению, интеграция современных технологий в образовательный процесс, проблемы мотивации учащихся, а также вопросы формирования читательской и речевой культуры. Предлагаются конкретные методы и приемы, способствующие эффективному усвоению учебного материала.

Ключевые слова: русский язык, литература, образовательные технологии, мотивация учащихся, речевая культура, читательская культура.

 

Преподавание русского языка и литературы в старших классах представляет собой важный аспект образовательного процесса, который требует постоянного обновления подходов и методов. В условиях современного образования, насыщенного цифровыми технологиями и изменяющимися образовательными стандартами, учителя сталкиваются с новыми вызовами и задачами.

Современные образовательные технологии предоставляют учителям и ученикам новые возможности для эффективного обучения. Использование образовательных платформ и приложений позволяет сделать уроки более интерактивными и увлекательными. Платформа, такая как Google Classroom и образовательные ресурсы, ориентированные на русский язык и литературу, могут значительно расширить учебный процесс.

Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) становятся важными инструментами в образовательном процессе. Эти технологии позволяют создать уникальные обучающие среды, которые могут погрузить учащихся в литературные произведения, а также предоставить им доступ к историческим и культурным контекстам. Например, использование VR-технологий для проведения виртуальных экскурсий по местам, описанным в литературных произведениях, или создание AR-материалов, связанных с произведениями русской классики, может значительно улучшить восприятие и понимание текста.

Проектная деятельность становится важным компонентом современного обучения. Она позволяет учащимся не только углубленно изучить литературные произведения и языковые аспекты, но и развить навыки самостоятельной работы, исследования и критического анализа. Проектные работы, такие как создание мультимедийных презентаций о произведениях русской литературы, написание эссе и подготовка исследовательских проектов на основе литературных произведений, способствуют глубокому изучению материала и развитию творческих способностей.

Интеграция междисциплинарных проектов, которые объединяют элементы русского языка, литературы и других предметов, таких как история, искусство и социология, помогает создать более комплексное понимание изучаемого материала. Так, проект по созданию литературного альбома, который включает в себя исследование исторического контекста, анализ литературных стилей и создание художественных иллюстраций, может объединить усилия учеников в разных областях и способствовать лучшему пониманию предмета.

Функциональная грамотность включает в себя умение применять полученные знания на практике, что особенно важно для старшеклассников, готовящихся к экзаменам и будущей профессиональной деятельности. Развитие этих навыков должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Включение в учебный процесс заданий на анализ текстов различных жанров, написание аналитических статей и разработка аргументированных мнений по обсуждаемым вопросам способствует развитию функциональной грамотности.

Подготовка к итоговой аттестации требует особого внимания. Учителя должны обеспечить учащихся необходимыми знаниями и навыками для успешного прохождения экзаменов, что включает в себя тренировки по выполнению тестовых заданий, написанию эссе и анализу текстов.

Критическое мышление является важным аспектом преподавания, особенно в старших классах, где учащиеся должны уметь анализировать и оценивать литературные произведения и текстовые материалы. Развитие критического мышления помогает ученикам глубже понимать содержание и формулировать обоснованные мнения. Использование методов дискуссий и анализа литературных произведений с акцентом на интерпретацию и аргументацию может способствовать развитию критического мышления у старшеклассников.

Анализ и интерпретация текстов являются важными компонентами изучения литературы. Учителя должны предоставлять учащимся инструменты и методики для глубокого анализа текстов, что включает в себя изучение литературных приемов, контекста и авторской позиции.

Учителям рекомендуется адаптировать учебные планы с учетом современных требований и потребностей учащихся. Важно включать в план уроков различные методы и подходы, которые будут способствовать активному обучению и интересу к предмету. Адаптация планов уроков для включения в них интерактивных технологий, проектной деятельности и методов развития критического мышления поможет сделать обучение более разнообразным и эффективным.

Постоянное профессиональное развитие учителей является ключевым фактором в повышении качества преподавания. Участие в семинарах, тренингах и курсах повышения квалификации поможет учителям быть в курсе новых методик и технологий. Регулярное участие в курсах по использованию цифровых технологий в обучении, методам проектной деятельности и критическому анализу текстов поможет учителям улучшить свои профессиональные навыки и применить новые подходы в своей практике.

Таким образом, актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в старших классах требуют применения современных методов и подходов, таких как интеграция цифровых технологий, проектная деятельность, развитие функциональной грамотности и критического мышления. Педагоги должны адаптировать свои методы и стратегии в соответствии с изменяющимися требованиями образовательного процесса и потребностями учащихся. Эффективное применение новых подходов поможет создать динамичную и увлекательную образовательную среду, способствующую успешному обучению и подготовке, учащихся к будущим экзаменам и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

Актуальные проблемы содержания школьного курса родного языка / О.

М.Александрова

[и др.] // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200–

летию

со дня рождения Ф. И. Буслаева): коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко; с

ост. и науч. ред. А. Д.

Дейкина

, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. М.: МПГУ, 2018. 484 с.

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. Педагогические условия развития устной речи при обучении русскому языку в основной школе // Русская словесность. 2018. № 1. 91–96 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X