Алгоритм подготовки к ОГЭ по географии | Мой кабинет. Работа №352572
Данный материал позволит найти новые подходы и методики к подготовке детей к ОГЭ по географии. Преимущетвом данных рекомендаций является повышение компетентности и функциональности педагогов разной квалификации. Надеюсь, что данные рекомендации оценят коллеги и поддержат работу. Каждый из насрано или поздно осознает профессиональные компетенции и как необходимо идти в ногу о временем. Готова к сотрудничеству и готова поддержать молодых коллек в нашем не легком деле
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 67 им. О. И. Янковского»
Городской семинар
«Аспекты подготовки обучающихся к ГИА по географии в 2025 году»
Алгоритм
подготовки учащихся к ОГЭ по географии
Сидорова Татьяна Николаевна,
учитель географии (первая квалификационная категория)
САРАТОВ
2024
Содержание
Введение
Актуальность.
В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся. Сдача экзамена вызывает затруднения и опасения у учеников большим разнообразием заданий разного уровня сложности, а также заполнением бланков ответов, где можно допустить ошибки. Поэтому необходимо уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.
Цель работы – Разработать основы системы подготовки учащихся к успешной сдачи ГИА в процессе обучения географии и обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена по географии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие
задачи:
проанализировать
литературные
источники
по
проблеме
исследования;
рассмотреть
теоретические
основы
проведения
ГИА
по
географии;
выявить
особенности
ГИА
выпускников
9-х
классов
по
географии;
определить психолого-педагогические
технологии, которые обеспечивали бы
формирование
положительной
мотивации
выпускников
9-х
классов
на
успешную
сдачу
ГИА.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ проблемы подготовки к ГИА по географии выпускников 9 класса на основе педагогической и методической литературы; анализ нормативных документов; сравнение; анализ; моделирование.
Гипотеза. Успешная сдача ГИА возможна под влиянием системы психолого- педагогических технологий в преподавании географии. Данная гипотеза будет подтверждена, если:
целенаправленно
работать
по
формированию
интереса
к
предмету
и
мотивации
его
изучения
на
самых
ранних
этапах
преподавания
географии;
углублённо
изучать
предмет;
на
первый
план
выдвигать
цель
развития
личности,
а
предметные
знания
и
умения
рассматривать
как
средства
их
достижения.
Глава 1. Особенности государственной (итоговой) аттестации по географии в форме ОГЭ
География в основной школе – единственная учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления [1].
Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях [2].
Отличием формы аттестации является то, что она полагает независимую «внешнюю» оценку качества подготовки выпускников 9-х классов [3].
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы, учреждения начального и среднего профессионального образования [1].
При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения [5].
Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране [6].
Глава 2. Система подготовки к ОГЭ по географии.
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний [1].
Экзаменационная работа в 9 классе состоит из 30 заданий разных типов. Задания проверяют географические знания, умение анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, способность применить полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности, в различных ситуациях. [7]
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.
Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.
В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:
планирование
работы
по
подготовке
к
ОГЭ
на
консультациях,
на
уроках;
обучение
навыкам
работы
с
картографическими,
графическими,
статистическими материалами.
Поэтому в начале учебного года составляется план работы с разбором заданий различного уровня по месяцам. (Приложение №1) Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.
Подготовленность к чему-либо понимается как: -информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой"),
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов. И ТУТ ПРОБЛЕМА!!!!
Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru, «Решу ОГЭ»).
Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания».
При подготовке применяю информационные пособия коллег.
При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома. Глава 3. Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии
Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам. (Приложение № 4-8).
ПРИМЕРЫ
пошаговых инструкций
ЗАД.2 Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.
Атлас 8,9 класс. Карта «Географическое положение России».
Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина,Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,
по морю -Япония и США
ЗАД.3 Вопросы о климате (почве) России.
Атлас 8 класс. «Климатическая карта. Климатические пояса и области. Почвы»
Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
ЗАД.24 и 25. В каком из регионов плотность населения наибольшая (наименьшая)? Распределение населения
Атлас 8,9 класс. Карта «Размещение населения». Соотнести две карты: «Размещение населения» и «Федеративную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
ЗАД. 21, 22. Вопросы по графикам (таблицам).
Определить:
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения
Площадь
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны
ЗАД.5,6 Работа с синоптической картой
В – антициклон (высокое давление)
Н – циклон (низкое давление)
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт) В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт) Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт
Изоте́рма (др.-греч. ἴσος «равный», θέρμη «тепло») — изолиния одинаковых температур, т. е. линия, соединяющая места с одинаковой температурой.
ЗАД.15 Вопросы по экологии
Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия
Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)
Смог образуется в центрах черной металлургии
Природные ресурсы
Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов
Невозобновимые Возобновимые
(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)
ЗАД21,22 В каком высказывании говорится о процессе:
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)
Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
ЗАД.7 Определить координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная
с.ш.ю.шз.д.в.д.
ЗАД.13 Задача на расчеты
Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.
20 – 100% х= 8 х100
8 - х% 20
Определить относительную влажность (составляем пропорцию). Определить температуру на вершине горы.
Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей).
На основе статистической таблицы расчитать долю (часть).
ЗАД. 9-12
Определить расстояние по топографической карте.
1.Измеряем линейкой расстояние между объектами
2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)
4 см х 100 = 400 м
Определить направление от одного объекта на другой.
Определить какой из участков подходит для:
-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)
-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)
- фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)
Определить какой профиль подходит
_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)
ЗАД.18 ТРЭШ!!!
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначенпункт, характеристики климата которого отражены
ЗАД.19 ЛЮБИМОЕ!!!
Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 8,9 класс. Административная карта (федеративное устройство). Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.
ЗАД.8 Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения (уменьшения!!!!!)их возраста
(от самого молодого до самого древнего) и наоборот
Чем выше слои горных пород – тем моложе
ЗАД.16,17 Задания по таблицам. Анализируем таблицы
В столице какого …. Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.
- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
Глава 4. Формирование картографической грамотности на уроках географии
Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность. Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать. Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Приёмы работы с географической картой:
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
Прочитай
название
карты.
Ознакомься
с
легендой
карты.
Найди,
обозначенные
в
легенде
объекты
и
явления
на
карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка
градусной
сети.
Ознакомься
с
масштабом
карты.
Определи
степень
уменьшения.
Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание
карты
(графики,
диаграммы).
При подготовке даю тренировочные задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».
Заключение
Современный девятиклассник должен относится к ГИА как к серьезному жизненному испытанию?????? Поэтому на учителя ов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать
качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны,
не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.
Приложение № 1
План работы
Сроки
Мероприятия по подготовке
Сентябрь
Проведение
диагностики
выявления
учащихся,
которые
выбрали
для сдачи
ОГЭ
географию
Ознакомление
учащихся
9
классов
со
спецификой
проведения
ОГЭ
и
кодификатором
заданий.
Знакомство
с
содержанием
работы
Октябрь
Пробная
диагностическая
работа
№
1
Анализ
работы,
разбор
ошибок
и
выявление
проблемных
вопросов.
Организация повторения по разделу «Источники
географической
информации"
Выполнение тестовых заданий по теме «Выдающиеся
географические исследования, открытия и
путешественники»
.
«Географические
модели:
глобус,
географическая карта, план местности»
Ноябрь
Организация
повторения
по
разделу
«Природа
земли
и
человек»
Выполнение тестовых заданий по теме «Земля как
планета,
литосфера»
Выполнение
тестовых
заданий
по
теме
«Гидросфера,
атмосфера, биосфера, географическая оболочка Земли»
Декабрь
Организация
повторения
по
разделу
«Материки,
океаны,
народы
и страны»
Выполнение
тестовых
заданий
по
теме
«Современный
облик Земли, Население Земли, материки и страны»
Январь
Организация
повторения
по
разделу
«Природопользование и геоэкология»
Выполнение тестовых заданий по теме «Влияние
хозяйственной
деятельности
людей
на
природу,
Основные
типы
природопользования»
Выполнение
тестовых
заданий
по
теме
«Стихийные
явления
в
литосфере,
гидросфере
и
атмосфере»
Февраль
Диагностическая
работа
№
3
(работа
по
спецификации)
Организация
повторения
по
разделу
«География
России»
Выполнение
тестовых
заданий
по
теме
«Особенности
географического
положения
России»
Выполнение тестовых заданий по теме «Природа России»
Март
Выполнение тестовых заданий по теме «Население
России»
Выполнение
тестовых
заданий
по
теме
«Хозяйство
России»
Выполнение тестовых заданий по теме «Природно-
хозяйственные
районы
России»
Апрель
Выполнение тестовых заданий по теме «Россия в
современном
мире
Диагностическая
работа
(Тренировочная.
Работа
по
специфике
ОГЭ)
Анализ
диагностической
работы
Май
Выполнение тестовых заданий базового уровня
сложности.
Выполнение
тестовых
заданий
повышенного
уровня
сложности.
Выполнение
тестовых
заданий
высокого
уровня
сложности
Индивидуальные
консультации
по
возникшим
вопросам.
Приложение № 2
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА по теме
«Климат России и мира»
Задача
Карты
Алгоритм действий
Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей
Данные задания
Рассмотреть фрагмент карты и ее
условных знаков.
Найти зоны действия циклонов
(низкое
давление) и антициклонов
(высокое
давление)
Найти города, расположенные в
зоне
их
действия
В
соответствии с
условиями задания
определить нужный город
Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды
Данные задания
По заданию определить, какие
изменения прогнозируются
(похолодание
или
потепление)
Найти
на карте в соответствии с
заданием
холодный
или
теплый
фронт
и
направление
его
перемещения
Найти
на
карте
города(варианты
ответов)
расположенные
на
пути
движения фронта
Чтение климатограммы
Карта климатических поясов мира
Определите по клим-ме: температуру
мах и min, прикиньте амплитуду
температур, годовое количество
осадков,
режим
их выпадения.
По
изменению
температуры
определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)
По амплитуде, количеству осадков и
их режиму определите верный ответ
(вспомните о факторах
климатообразования и
континентальности)
Найдите точку на карте поясов,
проверьте
ход
своих
рассуждений.
Выберите ответ.
Приложение № 3
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА
Тема «Население России»
Задача
Карты
Алгоритм действий
Определение основных занятий населения
Народы России Природные зоны России
Какие
условия
необходимы
для
заданных занятий?
Определите
район
проживания
народов
В
какой природной зоне расположен
район? Есть ли в ней необходимые
условия?
Динамика показателей населения
Данные задания
Найти в таблице или графике
временной
промежуток
в
соответствии
с
заданием
Найти
строки
(столбцы
или
точки
графика)
того
показателя,
динамику
которого необходимо проследить
Ответить
на
вопрос
Вычисление показателей населения (естественный и миграционный прирост, плотность
населения и т.д)
Данные задания
1. Вспомнить формулы вычислений:
О пр = Е пр + М пр
Е пр = Р – С М пр = Им – Эм Плотность = Население/ S(площадь)
Найти
в
таблице
нужные
данные
Подставить в формулу
ВНИМАТЕЛЬНО
выполнить
подсчеты
Численность населения городов (города
миллионеры)
Плотность населения России
Вспомнить список городов -миллионеров
Приложение № 4
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА.
Тема «Строение земной коры и процессы, происходящие
в ней и в других оболочках Земли, рельеф»
Задача
Карты
Алгоритм действий
Установление причинно- следственных
связей явлений
Карты строения земной коры (или другое)
Внимательно прочтите текст
к
заданию
Определите
явление,
о
котором
идет
речь, вспомните его причины и места распространения
Найдите
на
карте
объект,
о
котором
говорится
в
задании
Соотнесите
ваши
знания
причин
явления и данных карты.
5. Постройте цепочку причинно- следственных связей ( строение лит.плит - тектоническую структуру
– их внешнее проявление)
Определение районов распространения данного явления
Те же и политическая карта мира
Определите
по
основной
карте
область проявления процессов,
описанных в
тексте
задания
Найдите эти области на
политической
карте
мира.
Выберите
страну,
которая
расположена в этой области
Чтение рельефа по карте
Физическая карта
Найдите города, указанные в
задании
По цвету и шкале высот и глубин
определите высоту, на которой они
расположены
Запишите в черновике город- его
высота
Расположите
ответы в
заданном
заданием порядке
Приложение № 1
Приложение № 5
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА. Тема «План местности»
Задача
Алгоритм действий
Определение расстояний по плану
Найдите
на
карте
заданные
точки.
С
помощью
линейки
измерьте
расстояние,
округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане
В соответствии с масштабом переведите
полученное
расстояние
в
метры
(или
км)
Запишите
полученный
результат
Определение направлений по плану
Найдите на плане точку отправления и точку
назначения
От точки отправления проведите луч -
направление
на север
Соедините
точки
отправления
и
назначения
Определите заданное условиями задачи
направление
(учитывая,
что
запад
слева)
Умение читать план, определять и оценивать заданные условия
Определите
по
условию
задания
предназначение
участка
Составьте список необходимых условий (
особенности рельефа, растительности, освещенности
и т.д)
Внимательно
рассмотрите
каждый
предложенный
вариант
участка, оценивая
их
условия.
Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор.
Обоснуйте
его.
Выбор профиля местности по отрезку плана
Соедините
точки
отрезка
на
плане.
Определите по плану абсолютную высоту точки А
и точки
В
Проверьте соответствие высот этих точек на
каждом
из
предложенных
вариантов
профилей.
Внимательно рассмотрите горизонтали,
проходящие
через
отрезок
профиля.
Определите
как
меняется характер поверхности (понижается –
повышается – ровная)
Определите плавные и крутые склоны.
Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами
профилей,
постепенно
отклоняя
лишние
варианты
Сделайте
окончательный
выбор.
Перепроверьте
свой ответ.
Пример: «Топографическая карта» Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
Известно, что
в
1
см на
карте 100 м
в
действительности.
Значит,
чтобы
найти
расстояние
надо
100
м
*
на
10
см.
=
1000
м
или 1 км.
Ответ:
1км.
Приложение № 6
Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА
«Географические координаты»
Задача
Алгоритм действий
Определение по географическим координатам
объекта
По наименованию долготы (восточная или
западная)
определите
нужное
полушарие
По
наименованию
широты
(северная
или
южная)
определите
нужное
полушарие
(четверть).
Найдите
параллель,
на
которой
лежит
объект
Выберите
более
крупную
карту
(мира,
материка,
России)
Найдите
меридиан,
на
котором
лежит
объект
Проведите одновременно по линиям параллели и
меридиана
до
точки
их
пересечения.
Найдите
объект.