Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Алалия. Чем можно помочь ребенку в домашних условиях» | Федяшкина Марина Михайловна. Работа №243077

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федяшкина Марина Михайловна
Статья посвящена формированию речи у детей с моторной алалией. В ней рассказывается об основных этапах формирования детской речи, о том, как родители могут помочь своему ребенку на начальном этапе.

Алалия. Чем можно помочь ребенку в домашних условиях.

Подготовила учитель-дефектолог

МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик» г. Нижневартовска

М. М.Федяшкина

Алалия — это полное отсутствие или грубое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до сформирования речи (примерно до 2—3 лет).

Дети, страдающие алалией, имеют нормальный (не сниженный) слух и полноценный интеллект, однако появление речи у них может задерживаться до3—5 и даже более лет. В дальнейшем развитие речи идет с выраженными отклонениями от нормы, причем страдают сразу все ее стороны — и звукопроизношение, и словарный запас, и грамматический строй. Нарушается как собственная речь ребенка, так и понимание им речи окружающих. По этой причине алалию принято относить к «системным» нарушениям речи, при которых она нарушается именно как система, то есть сразу во всех своих звеньях. Этим алалия отличается от простой задержки речевого развития, при которой появившаяся с запозданием речь в дальнейшем развивается нормально.

Алалия бывает разной степени тяжести. В более легких случаях с 3—4 лет речь у ребенка, хотя и медленно и искаженно, начинает развиваться самостоятельно. В тяжелых случаях она может отсутствовать до 10—12 лет.

При поражении различных речевых зон коры головного мозга речь нарушается по-

разному. Так, при преимущественном повреждении двигательных (моторных) речевых зон на первый план выступают трудности порождения речевых высказываний — ребенок достаточно хорошо понимает речь окружающих, но сам не говорит. Если же очаг повреждения находится в слуховых (сенсорных) отделах коры, то в первую очередь страдает понимание речи. В соответствии с этим большинство исследователей выделяют две основные формы алалии — моторную (экспрессивную) (см. книгу Ковшикова В. А. "Экспрессивная алалия") и сенсорную.

В случаях комбинированного поражения сенсорных и моторных зон алалия проявляется как сенсомоторная (нарушено и «говорение» и понимание). Именно эти формы алалии наиболее часто встречаются и в практике логопедической работы.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

- Ребенок развивается с задержкой.

- Ребенок перенес тяжелые заболевания.

- У ребенка есть неврологические заболевания.

- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит,

стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за

помощью («самостоятельный» ребенок).

- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему

понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития

речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Коррекционная работа при алалии:

Медикаментозное лечение

-

направлено на ускорение созревания

мозговых

структур и на снятие невротических проявлений, что существенно облегчает

последующую логопедическую работу с ребенком. Очень важно, чтобы такое

лечение было проведено в возможно более раннем возрасте, поскольку оно во

многом нормализует весь ход дальнейшего психического и речевого развития

ребенка.

Развитие общей и ручной моторики важно для совершенствования

двигательных

функций ребенка, что необходимо, в том числе и для нормализации его речевой

функции. Большую помощь в деле развития мелкой ручной моторики оказывает воспитание у ребенка навыков самообслуживания. Нужно приучить его самостоятельно умываться, чистить зубы, насухо вытирать полотенцем руки, расчесывать волосы. Пусть он самостоятельно одевается, и сам застегивает пуговицы, Если кисти рук слишком слабы, и ребенок с трудом сжимает пальцы в кулачок, то полезно упражнять его в отжимании специально смоченного для этой цели небольшого полотенца — по мере увеличения силы пальцев рук полотенце будет отжиматься все более и более «насухо» (периодически это контролируется путем выполнения данного действия вслед за ребенком — много ли осталось воды?). Очень полезны также занятия с мозаикой, лепка, рисование, раскрашивание, штриховка, вырезывание, выпиливание и пр.

Развитие психических функций:

внимания, памяти, восприятия, мышления.

Это фундамент, на котором будет строиться речевое развитие ребенка. Ведь речь является высшей психической функцией. Это игры с пирамидками, досками Сегена, сортеры, все что учит ребенка выделять форму, величину, цвет, текстуру предметов.

(Я обычно всегда начинаю работу с любых совместных игр с ребенком, а именно: собираем пирамидки, матрешки, сортеры, сравниваем по величине, форме, классифицируем). Все игры озвучиваем, говорим и за себя и за ребенка.

Также на этом этапе идет активное развитие понимания речи, построение простых однословных предложений, расширение глагольного словаря: На! Дай! Возьми! Положи! Надень! Все свои действия оречевляем.

У детей формируем речь согласно законам речевого развития в онтогенезе.

Вызывание гласных звуков. Активно используем звукоподражания.

(укачиваем малыша, изображаем паровозик, кораблик, мишку и т. д.)

Я люблю пропевать гласные звуки в играх с мячом (Игра с родителями).

Сначала поем изолированные гласные, затем сочетания гласных АУ, УА, ИА, АУИ, ИУА, ОУА. Петь можно высоким и низким голосом, используя разные игры: Идем по веревочке, поем ААААА, поднимаемся по лесенке ООООО, взлетает самолетик УУУУУУ и т. д.

Следующий этап. Учимся говорить согласные среднего онтогенеза (м,

п

, т, к, с, д! Здесь я также играю с мячом, предлагая повторять цепочки слогов с различными гласными. По мере того, как ребенок овладевает произношением слогов, я начинаю дифференциацию гласных в слогах, например:

ПА-ПА-ПА Па-По Па-Пу Пу-Пу Пу-Пы Пу-Пи

ПО-ПО-ПО Па-Па-По Па-Па-Пу ( и т)

ПУ-ПУ-ПУ

Затем перехожу к дифференциации согласных, также с мячом.

ПА-ПА-ПА ПА-ТА ТА-ПА ПАТ

ТА-ТА-ТА ПО-ТО ТО-ПО ПОТ

ПА-ПА-ТА ПУ-ТУ ТУ-ПУ ПУТ

ПО-ПО-ТО ПЫ-ТЫ ТЫ-ПЫ ПЫТ

Тоже самое со звуком К.

Как правило, слоговые цепочки соответствуют первым трем классам логовой структуры. 2-сложные цепочки, 3-сложные цепочки, 1-сложные.

Таким образом, мы готовим ребенка к произнесению слов различной слоговой структуры, развиваем слуховое внимание. Такую работу я провожу достаточно долго, в течение нескольких месяцев, сочетая ее с развитием понимания речи и играми на развитие высших психических функций.

Вызывание аморфных,

лепетных

слов, тоже основываемся на звукоподражании.

(мама, папа, ляля, киса, тук, тик-так, бух, и т.д.). Используем различные игры: стучим молоточком, зовем кису; задаем вопросы: «Как капает водичка? Кап-кап, Как стучит молоточек? Тук-тук. Как охотник стреляет? Пиф-паф; Как детки кушают? Ням-ням. И т. д.

Учим составлять простое предложение из 2-х слов: Тут кот. Тут кит. Это вода. Это духи. Вова идет. Снег идет. Дождь идет. И т. д.

На звукопроизношение не смотрим. Слова будут смятыми, искаженной структуры, на это не смотрим. Главное – научить пользоваться простой фразой.

Затем учим распространять фразу. Мама моет что? (руки, чашку, ложку)

Папа режет что? (хлеб, сыр, колбасу) Вова ест9что?) суп, печеньку, яблочко. И т. д.

Работая над обогащением словарного запаса ребенка, важно ввести

в

его

активный словарь все части речи, но самое основное внимание при этом должно

быть уделено глаголам. Как уже было отмечено, для этой категории детей

характерна крайняя бедность глагольного словаря, чем во многом объясняется

и трудность овладения ими фразовой речью (в русском языке почти ни одна

фраза не обходится без глагола).

Знакомя ребенка с новым словом, сначала попросите его показать

соответствующий предмет или действие, что позволит убедиться в понимании им значения этого слова. Далее предложите ему повторить название предмета

(действия, признака) и, наконец, назвать его самостоятельно.

На разных этапах коррекционного воздействия можно использовать такие,

например, приемы работы по обогащению словарного запаса:

• называние ребенком предметов, действий, признаков (изображенных на

картинках или предъявленных в натуральном виде);

• подбор к названному действию соответствующих предметов, например:

Кто летает? —

Птица, стрекоза, жук, бабочка... (ребенок отвечает на вопрос);

• подбор действий к названным предметам: Что делает собака? — Лает,

бегает, играет, охраняет...;

• подбор признаков к названным предметам: Яблоко какое? — Большое,

румяное, сочное, сладкое...;

• называние частей целого предмета: Что это у куклы? — Голова, глазки,

носик, ротик, волосы...;

• подбор однокоренных слов: СТОЛ — СТОЛИК — СТОЛОВАЯ...;

• подбор синонимов (слов, близких по значению): ХОРОШИЙ — ДОБРЫЙ,

ЛАСКОВЫЙ, КРАСИВЫЙ...;

• подбор антонимов (слов с противоположным значением): ХОРОШИЙ —

ПЛОХОЙ,

ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ;

• образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

ДОМ — ДОМИК,

РУКА — РУЧКА;

• образование глаголов при помощи приставок: ШЕЛ — УШЕЛ — ПРИШЕЛ —

ВЫШЕЛ — ПЕРЕШЕЛ...В заключение хочу сказать, что работа над формированием речи является многокомпонентной, требует настойчивости, трудолюбия и веры в своего ребенка. И самое главное – не затягивать с обращением к специалистам: неврологу, логопеду, ортопеду. Именно совместная работа родителей и детских специалистов помогает ребенку быстрее заговорить!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×