Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Алгоритм работы с текстом при составлении тезисного плана (6 класс) | Юлдашева Раушания Радиковна. Работа №349020

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья про, то как можно составить тезисный план текста. Содержит памятку, алгоритм работы с текстом. приводятся примеры, раскрываются микротемы, дается название. Данный материал полезен и учителям, и студентам, и ученикам, репетиторам. Данная тема изучается на уроках 6 класса, но возможно использовать и в более старших классах

 

Алгоритм работы с текстом при составлении тезисного плана (6 класс)

Тезисный план имеет развернутое название пункта, состоит из целого предложения. Для составления тезисного плана разбиваем текст на части и определяем главную мысль, что является важным в этом эпизоде.

Памятка "Как составить план текста"

1. Прочитайте произведение(текст).

2. Определите тему, ответив на вопрос: о чем говорится в тексте?

3. Сформулируйте основную мысль ответом на вопрос: что говорится о теме текста?

4. Если текст не озаглавлен, озаглавьте его.

5. Повторно перечитайте текст, разделяя его на смысловые части.

6. Определите микротему и основную мысль каждой части.

7. Озаглавьте по порядку каждую смысловую часть текста, формулируя микротему или основную мысль. 

Возьму для наглядного примера текст «Черепаха» Л. Толстого.

«Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошел в лес, а в поле. Я шел за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая темносерая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее вся была покрыта корой.

Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри, как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел ее оставить, а нес в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил ее. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на нее за это, что стал лаять, и опять схватил ее и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил ее. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землею».

Вместе с детьми нужно определить тему текста. Основная теме- это взаимоотношения природы и человека. Автор хочет нам показать, что и собака ,и черепаха могут себя защитить. Автор обращает внимание читателя на тот факт, что у черепахи крепкая скорлупа и ее просто так не обидишь. При составлении плана обязательно даем название тексту. Напимер, «Собака и черепаха». Далее разделяем с учениками текст на микротемы. Первая микротема – поиски Мильтона, обнаружение черепахи. Вторая микротема – собака не может прокусить черепаху, у нее твердая скорлупа. Третья микротема - Мильтон никак не оставляет черепаху, закапывает ее в землю. Теперь приступаем к составлению плана.

Мильтон начал принюхиваться и обнаружил черепаху.

Черепаха полностью спряталась в скорлупе, таким образом обеспечила себе надежную защиту.

Мильтон долго не мог расстаться со своей находкой, закопал черепаху землей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×