Аналитическая справка о проведении урока | Янакова Юлия Фёдоровна. Работа №351095
Аналитическая справка рассматривает основные лексические нормы современного русского литературного языка в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В ней анализируется актуальность соблюдения лексических норм в образовательном процессе, выделяются наиболее часто допускаемые ошибки (например, употребление слов в несвойственном им значении, плеоназмы, тавтология), приводятся примеры нарушений и способы их корректировки. Справка также предлагает рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка в соответствии с ФГОС, с акцентом на формирование лексической грамотности у учащихся. В заключение обобщаются результаты анализа и предлагаются пути повышения уровня лексической культуры учащихся
Аналитическая справка
Учитель Янакова Юлия Фёдоровна
Предмет: Русский язык
Класс: 10-Б
Тема урока: Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Цель урока:
• Сформировать представление об основных лексических нормах современного русского литературного языка.
• Развить умение находить и исправлять лексические ошибки.
• Воспитать бережное отношение к русскому языку как средству общения и познания.
Задачи урока:
Образовательные:
• Дать определение лексической нормы.
• Рассмотреть основные виды лексических норм.
• Научить находить и исправлять лексические ошибки.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, память, внимание.
• Развивать умение анализировать и обобщать.
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
• Показывать значение правильного использования лексических средств.
• Формировать культуру речи.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения:
• Словесные (объяснение, беседа, дискуссия)
• Наглядные (презентация, таблица)
• Практические (упражнения, самостоятельная работа)
Оборудование:
• Учебник русского языка
• Презентация
• Таблица "Основные лексические нормы"
• Раздаточный материал (карточки с заданиями)
Организационная структура урока
Этапы урока
Длительность
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)
Организационный этап
учащихся
2 минуты
Приветствует учащихся. Включает видеоролик, начиная с 15-ой секунды, и останавливает его на акцентологической ошибке В. Познера.
После исправления ошибки просмотр продолжается и останавливается на шуточном четверостишии о языковой норме. Учитель задаёт вопросы:
- Какую тему мы изучаем?
- Какими бывают языковые нормы?
Настраиваются на восприятие
материала урока и продуктивную работу.
Исправляют ошибку: языковОй, языковАя
и отвечают на вопросы учителя.
- Языковые нормы.
- Нормы бывают орфоэпическими,
лексическими, грамматическими.
https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE
Актуализация знаний
7-8 минут
Организовывает фронтальную работу,
включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Применяя приём «просмотр с остановками», просит учащихся назвать и исправить ошибки, допущенные телеведущими.
Включает ещё один видеоролик, где ошибки допускают министры, депутаты и председатели.
Учитель одобряет действия учеников и подводит их к выводу о практической значимости полученных на прошлых уроках знаний:
- Вы успешно справились. Что вам помогло?
Во время остановки ролика исправляют и
классифицируют ошибки телеведущих:
пожарник – пожарный – речевая
(смешение паронимов), сто двадцать
грамм - сто двадцать граммОВ –
грамматическая ошибка, на доскУ –
на дОску – орфоэпическая
(акцентологическая) ошибка.
Учащиеся очень эмоционально реагируют
на безграмотную речь.
Исправляют и классифицируют
ошибки известных политиков:
миллионер – миллионщик – лексическая
(смешение паронимов), глюкомЕтр –
глюкОметр,
Оптовый -оптОвый, дОбыча - добЫча,
трубопрОвод - трубопровОд, газопрОвод –
газопровОд, сОзыв - созЫв, повтОрите –
, довЕдены – доведенЫ, обеспечЕние –
обеспЕчение - орфоэпические ошибки.
- Акцентологические нормы мы изучали на
предыдущих уроках.
- Мы часто пользовались словарём.
- Мы произносили хором трудные слова.
- Мы выполняли тесты на знание этих норм.
https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE
https://www.youtube.com/watch?v=od_Qy1z52DE
Мотивация учебной деятельности
1 минута
- Для чего нам нужно соблюдать эти нормы?
- Как выглядят политики, которые постоянно ошибаются?
Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на акцентологические нормы
- Чтобы не выглядеть безграмотным
человеком.
- Если говоришь неграмотно, то этим
показываешь неуважение к родному
языку и к самому себе.
- Безграмотный министр выглядит
глупо и вызывает негативное отношение.
Называют задание 4.
Постановка цели и задач урока
1-2 минуты
Просит назвать вторые по частотности ошибки и сформулировать тему урока:
- Какие ещё ошибки довольно часто делают известные люди, да и вы, ребята?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Просит записать названную тему и осмыслить задачи.
- Какие задачи стоят перед нами?
Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать номера заданий на лексические нормы.
Называют речевые ошибки.
Формулируют тему и задачи урока:
- «Речевые ошибки и их предупреждение».
- «Лексические нормы».
Записывают тему урока в тетрадях.
- Мы должны знать нормы употребления
слов в речи, чтобы не допускать смешных
ошибок.
- Мы будем учиться соблюдать лексические
нормы, чтобы не выглядеть смешными.
- Мы должны научиться вести себя
достойно и уважать свой родной язык.
- Нам нужно успешно сдать экзамен.
Называют задания 5-6.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
4-5 минут
Задает учащимся вопросы по домашнему заданию:
- Дома вы внимательно смотрели видеоурок, изучили теорию, выполнили практические задания презентации. С какими трудностями столкнулись?
- С большинством заданий вы справились успешно, так как они были несложными. К тому же презентация содержит ответы для самоконтроля.
- Давайте проверим те задания, к которым ответов нет.
- Как отредактировали предложения, в которых допущены речевые ошибки?
Предлагает оценить одной группе работу другой группы.
Делятся впечатлениями, называют
трудные задания, задают вопросы.
Выступают по группам, зачитывая
отредактированные предложения.
Учащиеся другой группы внимательно
слушают и предлагают свои варианты
исправления ошибок.
Оценивают работу группы по 10-балльной
шкале
1) теоретическая часть (конспект + видеоурок) http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj - пошаговая инструкция и разбор задания 5.
2) практическая часть – задания презентации сайта
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html
Физкультминутка
1 минута
Включает видео «Физкультминутка с Крошем» и делает упражнения вместе с детьми
Делают упражнения
https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=wje-YR3r-7I
Закрепление с проговариванием во внешней речи
15 минут
Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует:
- А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально. Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала. Прочитайте условия задачи и предложения. В них допущены лексические ошибки.
Будьте внимательны! Это довольно трудные задания!
Результат выполнения вы увидите сразу.
Организует, направляет, контролирует
- Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!»
Выполняют задания в соответствии
с инструкцией учителя.
Самооценка.
https://2035school.ru/examer/
Ссылка на работу для учащихся:
https://t.examer.ru/c725a
Включение изученного в систему знаний
3-4 минуты
Предлагает учащимся занять свои обычные места и написать по памяти в исправленном виде те словосочетания и предложения, в которых они допустили ошибки. Разрешается ещё раз подойти к компьютеру, если забыл какую-нибудь ошибку.
Каждый записывает свои словосочетания
и предложения, например:
«целостное впечатление, перечитывать
абзац, конный завод» и др.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
1 минута
Подводит итоги.
- Был ли полезным для вас этот урок?
- Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились?
- Что для вас было самым трудным?
- Что – самым интересным?
- Понравилось ли работать на новом сайте?
Учащиеся делятся впечатлениями:
какие ошибки сделали и какую норму
усвоили, как было весело и интересно
выполнять задания на сайте «Открытая
школа»:
- Это похоже на игру: тебя хвалят и
подбадривают: «Прекрасно –
изумительно – поразительно – класс –
восхитительно – отлично – великолепно»
- Нам дарят виртуальные «вкусняшки» за
правильные ответы.
- Это вдохновляет и придаёт уверенности
в себе.
- Ошибиться не страшно, пишет:
«Ошибочка» и смешную картинку
показывает.
Информация о домашнем задании, инструктаж
1 минута
Предлагает учащимся продолжить тренинг дома.
- Хотите ещё потренироваться?
- Каждый из вас на электронную почту получит индивидуальную ссылку, по которой вы пройдёте, чтобы выполнить домашнее задание.
Задания будут составлены индивидуально с учётом допущенных вами ошибок.
Выражают согласие.
Лексические нормы. Задание 5. https://t.examer.ru/0df1d
Русский язык ЕГЭ. Задание 6
https://t.examer.ru/315c0