Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Аналитическая справка о проведении урока | Янакова Юлия Фёдоровна. Работа №351095

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аналитическая справка рассматривает основные лексические нормы современного русского литературного языка в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В ней анализируется актуальность соблюдения лексических норм в образовательном процессе, выделяются наиболее часто допускаемые ошибки (например, употребление слов в несвойственном им значении, плеоназмы, тавтология), приводятся примеры нарушений и способы их корректировки. Справка также предлагает рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка в соответствии с ФГОС, с акцентом на формирование лексической грамотности у учащихся. В заключение обобщаются результаты анализа и предлагаются пути повышения уровня лексической культуры учащихся

Аналитическая справка

Учитель Янакова Юлия Фёдоровна
Предмет: Русский язык
Класс: 10
Тема урока: Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Цель урока:

• Сформировать представление об основных лексических нормах современного русского литературного языка.
• Развить умение находить и исправлять лексические ошибки.
• Воспитать бережное отношение к русскому языку как средству общения и познания.

Задачи урока:

Образовательные:

• Дать определение лексической нормы.
• Рассмотреть основные виды лексических норм.
• Научить находить и исправлять лексические ошибки.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление, память, внимание.
• Развивать умение анализировать и обобщать.
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
• Показывать значение правильного использования лексических средств.
• Формировать культуру речи.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения:

• Словесные (объяснение, беседа, дискуссия)
• Наглядные (презентация, таблица)
• Практические (упражнения, самостоятельная работа)

Оборудование:

• Учебник русского языка
• Презентация
• Таблица "Основные лексические нормы"
• Раздаточный материал (карточки с заданиями)

Организационная структура урока

Этапы урока

 

Длительность

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

 

Организационный этап

учащихся

 

2 минуты

Приветствует учащихся. Включает видеоролик, начиная с 15-ой секунды, и останавливает его на акцентологической ошибке В. Познера.

После исправления ошибки просмотр продолжается и останавливается на шуточном четверостишии о языковой норме. Учитель задаёт вопросы:

 

- Какую тему мы изучаем?

- Какими бывают языковые нормы?

Настраиваются на восприятие

 

материала урока и продуктивную работу.

 

Исправляют ошибку: языковОй, языковАя

и отвечают на вопросы учителя.

 

 

- Языковые нормы.

- Нормы бывают орфоэпическими,

лексическими, грамматическими.

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-8 минут

Организовывает фронтальную работу,

включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Применяя приём «просмотр с остановками», просит учащихся назвать и исправить ошибки, допущенные телеведущими.

 

 

 

 

 

Включает ещё один видеоролик, где ошибки допускают министры, депутаты и председатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель одобряет действия учеников и подводит их к выводу о практической значимости полученных на прошлых уроках знаний:

- Вы успешно справились. Что вам помогло?

 

 

Во время остановки ролика исправляют и

классифицируют ошибки телеведущих:

пожарник – пожарный речевая

(смешение паронимов), сто двадцать

грамм - сто двадцать граммОВ

грамматическая ошибка, на доскУ

на дОскуорфоэпическая

(акцентологическая) ошибка.

 

Учащиеся очень эмоционально реагируют

на безграмотную речь.

 

Исправляют и классифицируют

ошибки известных политиков:

миллионермиллионщик – лексическая

(смешение паронимов), глюкомЕтр

глюкОметр,

Оптовый -оптОвый, дОбыча - добЫча,

трубопрОвод - трубопровОд, газопрОвод

газопровОд, сОзыв - созЫв, повтОрите

, довЕдены доведенЫ, обеспечЕние

обеспЕчение - орфоэпические ошибки.

 

- Акцентологические нормы мы изучали на

предыдущих уроках.

- Мы часто пользовались словарём.

- Мы произносили хором трудные слова.

- Мы выполняли тесты на знание этих норм.

 

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=od_Qy1z52DE

 

Мотивация учебной деятельности

1 минута

- Для чего нам нужно соблюдать эти нормы?

 

 

 

 

- Как выглядят политики, которые постоянно ошибаются?

 

 

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на акцентологические нормы

 

- Чтобы не выглядеть безграмотным

человеком.

- Если говоришь неграмотно, то этим

показываешь неуважение к родному

языку и к самому себе.

- Безграмотный министр выглядит

глупо и вызывает негативное отношение.

 

 

 

 

 

 

 

Называют задание 4.

 

Постановка цели и задач урока

 

1-2 минуты

Просит назвать вторые по частотности ошибки и сформулировать тему урока:

- Какие ещё ошибки довольно часто делают известные люди, да и вы, ребята?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 

 

Просит записать названную тему и осмыслить задачи.

 

- Какие задачи стоят перед нами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать номера заданий на лексические нормы.

 

Называют речевые ошибки.

 

Формулируют тему и задачи урока:

- «Речевые ошибки и их предупреждение».

- «Лексические нормы».

 

Записывают тему урока в тетрадях.

 

- Мы должны знать нормы употребления

слов в речи, чтобы не допускать смешных

ошибок.

- Мы будем учиться соблюдать лексические

нормы, чтобы не выглядеть смешными.

- Мы должны научиться вести себя

достойно и уважать свой родной язык.

- Нам нужно успешно сдать экзамен.

 

Называют задания 5-6.

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

4-5 минут

Задает учащимся вопросы по домашнему заданию:

- Дома вы внимательно смотрели видеоурок, изучили теорию, выполнили практические задания презентации. С какими трудностями столкнулись?

- С большинством заданий вы справились успешно, так как они были несложными. К тому же презентация содержит ответы для самоконтроля.

- Давайте проверим те задания, к которым ответов нет.

- Как отредактировали предложения, в которых допущены речевые ошибки?

 

 

 

 

 

Предлагает оценить одной группе работу другой группы.

Делятся впечатлениями, называют

трудные задания, задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают по группам, зачитывая

отредактированные предложения.

Учащиеся другой группы внимательно

слушают и предлагают свои варианты

исправления ошибок.

Оценивают работу группы по 10-балльной

шкале

1) теоретическая часть (конспект + видеоурок) http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj - пошаговая инструкция и разбор задания 5.

2) практическая часть – задания презентации сайта

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html

Физкультминутка

 

 

1 минута

Включает видео «Физкультминутка с Крошем» и делает упражнения вместе с детьми

 

 

Делают упражнения

https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=wje-YR3r-7I

Закрепление с проговариванием во внешней речи

15 минут

Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует:

- А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально. Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала. Прочитайте условия задачи и предложения. В них допущены лексические ошибки.

Будьте внимательны! Это довольно трудные задания!

Результат выполнения вы увидите сразу.

 

Организует, направляет, контролирует

 

- Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!»

Выполняют задания в соответствии

с инструкцией учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

https://2035school.ru/examer/

 

Ссылка на работу для учащихся:

https://t.examer.ru/c725a

 

 

 

Включение изученного в систему знаний

3-4 минуты

Предлагает учащимся занять свои обычные места и написать по памяти в исправленном виде те словосочетания и предложения, в которых они допустили ошибки. Разрешается ещё раз подойти к компьютеру, если забыл какую-нибудь ошибку.

Каждый записывает свои словосочетания

и предложения, например:

«целостное впечатление, перечитывать

абзац, конный завод» и др.

 

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

1 минута

Подводит итоги.

- Был ли полезным для вас этот урок?

- Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились?

- Что для вас было самым трудным?

- Что – самым интересным?

- Понравилось ли работать на новом сайте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся впечатлениями:

какие ошибки сделали и какую норму

усвоили, как было весело и интересно

выполнять задания на сайте «Открытая

школа»:

- Это похоже на игру: тебя хвалят и

подбадривают: «Прекрасно –

изумительно – поразительно – класс –

восхитительно – отлично – великолепно»

- Нам дарят виртуальные «вкусняшки» за

правильные ответы.

- Это вдохновляет и придаёт уверенности

в себе.

- Ошибиться не страшно, пишет:

«Ошибочка» и смешную картинку

показывает.

 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж

1 минута

Предлагает учащимся продолжить тренинг дома.

- Хотите ещё потренироваться?

- Каждый из вас на электронную почту получит индивидуальную ссылку, по которой вы пройдёте, чтобы выполнить домашнее задание.

Задания будут составлены индивидуально с учётом допущенных вами ошибок.

Выражают согласие.

Лексические нормы. Задание 5. https://t.examer.ru/0df1d

Русский язык ЕГЭ. Задание 6

https://t.examer.ru/315c0

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×