Анализ дистанционных занятий по технологии | Белоцкая Татьяна Адамовна, Ефимова Ольга Дмитриевна, . Работа №277993
Автор: Белоцкая Татьяна Адамовна, Ефимова Ольга Дмитриевна,
В конце 2019-2020 учебного года вся страна вынужденно и оперативно перешла на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой- пандемией. И учителя и учащиеся в срочном порядке освоили и применили на практике новые виды обучения, Анализ учебной деятельности в период дистанционного обучения на уроках технологии у мальчиков и деывочек- предмет нашего исследования. Статья о Выполнении различных видов работ в период очного обучения и дистанционного: положительные и отрицательные моменты, возникающие проблемы и пути их решения.
Статья
Анализ дистанционных занятий
по технологии
Учитель технологии 1 кв.кат. Т.А.Белоцкая
Учитель технологии О.Д.Ефимова
МБОУ «Гимназия № 6» г.Казани
Республики Татарстан
\
Казань - 2021
1. Введение
В конце 2019-2020 учебного года вся страна вынужденно и оперативно перешла на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой- пандемией. И учителя и учащиеся в срочном порядке освоили и применили на практике новые виды обучения, что-то было уже на вооружении и активно использовалось и при очном обучении, а кое что пришлось использовать впервые.
Было много споров среди педагогов и учащихся о целесообразности введения дистанционного обучения. Многим такой вид подачи материала понравился- никто не отвлекает и не мешает на уроке, кто-то использовал это для расслабления- считали себя свободными от контроля учителя.
Мы решили проанализировать опыт перехода на дистанционное обучение учащихся нашей гимназии для изучения проблемных моментов по предмету технология.
Наша гимназия является образовательным учреждением с эстетическим уклоном и проекты на уроках технологии имеют декоративно-прикладное направление. Несомненно, все работы должны выглядеть красиво и привлекательно, быть экологически чистыми и не приносить вреда ни окружающей среде, ни здоровью человека. Мы уже сейчас стараемся задуматься о будущем нашей планеты. Можно посмотреть фильм, прочитать множество статей, но когда тему тебе подает учитель не с экрана, а в мастерской, то даже интонации голоса, проникновенная речь уже затрагивает что - то внутри тебя и заставляет размышлять о важных вещах, которые раньше казались незначительными.
2. Метод проведения исследования
Решено исследовать условия работы по этапам над проектами при дистанционном и очном обучении по предмету технология. При выполнении проектов некоторые виды работ по технологии выполнялись дома, в условиях не всегда подходящих для их выполнения. На примере двух шестых классов решено провести исследование, изучить ход работы и сделать сравнительный анализ о выполнении работ при дистанционном и очном обучении методом тестирования учащихся выбранных классов.
3. Цели и задачи
Цель нашего исследования: определить эффективность и результативность дистанционного и очного обучения для разного вида работ на уроках технологии при раздельном обучении мальчиков и девочек. Вид работ для мальчиков - «Обработка древесины», для девочек – вид декоративно-прикладного искусства «Вязание крючком и спицами».
Определили задачи для исследования:
Рассчитать алгоритм
д
ействий при выполнении работ на дистанционном и очном уроке
,
Изготовление проектного изделия
с использованием доступных видов
очного обучения и дистанционной связи
,
Ознакомиться с другими проектными
работами
изготовленными при дистанционном и очном выполнении изделий
,
Провести тестирование среди учащихся выб
ранных классов для исследования и обработать полученную информацию,
Сделать сравнительный анализ качества изделий
,
С
делать вывод
и
заключение по
сле
зав
ершения этапов исследования.
4. Основная часть
Проектной деятельности в учебных программам по предмету технология отводится достаточное количество времени. Проектная деятельность интегрирует многие блоки предметной области «Технология».
Исследовательская работа, посвященная определению эффективности и результативности дистанционного и очного обучения на уроках технологии сводится к исследованию поэтапного выполнения проектных работ и определению для себя важности и пользы дистанционного и очного обучения.
4.1 Этап 1
В начале исследования проведено тестирование 1, в котором выясняется, имели ли учащиеся общее представление о дистанционном обучении. В ходе исследования выяснилось, что только 10% учащихся знакомы были на момент дистанционного обучения с такой формой и знали о существовании платформ для обучения, но не по предмету технология.
Диаграмма 1. Информированность о дистанционном обучении
4.2 Этап 2.
Далее, в Тестировании 2 ученики оценивают по 5-ти бальной шкале теоретические знания и практические умения, полученные в период очного обучения и в период дистанционного обучения. В ходе исследования получены результаты.
теоретические знания
при дистанционной форме обучения:
1 балл – 10%, 2 балла – 10%, 3 балла – 20%, 4 балла – 40%, 5 баллов- 20%, т.е качество обучения -60%
.
Диаграмма 2.1 Качество теоретических знаний при дистанте
практические умения
при дистанционной форме обучения:
3 балла – 20%, 4 балла – 40%, 5 баллов-
4
0%, т.е качество обучения -
8
0%
.
Диаграмма 2.2 Качество практических умений при дистанте
теоретические знания
при очном обучении:
4 балла –
5
0%, 5 баллов-
5
0%, т.е качество обучения -
10
0%
.
Диаграмма 2.3 Качество теоретический знаний при очном обучении
практические умения
при
оч
ной форме обучения:
5 баллов-
10
0%, т
.е
качество обучения -
10
0%
.
Диаграмма 2.4 Качество практический умений при очном обучении
4.3 Этап 3.
Проведено Тестирование 3 по оценке качества проектных работ (самооценка)
В ходе исследования выяснилось:
оценка проектных работ при дистанционной форме обучения: 0 баллов-
10%
,
1 балл – 10%, 2 балла – 10%, 3 балла –
3
0%, 4 балла – 40%, 5 баллов- 0%, т.е качество обучения -
4
0%
.
Диаграмма 3.1 Оценка проектов при дистанте (практическая часть)
оценка проектных работ при
оч
ной форме обучения:
3 балла –
3
0%, 4 балла –
5
0%, 5 баллов-
2
0%, т
.е
качество обучения -
7
0%
.
Диаграмма 3.2. Оценка проектов при очном обучении
В самом начале пути, не обладая необходимыми знаниями и умениями мы не сможем достичь успеха в любой области науки или ремесла
Мальчики
В процессе изготовления своего проекта исследователи группы мальчиков сразу определились, что целесообразно делать операции в мастерской гимназии, где имеются все необходимые для работы инструменты, приспособления и оборудование. А вот поисковую работу и презентацию лучше выполнять дома, в располагающей к спокойному размеренному обдумыванию и поиску информации.
Девочки
В процессе изучения выбранного проекта, вязанные изделия, исследователи девочек приступили к изучению материалов по теме. При дистанционном обучении достаточно много времени для выполнения проекта в домашних условиях. Касается это именно вязания, потому что есть возможность доставки пряжи и журналов на дом.
Проект включает в себя изготовление вязанных фрагментов, поэтому сначала нужно изучить виды и технологию изготовления пряжи.
Работая над проектом, можно научиться по видео-урокам изготавливать какие либо изделия по образцу, уже кем-то придуманные. Использовать готовые алгоритмы действий, выполнять по указаниям определенные операции.
Но при этом наши мысли теряют свой «полет», может исчезнуть фантазия. Легко идти по проложенной и утрамбованной дорожке, не пытаться придумывать свое решение. Используя чужие идеи теряешь творческое развитие и это приводит к нежеланию искать решения в сложных ситуациях.
4.4 Этап 4
Тестирование 4
Работа детей над проектами проходила по определенным алгоритмам действий, который мы вывели в процентном отношении- какие работы выполнялись и в каком соотношении использовались дистанционные ресурсы и очное выполнение, подразумевается что дистанционное - выполнялись задания, поиск информации и практические работы дома или «очное»- в мастерских гимназии.
Этапы выполнения проектов
Дистанци-онное
мальчики
Очное
мальчики
Дистанцион-ное
девочки
Очное
девочки
Поисковый этап
%
%
%
%
1.Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия.
50
50
60
40
2.Формулирование требований к проектируемому изделию.
50
50
50
50
3. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.
20
80
70
30
Технологический этап
%
%
%
%
1.Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.
10
90
50
50
2.Подбор инструментов и материалов.
10
90
30
70
3.Организация рабочего места.
20
80
90
10
4.Изготовление изделий с соблюдением правил безопасной работы.
5
95
75
25
Заключительный этап
%
%
%
%
1.Окончательный контроль готового изделия.
15
85
30
70
2.Испытание изделия.
5
95
40
60
3.Анализ того что получилось, а что нет.
50
50
50
50
4.Защита проекта.
50
50
50
50
Работа над проектом требует особой сосредоточенности и аккуратности выполнения. Необходимо изготовить его с соблюдением всех правил безопасности и по определенным этапам.
Поисковый этап можно выполнять и удаленно, и очно, информацию находить в различных источниках (интернет, печатные издания). Заключительный этап так же одинаково удобно выполнять как удаленно, так и очно. А вот самый увлекательный, технологический этап, требует особой рабочей обстановки, которую можно создать именно в мастерской.
5. Итоги исследования
Исследовав различные аспекты проблемы выполнения проектов при дистанционном и очном обучении мы составили список критериев и оценили их по 5 бальной шкале – от 0 до 5. Вот что у нас получилось
Критерии оценивания
Девочки дистант
Девочки очное
Мальчики дистант
Мальчики очное
Простота восприятия материала
3
5
3
5
Быстрота освоения
3
4
3
4
Культура труда (порядок, самодисциплина, наличие спецодежды)
3
5
2
5
Разработка технологической документации (эскизы, технологические рисунки и карты)
4
5
3
5
Технология изготовления
4
5
4
5
Выбор материалов
4
5
3
5
Точность изготовления в соответствии с технологической документацией
4
5
3
5
На дистанционных платформах отсутствовали по началу готовые наработки по предмету технология, но учителя сами придумывали задания. Хотелось отметить, что даже самые интересные разработки с компьютерной графикой и использованием современных технологий не заменят живого общения с педагогом. Видео и аудио по всем предметам интересны, но утомляюще действуют на общее состояние, особенно жаловались обучающиеся и их родители на напряжение для глаз. Выполнять текстовые и другие задания при дистанционном обучении не так увлекательно как делать работу своими руками, видеть ощутимый результат. Изменяется настроение и появляется ощущение значимости от выполненной работы. Результат наших стараний радует глаз окружающих и может быть полезен близким.
Есть такое выражение- «глаза в глаза», суть его в том, что общаясь не с картинкой на экране, а вживую с реальным человеком мы получаем такой заряд положительной энергии, который выстраивает наше мышление в правильном направлении.
Исследование так же проводилось и среди учащихся других классов. Выяснили – (что впрочем и не открытие) многие ребята во время дистанционного обучения, например программа для организации и проведении конференций Zoom, предпочитали делать вид, что присутствуют на уроке или при опросах через образовательные платформы использовали «помощь друга»: интернет, совет родных и т.п. Выполняя практическую работу, так же прибегали к помощи старших. Получается, они выдавали результаты не своей работы и знаний, а некий суррогат. Значит они не усвоили учебный материал, не получили необходимый «багаж», так и не научились самостоятельно выполнять проекты. На очных уроках волей-неволей под «всевидящим оком» учителя даже самые ленивые вынуждены осваивать приемы обработки конструкционных и текстильных материалов.
6. Заключение
Для работы над проектом - изделие из древесины больше использовалось очное выполнение работ;
Для работы над проектом – изделие из пряжи больше подошло дистанционное, т.е. домашнее выполнение работ.
Так же мы сравнивали работы, выполненные в домашних условиях и в мастерской гимназии. Во время «онлайн» уроков мы получаем теоретические знания, а практическую часть заданий качественно, хотя бы в процентном отношении, для мальчиков можно выполнить именно в мастерской. В свою очередь девочки могут большую часть работы выполнять и в домашних условиях.
При дистанционном обучении урок, по предписанию Роспотребнадзора, длится 30 минут за это время очень сложно решить все возникающие вопросы у учащихся, демонстрацию записи видео-урока конечно можно посмотреть и не один раз, но обсуждение проблем с учителем непосредственно на «живом» уроке гораздо эффективнее, чем при дистанционном обучении. Негативно сказывались и технические сбои при «онлайн» конференции на весь ход выполнения практических работ. При выполнении подобных работ быстрее и легче усвоить приемы работы, находясь на уроке в мастерской.
Значит, для эффективного и результативного выполнения определенных работ, таких например, как вязание и ручная обработка древесины, необходимо и дистанционное и обязательно очное обучение. В этих случаях дистанционное выступает как вспомогательное и облегчающее взаимодействие между учителем и учеником. В совокупности этих способов подачи материала мы сможем получить умения и навыки по предмету технология. Некоторые виды работ можно выполнять и в домашних условиях, приобретая знания посмотрев видеоматериалы, текстовые инструкции и получив подробные пояснения учителя. Но работы сложной и интересной конструкции, предполагающие наличие достаточно дорогостоящего оборудования, можно выполнить только в мастерской.