АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ДИНАМИКУ | Мартынова Валерия Евгеньевна. Работа №284821
Автор: Мартынова Валерия Евгеньевна
Государственный долг играет главную роль в экономике каждой страны и оказывает существенное влияние на состояние государственных и муниципальных финансов, инвестиционного климата в стране, системы денежного обращения.
Анализ государственного долга, как внутреннего, так и внешнего является особо актуальным на сегодняшний день.
В данной статье подробно разобран стуктурно-динамический анализ государственного долга РФ, а так же факторы, влияющие на его динамику начиная с 2007 года до первой половины 2021 года.
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Департамент общественных финансов
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ДИНАМИКУ
Научная статья по дисциплине:
Учебно-научный семинар
Выполнила студентки группы ГМФ19-3ву
Мартынова Валерия Евгеньевна и
Научный руководитель:
Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна,
Доцент к/н Департамента общественных финансов
Москва 2021
Аннотация: Проблема государственного долга считается одной из ключевых проблем российской экономики, которая оказывает непосредственное влияние на финансовый рост государства в целом, а также на направление экономической и политической деятельности. В данной статье мы рассмотрим структуру государственного долга, динамику, а так же определим факторы влияющие на величину государственного долга.
Ключевые слова: государственный долг, динамика, внутренний государственный долг, факторы влияющие на государственный долг
Государственный долг играет главную роль в экономике каждой страны и оказывает существенное влияние на состояние государственных и муниципальных финансов, инвестиционного климата в стране, системы денежного обращения.
Анализ государственного долга, как внутреннего, так и внешнего является особо актуальным на сегодняшний день.
Государственный долг в России за 2007-2021 года значительно вырос, так, в 2007 году он составил 2,433 трлн. руб, а в 2021 году он вырос до 18,97 трлн. руб.
Увеличение государственного долга в РФ связано с увеличением государственных расходов на содержание армии, невысоким ростом ВВП.
Динамика государственного долга РФ за указанный период составлена на основании данных, представленных на официальном сайте Министерства Финансов РФ, и наглядно изображена на рисунке 1.1
Рисунок 1. Динамика государственного долга в РФ на 1 января 2007-2021 гг.
Динамика внутреннего валового продукта в России имеет стремительную динамику роста за период 2007-2008 гг., но в 2009 г. данный показатель упал на 6%.
Внутренний валовой продукт России на протяжении 2007-2020 годов имеет невысокую динамику (в пределах увеличения до 8% ежегодно), но в 2011 году темп роста данного показателя достиг отметки в 130,07%.
Динамика ВВП России представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика ВВП в России на 1 января 2007-2020 гг.
Снижение ВВП в 2020 году на 3,1% связано с введенными ограничительными мерами, направленными на борьбу с коронавирусной инфекцией, и падением мирового спроса на энергоресурсы.
Государственный долг в каждой стране, как правило, образуется за счет внутреннего и внешнего долга.
Внутренний долг в России связан с выпуском и размещением государственных ценных бумаг (акции, облигации), получением государственных гарантий, бюджетных кредитов, а также кредитов, которые выдаются различными кредитными организациями.
А внешний долг зачастую образуется за счет выдачи иностранными банками кредитов.
В Российской Федерации за период с 2007 по 2021 года наблюдается значительное увеличение внутреннего долга, по сравнению с внешним долгом.
Рисунок 3. Динамика внутреннего и внешнего долга в России на 01.01 2007-2021 гг.
Данные внешнего государственного долга переведены с доллара США в Российский рубль в соответствии с курсом валют с 2007 по 2021 гг.
Так, по данным рисунка 3 мы видим, что внешний долг в России имеет малое значение, по сравнению с внутренним долгом. Однако наибольшее значение внешнего долга приходится на 2016 год, которое составило 3646 млрд. руб. Дальше динамика начала падать и в 2021 году побила рекорд в 4189 млрд.руб
Особенность структуры государственного долга объясняется малым объемом внешнего долга по сравнению внутренним, как и было сказано ранее.
Рассмотрим структуру государственного долга РФ по годам.
Структурный анализ государственного долга за 2007-2011 года показал, что основная доля государственного долга (56,27%) приходится на внешний долг, а внутренний долг занимает 43,73%.
Основная доля внутреннего долга приходится на выпуск государственных ценных бумаг, но в динамике 2007-2011 гг. данный пункт постепенно повышается, а к 2011 году снижается до 13,85%. Кредиты, выданные кредитными организациями, занимают примерно 10%, а бюджетные кредиты в динамике 2007-2011 гг. увеличиваются с 3,8% до 11,57%.
Структурный анализ государственного долга за 2007-2011 гг. представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Структурный анализ государственного долга РФ за 2007-2011 гг.
Показатель
Год
2007
2008
2009
2010
2011
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
Внутренний долг
1064880
43,75
1301150
54,14
1499820
56,83
2094730
64,86
2940390
70,80
Государственные ценные бумаги
168,5
0,0158
190,9
0,0147
268,9
0,0179
377,8
0,0180
407,2
0,0138
Кредиты
108,5
0,0102
139,8
0,0107
167,6
0,0112
216,9
0,0104
232,7
0,0079
Государственные гарантии
73,8
0,0069
97,7
0,0075
123,3
0,0082
120,1
0,0057
115,8
0,0039
Бюджетные кредиты
40,4
0,0038
29,8
0,0023
41,1
0,0027
175,8
0,0084
340,1
0,0116
Иное
0,83
0,0001
0,44
0,0000
0,43
0,0000
0,26
0,0000
0,19
0,0000
Внешний долг
1369220
56,25
1102120
45,86
1139300
43,17
1134960
35,14
1212680
29,20
Государственный долг
2434100
100,00
2403270
100,00
2639120
100,00
3229690
100,00
4153070
100,00
Структурный анализ государственного долга РФ за 2012-2016 гг. (таблица 2) показал, что доля внутреннего долга находится на уровне более 98% от общего государственного долга.
Внутренний долг в динамике 2012-2016 гг. растет с 4 190 550 до 7 307 610 млн. руб, а внешний долг увеличивается практически вдвое - с 1 152 650 до 3 646 640 млн. руб.
Основная доля внутреннего долга приходится на кредиты, выданные кредитными организациями, бюджетные кредиты, государственные ценные бумаги и государственные гарантии. Доля государственных ценных бумаг в динамике уменьшается с 8 до 5%, доля кредитов растет, а государственные гарантии уменьшаются с 2,6 до 1,1%.
Таблица 2.
Структурный анализ государственного долга РФ за 2012-2016 гг.
Показатель
Год
2012
2013
2014
2015
2016
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
Внутренний долг
4190550
78,43
4977900
76,35
5722240
75,84
7241170
70,32
7307610
66,71
Государственные ценные бумаги
343,9
0,0082
375,4
0,0075
450,7
0,0079
442,1
0,0061
432,8
0,0059
Кредиты
299,9
0,0072
438,2
0,0088
691,5
0,0121
888,1
0,0123
965,4
0,0132
Государственные гарантии
108,5
0,0026
111,5
0,0022
124,2
0,0022
111,3
0,0015
808,7
0,0111
Бюджетные кредиты
419,4
0,0100
426,2
0,0086
470,9
0,0082
647,5
0,0089
103
0,0014
Иное
0,086
0,0000
0,085
0,0000
0,085
0,0000
0,56
0,0000
8,7
0,0001
Внешний долг
1152650
21,57
1541990
23,65
1822610
24,16
3056790
29,68
3646640
33,29
Государственный долг
5343200
100
6519890
100
7544850
100
10297960
100
10954250
100
Структурный анализ государственного долга за 2017-2021 гг. показал, что самый высокий уровень внутреннего и внешнего госдолга пришелся на 2021 год (14 трлн.790 млрд. рублей и 4 трлн.188 млрд. рублей соответственно).
Доля бюджетного кредита составляет 3%, доля кредитов, выданных кредитными организациями, в динамике падает с 10 до 3,8%, доля ценных бумаг падает до 5,2%, а государственные гарантии падают с 12 до 7% внутреннего государственного долга.
Таблица 3.
Структурный анализ государственного долга РФ за 2017-2021 гг.
Показатель
Год
2017
2018
2019
2020
2021
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
млн.руб
%
Внутренний долг
8003460
72,04
8689630
75,17
9169630
72,86
10171930
74,97
14790470
77,93
Государственные ценные бумаги
457,49
0,0057
548,52
0,0063
551,36
0,0060
588,53
0,0058
769,88
0,0052
Кредиты
808,51
0,0101
666,96
0,0077
636,02
0,0069
575,77
0,0057
568,13
0,0038
Государственные гарантии
990,49
0,0124
1010,33
0,0116
939,98
0,0103
886,19
0,0087
1102,90
0,0075
Бюджетные кредиты
88,30
0,0011
81,54
0,0009
71,50
0,0008
55,36
0,0005
48,41
0,0003
Иное
8,40
0,0001
8,05
0,0001
7,45
0,0001
7,13
0,0001
6,73
0,0000
Внешний долг
3106300
27,96
2870050
24,83
3414900
27,14
3395400
25,03
4188900
22,07
Государственный долг
11109760
100,00
11559680
100,00
12584530
100,00
13567330
100,00
18979370
100,00
Особенность структуры государственного долга объясняется малым объемом внешнего долга по сравнению внутренним, как и было сказано ранее.
Наименьший объем внешнего долга в структуре государственного долга РФ характеризуют нашу страну только с положительной стороны, т.к. управление внешним государственным долгом имеет свою специфику.
Таким образом, чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны и влечет за собой ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на этапе привлечения внешних займов (их использования и погашения), а также путем установления лимитов на сумму внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год [1], согласно статье 6 бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными факторами, которые влияют на величину государственного долга, внутреннего, так и внешнего, можно назвать следующие.
На увеличение внешнего долга оказывают влияние:
1) рост кризисных экономических явлений, прогрессирование бюджетного дефицита, нехватка внутренних ресурсов;
2) неблагоприятные условия внешней торговли, которые способствуют снижению государственных доходов;
3) тяжелая политическая обстановка в мире.
Именно в перечисленных условиях обеспеченность внешнего долга уменьшается.
Таким образом, негативное влияние государственного долга на национальную экономику в основном обусловлено неэффективностью денежно-кредитной политики и различными политическими факторами в стране, которые практически вышли из-под контроля.
Основными факторами, которые оказывают влияние на величину внутреннего долга, является высокая доля государственных расходов в структуре ВВП, неточный финансовый учет дефицита бюджета, что может привести к его занижению, и высокая доходность государственных ценных бумаг.
Структурно-динамический анализ государственного долга Российской Федерации за 2007-2021 гг. позволяет выявить основные факторы, которые влияют на динамику государственного долга в этот период времени.
В ходе проведения данного анализа было выявлено то, что основная доля государственного долга РФ - это внутренний долг, а не внешний. Так, на внутренний долг приходится большая часть всего государственного долга, чем на внешний.
Проблема государственного долга считается одной из ключевых проблем российской экономики, которая оказывает непосредственное влияние на темпы финансового роста государства в целом, а также на направление экономической и экономической политики.
Предпосылки возникновения государственного долга: внешние и внутренние займы для финансирования дефицита бюджета; конвертация в капитал в размере % от ранее взятых займов; недостаточное финансирование обязательств, взятых страной на реализацию. Теория государственного долга неразрывно связана с понятием государственного бюджета и применяет несколько ключевых определений бюджета, которые считаются основополагающими при анализе государственного долга. Важной проблемой экономической политики стран является поиск рационального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как негативное, так и положительное влияние на формирование финансов. Внешний долг позволяет государству осуществлять более высокие общие расходы, чем генерируемые государственные доходы, и субсидировать капитальные вложения, которые никоим образом не поддерживают внутренние доходы. В связи с этим государственные кредиты оказывают положительное влияние на макроэкономическое формирование.
Негативное влияние государственных заимствований отражается в наличии (увеличении) дефицита бюджета, в частности, в суммах, которые считаются чрезмерными для формирования определенной экономики. Для учета текущей финансовой ситуации чаще используются условные значения, в частности отношение государственного долга к ВВП.
Список использованных источников
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
.
БК РФ Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
.
Гужина, Г.Н.
Управление государственным и муниципальным долгом в Российской Федерации : монография / Гужина Г.Н. — Москва : Русайнс, 2019. — 161 с.
Солдаткин, С.Н.
Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика : учебное пособие / Солдаткин С.Н. — Москва : КноРус, 2019. — 255 с.
Куцури Г.Н. Современные институциональные модели управления государственным долгом
[Текст]/
Куцури Г.Н., Арчинов А.О.
// ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.-2015 г.- № 12-4 (65).- С. 168-172.
Официальный сайт Министерства Финансов РФ. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. // [Электронный ресурс] // URL:
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt
Официальный сайт Министерства Финансов РФ. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. // [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt