АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОДА НА ОСНОВАНИИ ДИНАМИКИ МОТОРНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА | Екатерина Дмитриевна Жеребцова. Работа №351032
В настоящее время недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с изменением двигательной сферы (моторного статуса и физической подготовленности) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их эмоционального благополучия в процессе решения задач физического воспитания. Задачи исследования: выявить особенности организации процесса физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
УДК 37.0
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
НА ОСНОВАНИИ ДИНАМИКИ МОТОРНОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СТАТУСА
Жеребцова Е. Д.
г. Кемерово
В настоящее время недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с изменением двигательной сферы (моторного статуса и физической подготовленности) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их эмоционального благополучия в процессе решения задач физического воспитания [1]. В связи с этим, цель исследования: определить эффективность организации физического воспитания детей с нарушением опорнодвигательного аппарата на основании динамики моторного и психоэмоционального статуса в течение учебного года.
Задачи исследования: выявить особенности организации процесса физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; обосновать эффективность организации процесса физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе динамики их моторного и психоэмоционального статуса. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Исследование проводилось в течение 9 месяцев. Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100" г. Кемерово. В исследовании приняли участвовало 9 детей. С сентября по март дети занимались по Программе физической культуры с включением уроков физической культуры 3 раза в неделю по 40 минут. А также принимали участие во внеурочной деятельности (секции «Оздоровительное плавание», «ЛФК», «Танцевальный алфавит», «РИЗ-радость и здоровье») все учащиеся занимались один-два раза в неделю.
В ходе проведения педагогического эксперимента три раза был замер показателей моторного и психоэмоционального статуса обучающихся.
Результаты оказались следующими: из 9 участников эксперимента детей только 3 смогли выполнить тест на удержание равновесия, стоя на одной ноге, и в среднем смогли продержаться 9,8 сек. Отметим, что участники, которые не выполнили задания имеют осложненную форму ДЦП (спастическая диплегия тяжелой стадии), при которой отмечается недостаточно слаженная и скоординированная работа мышц, необходимая для удержания равновесия.
Несформированность реакций равновесия наблюдается практически у всех исследуемых участников эксперимента, она проявляется в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Также нарушение функции равновесия проявляется в виде неустойчивости походки: подростки ходят пошатываясь, отклоняясь в сторону и для компенсации дефекта на широко расставленных ногах. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Вместе с тем, под влиянием систематических групповых и индивидуальных занятий по АФК наблюдается улучшение осанки, походки, снижение мышечного тонуса и увеличение объема активных движений.
Так, недавние исследования показали, что дети с ДЦП могут улучшить равновесие в положении стоя в результате регулярной отработки этого навыка, у 4 участников эксперимента занимающихся двигательной активностью в объеме примерно 7-8 часов в неделю, включая, урочную и внеурочную деятельность в течение 9 месяцев произошли улучшения показателей.
Выполняя анализ результатов выполнения тестов, оценивающих двигательную подготовку изучаемых подростков заметно, что их данные практически не отличаются друг от друга, в связи с этим считались средние результаты по группе.
В целом можно сказать, что у подростков с ДЦП недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц как верхних, так и нижних конечностей. Исследуемые участники испытывают трудности при проведении таких тестовых заданий, как: проползти на четвереньках, животе, встать с правого (левого) колена. Подростки с ДЦП имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Также, проводя это исследование, отмечено, что у подростков с церебральным параличом ослаблено чувство позы, у некоторых искажено восприятие направления движения. А нарушения ощущений движений особенно выражены при ДЦП поздней резидуальной степени спастической диплегии тяжелой стадии [2].
В ходе проведения эксперимента подростки с ДЦП улучшили свои показатели моторной сферы. В целом планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию жизненно важных двигательных умений и навыков позволяет увидеть положительные результаты.
Следующим этапом работы стала оценка психоэмоционального состояния подростков на основе теста «Оценка настроения».
Данный тест проводился непосредственно после занятий двигательной активностью, так в октябре исследовала психоэмоциональную сферу после урока ЛФК, в январе после урока адаптивной физической культуры, а последнее тестирование проводилось в день после посещения подростками бассейна. Рассчитывалось на то, что двигательная деятельность меняет настроение и самочувствие детей в лучшую сторону, занятия физкультурно-оздоровительного характера положительно влияют на изменение настроения.
Отрицательное эмоциональное состояние отмечается у 1-2 испытуемых, что свидетельствует о наблюдении состояния функционального и аффективного торможения – неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, от состояния растерянности до страха, доминировании сильных отрицательных эмоций.
У 6-8 участников отмечается доминирующее положительное эмоциональное состояние, которое свидетельствует о состоянии аффективного и функционального возбуждения, о доминировании положительных эмоций у испытуемых, диапазон переживания от чувства удовлетворения до восторга.
У 1-2 испытуемых наблюдается нейтральное эмоциональное состояние, которое свидетельствует о состоянии функциональной расслабленности до функциональной напряженности и настороженности. Характеризуется отсутствием выраженных переживаний, оценивается как спокойное устойчивое состояние, оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, глее не требуется напряжение, при этом ориентировочные реакции, характеризуются повышенным вниманием, активностью.
В школе для коррекции и развития эмоциональной сферы детей с диагнозом детский церебральный паралич используется коррекционно-развивающая программа ««РИЗ-радость и здоровье»». Данная программа - это система коррекционно-развивающих занятий, цель которых коррекция и развитие эмоциональной сферы. В процессе проведения занятий решались задачи: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением; способствовать обогащению эмоциональной сферы; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); обучить навыкам саморасслабления и саморегуляции.
Таким образом, интеграция программ: общеобразовательной по предмету «Физическая культура», коррекционно-развивающей по ЛФК, внеурочной по танцам, плаванию и психоэмоциональному высвобождению, позволила получить результаты, свидетельствующие о том, что процесс организации адаптивного физического воспитания приводит к улучшению показателей моторного и психоэмоционального статуса обучающихся.
Исследование показало, что при коррекционно-педагогической работе необходимо учитывать индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния подростков, особенно их психоэмоциональное состояние (желание заниматься, положительное настроение).
Нужно отметить, что решение проблемы реабилитации детей с ДЦП без двигательной активности невозможно. Приобретение двигательных навыков и повышение двигательной активности происходит главным образом посредством систематического выполнения физических упражнений. Комплекс статических и динамических физических упражнений, упражнений на тренажерах позволяет отрабатывать сбалансированные по силе и координации движения, в том числе улучшать опороспособность, нормализовать положение центра тяжести и активно формировать у занимающихся оптимальный двигательный стереотип [3]. В процессе коррекционно-педагогической работы оказывается воздействие на опорно-двигательный и нервно-рецепторный аппарат, что проявляется восстановлением статического и динамического стереотипов, мышечного тонуса, увеличением объема движений.
Работа по организации адаптивного физического воспитания в исследуемом нами учреждении поставлена на высоком уровне. В режиме дня у подростков имеется возможность заниматься в первую половину дня уроками АФК и ЛФК, а во вторую половину приходить на внеурочные занятия: плавание, танцевальная студия и программу «РИЗ».
Все это, прежде всего, увеличивает двигательную активность в недельном цикле, что в первую очередь положительно сказывается на формировании прочной базы двигательных умений и навыков, а во втору позволяет подросткам снять психоэмоциональное напряжение, связанное с основным диагнозом.
Литература и источники
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорнодвигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : методическое
пособие / под ред. А.А. Потапчук ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -
СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.
2. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорнодвигательного аппарата / Г.Н. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.
3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. / И.Ю. Левченко О.Г. Приходько — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.