Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Анализ дистанционных занятий по технологии | Белоцкая Татьяна Адамовна, Ефимова Ольга Дмитриевна, . Работа №277993

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белоцкая Татьяна Адамовна, Ефимова Ольга Дмитриевна,
В конце 2019-2020 учебного года вся страна вынужденно и оперативно перешла на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой- пандемией. И учителя и учащиеся в срочном порядке  освоили и применили на практике новые виды обучения, Анализ учебной деятельности в период дистанционного обучения на уроках технологии у мальчиков и деывочек- предмет нашего исследования. Статья о Выполнении различных видов работ в период очного обучения и дистанционного:  положительные и отрицательные моменты, возникающие проблемы и пути их решения.

Статья

 

 

 

 

 

Анализ дистанционных занятий

по технологии

 

 

Учитель технологии 1 кват. Т.А.Белоцкая

Учитель технологии О.Д.Ефимова

МБОУ «Гимназия № 6» газани

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

Казань - 2021

 

1. Введение

В конце 2019-2020 учебного года вся страна вынужденно и оперативно перешла на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой- пандемией. И учителя и учащиеся в срочном порядке освоили и применили на практике новые виды обучения, что-то было уже на вооружении и активно использовалось и при очном обучении, а кое что пришлось использовать впервые.

Было много споров среди педагогов и учащихся о целесообразности введения дистанционного обучения. Многим такой вид подачи материала понравился- никто не отвлекает и не мешает на уроке, кто-то использовал это для расслабления- считали себя свободными от контроля учителя.

Мы решили проанализировать опыт перехода на дистанционное обучение учащихся нашей гимназии для изучения проблемных моментов по предмету технология.

Наша гимназия является образовательным учреждением с эстетическим уклоном и проекты на уроках технологии имеют декоративно-прикладное направление. Несомненно, все работы должны выглядеть красиво и привлекательно, быть экологически чистыми и не приносить вреда ни окружающей среде, ни здоровью человека. Мы уже сейчас стараемся задуматься о будущем нашей планеты. Можно посмотреть фильм, прочитать множество статей, но когда тему тебе подает учитель не с экрана, а в мастерской, то даже интонации голоса, проникновенная речь уже затрагивает что - то внутри тебя и заставляет размышлять о важных вещах, которые раньше казались незначительными.

2. Метод проведения исследования

Решено исследовать условия работы по этапам над проектами при дистанционном и очном обучении по предмету технология. При выполнении проектов некоторые виды работ по технологии выполнялись дома, в условиях не всегда подходящих для их выполнения. На примере двух шестых классов решено провести исследование, изучить ход работы и сделать сравнительный анализ о выполнении работ при дистанционном и очном обучении методом тестирования учащихся выбранных классов.

3. Цели и задачи

Цель нашего исследования: определить эффективность и результативность дистанционного и очного обучения для разного вида работ на уроках технологии при раздельном обучении мальчиков и девочек. Вид работ для мальчиков - «Обработка древесины», для девочек – вид декоративно-прикладного искусства «Вязание крючком и спицами».

Определили задачи для исследования:

Рассчитать алгоритм

д

ействий при выполнении работ на дистанционном и очном уроке

,

Изготовление проектного изделия

с использованием доступных видов

очного обучения и дистанционной связи

,

Ознакомиться с другими проектными

работами

изготовленными при дистанционном и очном выполнении изделий

,

Провести тестирование среди учащихся выб

ранных классов для исследования и обработать полученную информацию,

Сделать сравнительный анализ качества изделий

,

С

делать вывод

и

заключение по

сле

зав

ершения этапов исследования.

4. Основная часть

Проектной деятельности в учебных программам по предмету технология отводится достаточное количество времени. Проектная деятельность интегрирует многие блоки предметной области «Технология».

Исследовательская работа, посвященная определению эффективности и результативности дистанционного и очного обучения на уроках технологии сводится к исследованию поэтапного выполнения проектных работ и определению для себя важности и пользы дистанционного и очного обучения.

4.1 Этап 1

В начале исследования проведено тестирование 1, в котором выясняется, имели ли учащиеся общее представление о дистанционном обучении. В ходе исследования выяснилось, что только 10% учащихся знакомы были на момент дистанционного обучения с такой формой и знали о существовании платформ для обучения, но не по предмету технология.

Диаграмма 1. Информированность о дистанционном обучении

4.2 Этап 2.

Далее, в Тестировании 2 ученики оценивают по 5-ти бальной шкале теоретические знания и практические умения, полученные в период очного обучения и в период дистанционного обучения. В ходе исследования получены результаты.

теоретические знания

при дистанционной форме обучения:

1 балл – 10%, 2 балла – 10%, 3 балла – 20%, 4 балла – 40%, 5 баллов- 20%, т.е качество обучения -60%

.

Диаграмма 2.1 Качество теоретических знаний при дистанте

 

практические умения

при дистанционной форме обучения:

3 балла – 20%, 4 балла – 40%, 5 баллов-

4

0%, т.е качество обучения -

8

0%

.

Диаграмма 2.2 Качество практических умений при дистанте

 

теоретические знания

при очном обучении:

4 балла –

5

0%, 5 баллов-

5

0%, т.е качество обучения -

10

0%

.

Диаграмма 2.3 Качество теоретический знаний при очном обучении

 

практические умения

при

оч

ной форме обучения:

5 баллов-

10

0%, т

качество обучения -

10

0%

.

 

 

Диаграмма 2.4 Качество практический умений при очном обучении

 

4.3 Этап 3.

Проведено Тестирование 3 по оценке качества проектных работ амооценка)

В ходе исследования выяснилось:

оценка проектных работ при дистанционной форме обучения: 0 баллов-

10%

,

1 балл – 10%, 2 балла – 10%, 3 балла –

3

0%, 4 балла – 40%, 5 баллов- 0%, т.е качество обучения -

4

0%

.

Диаграмма 3.1 Оценка проектов при дистанте (практическая часть)

 

оценка проектных работ при

оч

ной форме обучения:

3 балла –

3

0%, 4 балла –

5

0%, 5 баллов-

2

0%, т

качество обучения -

7

0%

.

 

Диаграмма 3.2. Оценка проектов при очном обучении

В самом начале пути, не обладая необходимыми знаниями и умениями мы не сможем достичь успеха в любой области науки или ремесла

Мальчики

В процессе изготовления своего проекта исследователи группы мальчиков сразу определились, что целесообразно делать операции в мастерской гимназии, где имеются все необходимые для работы инструменты, приспособления и оборудование. А вот поисковую работу и презентацию лучше выполнять дома, в располагающей к спокойному размеренному обдумыванию и поиску информации.

Девочки

В процессе изучения выбранного проекта, вязанные изделия, исследователи девочек приступили к изучению материалов по теме. При дистанционном обучении достаточно много времени для выполнения проекта в домашних условиях. Касается это именно вязания, потому что есть возможность доставки пряжи и журналов на дом.

Проект включает в себя изготовление вязанных фрагментов, поэтому сначала нужно изучить виды и технологию изготовления пряжи.

Работая над проектом, можно научиться по видео-урокам изготавливать какие либо изделия по образцу, уже кем-то придуманные. Использовать готовые алгоритмы действий, выполнять по указаниям определенные операции.

Но при этом наши мысли теряют свой «полет», может исчезнуть фантазия. Легко идти по проложенной и утрамбованной дорожке, не пытаться придумывать свое решение. Используя чужие идеи теряешь творческое развитие и это приводит к нежеланию искать решения в сложных ситуациях.

 

4.4 Этап 4

Тестирование 4

Работа детей над проектами проходила по определенным алгоритмам действий, который мы вывели в процентном отношении- какие работы выполнялись и в каком соотношении использовались дистанционные ресурсы и очное выполнение, подразумевается что дистанционное - выполнялись задания, поиск информации и практические работы дома или «очное»- в мастерских гимназии.

 

Этапы выполнения проектов

Дистанци-онное

мальчики

Очное

мальчики

Дистанцион-ное

девочки

Очное

девочки

Поисковый этап

%

%

%

%

1.Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия.

50

50

60

40

2.Формулирование требований к проектируемому изделию.

50

50

50

50

3. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

20

80

70

30

Технологический этап

%

%

%

%

1.Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.

10

90

50

50

2.Подбор инструментов и материалов.

10

90

30

70

3.Организация рабочего места.

 

20

80

90

10

4.Изготовление изделий с соблюдением правил безопасной работы.

5

95

75

25

Заключительный этап

%

%

%

%

1.Окончательный контроль готового изделия.

15

85

30

70

2.Испытание изделия.

5

95

40

60

3.Анализ того что получилось, а что нет.

50

50

50

50

4.Защита проекта.

50

50

50

50

 

Работа над проектом требует особой сосредоточенности и аккуратности выполнения. Необходимо изготовить его с соблюдением всех правил безопасности и по определенным этапам.

Поисковый этап можно выполнять и удаленно, и очно, информацию находить в различных источниках (интернет, печатные издания). Заключительный этап так же одинаково удобно выполнять как удаленно, так и очно. А вот самый увлекательный, технологический этап, требует особой рабочей обстановки, которую можно создать именно в мастерской.

 

5. Итоги исследования

Исследовав различные аспекты проблемы выполнения проектов при дистанционном и очном обучении мы составили список критериев и оценили их по 5 бальной шкале – от 0 до 5. Вот что у нас получилось

Критерии оценивания

Девочки дистант

Девочки очное

Мальчики дистант

Мальчики очное

Простота восприятия материала

3

5

3

5

Быстрота освоения

3

4

3

4

Культура труда (порядок, самодисциплина, наличие спецодежды)

3

5

2

5

Разработка технологической документации (эскизы, технологические рисунки и карты)

4

5

3

5

Технология изготовления

4

5

4

5

Выбор материалов

4

5

3

5

Точность изготовления в соответствии с технологической документацией

4

5

3

5

 

На дистанционных платформах отсутствовали по началу готовые наработки по предмету технология, но учителя сами придумывали задания. Хотелось отметить, что даже самые интересные разработки с компьютерной графикой и использованием современных технологий не заменят живого общения с педагогом. Видео и аудио по всем предметам интересны, но утомляюще действуют на общее состояние, особенно жаловались обучающиеся и их родители на напряжение для глаз. Выполнять текстовые и другие задания при дистанционном обучении не так увлекательно как делать работу своими руками, видеть ощутимый результат. Изменяется настроение и появляется ощущение значимости от выполненной работы. Результат наших стараний радует глаз окружающих и может быть полезен близким.

Есть такое выражение- «глаза в глаза», суть его в том, что общаясь не с картинкой на экране, а вживую с реальным человеком мы получаем такой заряд положительной энергии, который выстраивает наше мышление в правильном направлении.

Исследование так же проводилось и среди учащихся других классов. Выяснили – (что впрочем и не открытие) многие ребята во время дистанционного обучения, например программа для организации и проведении конференций Zoom, предпочитали делать вид, что присутствуют на уроке или при опросах через образовательные платформы использовали «помощь друга»: интернет, совет родных и т.п. Выполняя практическую работу, так же прибегали к помощи старших. Получается, они выдавали результаты не своей работы и знаний, а некий суррогат. Значит они не усвоили учебный материал, не получили необходимый «багаж», так и не научились самостоятельно выполнять проекты. На очных уроках волей-неволей под «всевидящим оком» учителя даже самые ленивые вынуждены осваивать приемы обработки конструкционных и текстильных материалов.

 

6. Заключение

Для работы над проектом - изделие из древесины больше использовалось очное выполнение работ;

Для работы над проектом – изделие из пряжи больше подошло дистанционное, т.е. домашнее выполнение работ.

Так же мы сравнивали работы, выполненные в домашних условиях и в мастерской гимназии. Во время «онлайн» уроков мы получаем теоретические знания, а практическую часть заданий качественно, хотя бы в процентном отношении, для мальчиков можно выполнить именно в мастерской. В свою очередь девочки могут большую часть работы выполнять и в домашних условиях.

При дистанционном обучении урок, по предписанию Роспотребнадзора, длится 30 минут за это время очень сложно решить все возникающие вопросы у учащихся, демонстрацию записи видео-урока конечно можно посмотреть и не один раз, но обсуждение проблем с учителем непосредственно на «живом» уроке гораздо эффективнее, чем при дистанционном обучении. Негативно сказывались и технические сбои при «онлайн» конференции на весь ход выполнения практических работ. При выполнении подобных работ быстрее и легче усвоить приемы работы, находясь на уроке в мастерской.

Значит, для эффективного и результативного выполнения определенных работ, таких например, как вязание и ручная обработка древесины, необходимо и дистанционное и обязательно очное обучение. В этих случаях дистанционное выступает как вспомогательное и облегчающее взаимодействие между учителем и учеником. В совокупности этих способов подачи материала мы сможем получить умения и навыки по предмету технология. Некоторые виды работ можно выполнять и в домашних условиях, приобретая знания посмотрев видеоматериалы, текстовые инструкции и получив подробные пояснения учителя. Но работы сложной и интересной конструкции, предполагающие наличие достаточно дорогостоящего оборудования, можно выполнить только в мастерской.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×