Аналитика.АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. | семидолин евгений михайлович. Работа №308310
Аналитическая работа по практическому преподаванию истории в средней школе. В ходе внедрения ФГОС разных поколений выявилась настойчивая необходимость не только готовить детей к ВОШ, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, но и усиливать мотивацию к учению вообще. Особенно это важно при изучении истории и обществознания, которые призваны формировать гражданина России, а не абстрактного"общечеловека" и морального урода в форме "квалифицированного потребителя". Потреблять чтолибо возможно только при условии создания продукта (товара, услуги) предназначенного для потребления. Создателем любых позитивных благ может только хорошо и всесторонне образованный, обладающий широким кругозором и подлинным знанием, человек.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ:
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Семидолин Е.М.
МБОУ СОШ 34 г. Бийск
В статье предпринята попытка обобщения наиболее популярных взглядов и теоретических мыслей ведущих ученых, авторитетных педагогов по вопросу повышения эффективности обучения истории, а также личного опыта автора по роду деятельности.
Применительно к теме данного доклада отметим, что одним из условий эффективности преподавания учебной дисциплины история является четкое определение ее целей. Общие задачи воспитания подрастающего поколения могут дать только общее направление процессу обучения истории, но для придания обучению педагогической целеустремленности они должны быть определены конкретно и совершенствоваться постоянно. Наибольшее число ошибок в преподавании проистекает из предположения, что ученик усваивает все так, как рассказывает и показывает ему учитель или как изложено в книге. Если бы так было в действительности, задачи методики ограничивались бы только отбором материала для преподавания, и было бы безразлично, каки-ми средствами довести его до учащихся. Но мозг ученика не шкатулка, в которую можно вложить готовые знания, убеждения и умения. Знания, а тем более убеждения, умения и чувства не передаются в готовом виде, а формируются на основе восприятия определенной информации и переработки ее в сознании учащихся.
Каждому учителю хорошо знакомы факторы, которые не вписываются в изложенную схему обучения. К ним относятся, например, неудачное расположение уроков в расписании, субъективное состояние учителя или учащегося: их усталость, чрезмерное возбуждение, положительный или отрицательный настрой; недисциплинированное поведение отдельных учеников или, наоборот, вдруг возникшее у класса повышенное внимание и интерес к какому-то фрагменту содержания урока и т. п. Случайные факторы могут оказать и отрицательное, и положительное влияние, нарушают или активизируют нормальное функционирование занятия, изменяют характер преподавания учителя и восприимчивость учеников. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали новые методы, нестандартные формы занятий и т. п. В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения.
В процессе обучения намечаются как относительно дальние цели, рассчитанные на несколько уроков вперед (например, формирование у учащихся понятия об общественно-экономической формации в целом), так и более частные (на ближайший урок или даже его часть). Наряду с образовательными целями ставятся задачи развития учащихся. Руководство учебной деятельностью школьников осуществляет в основном учитель – организатор и руководитель процесса обучения. Разные приемы раскрытия одного и того же исторического материала (рассказ, беседа, чтение документа, демонстрация картины) пробуждают у учащихся различную учебную деятельность и соответственно приводят к разным педагогическим результатам. Эффективность того или иного приема обучения зависит от изучаемого материала (образы, факты, обобщающие выводы и пр.), от целей обучения, от подготовленности учащихся (развития, интересов, умений и т. д.). При изучении внешних сторон исторических фактов следует научить учеников таким приемам, как мысленное реконструирование (восстановление) и графическое изображение по сохранившимся остаткам несложных предметов материальной культуры или деталей; словесное воссоздание целостных картин, исторических событий на основе их наглядных фрагментов, а также материальных предметов или их изображений. Формируя глубокие знания и познавательные умения, эта работа выполняет полезную роль в военно-патриотическом воспитании учащихся. Реконструктивная деятельность учащихся нередко связана с экскурсионной работой. Экскурсии стимулируют интерес учащихся к истории Родины, своего родного края, области и повышают качество исторического образования, нравственного и патриотического воспитания школьников.
Главная цель обучения истории – формирование развитой социально
активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной. Содержание курсов истории позволяет показать весь многовековый путь человечества, взаимоотношения общества и личности, опыт нравственного совершенствования человека, элементы социальной психологии разных народов в разные эпохи. История – это наука о человеке и его деятельности во времени и пространстве; она помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе.
Опыт работы учителей-новаторов позволяют сделать вывод, что одним из направлений повышения эффективности школьного обучения истории является овладение по возможности каждым учителем научно-методическими знаниями, умением творчески применять приобретенные знания в каждодневной школьной практике, систематически анализировать свою работу, накапливая и развивая все положительное, что она дает на уроках и внеурочном общении с учениками.
Автор попытался показать многие аспекты повышения эффективности обучения истории в общеобразовательной школе, но тема обширная, и требует дальнейшей более детальной разработки.
410