АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА «БАЛА-СИТИ» К ИННОВАЦИОННЫМ | Исламова Виктория Сергеевна . Работа №349296
В статье проводится анализ готовности педагогов дошкольной образовательной организации к применению инновационных форм методической работы в организации образовательного процесса. В рамках анализа проводится диагностика контрольной и экспериментальной групп педагогов, делаются выводы о наличии или отсутствии между ними. В целях повышения готовности педагогов к инновациям и повышения их потребности в саморазвитии, предлагается комплекс инновационных форм методической работы. В заключении делается вывод о том, что инновационные формы методической работы направлены на организацию интерактивного взаимодействия педагогов с методической службой детского сада.
Исламова Виктория Сергеевна
магистрант 2 курса Института психологии и образования
Казанского федерального университета;
e-mail автора: ulyancko.vika@yandex.ru
научный руководитель: Гарифуллина Альмира Маратовна,
г. Казань, Казанский федеральный университет, доцент кафедры, кандидат пед. наук,
e-mail: alm.garifulliba@yandex.ru
Аннотация
В статье проводится анализ готовности педагогов дошкольной образовательной организации к применению инновационных форм методической работы в организации образовательного процесса. В рамках анализа проводится диагностика контрольной и экспериментальной групп педагогов, делаются выводы о наличии или отсутствии между ними. В целях повышения готовности педагогов к инновациям и повышения их потребности в саморазвитии, предлагается комплекс инновационных форм методической работы. В заключении делается вывод о том, что инновационные формы методической работы направлены на организацию интерактивного взаимодействия педагогов с методической службой детского сада.
Ключевые слова: методическая работа, инновационные формы, интерактивное взаимодействие, готовность к творческо-инновационной деятельности, потребности в саморазвитии.
Экспериментальное исследование инновационных форм методической работы в дошкольной образовательной организации было проведено на базе некоммерческой автономной Общеобразовательной организации Бала-Сити (детский сад). В исследовании приняли участие 40 педагогов.
Целью конструирующего этапа исследования является выявление уровней компетентности педагогов и оценка эффективности применения ими инновационных форм методической работы с детьми дошкольного возраста. Для экспериментального исследования уровня компетентности педагоги были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 20 человек).
В рамках настоящего экспериментального исследования принимается гипотеза о том, педагоги контрольной и экспериментальной групп имеют незначительные различия по уровням компетенции в применении инновационных форм методической работы в дошкольной образовательной организации. В результате реализации комплексной образовательной программы по повышению компетенций у педагогов произойдут качественные изменения в профессиональных умениях и навыках педагогов в сфере применения инновационных форм методической работы.
В рамках настоящего экспериментального исследования нами проведено исследование форм методической работы, применяемых в некоммерческой автономной Общеобразовательной организации Бала-Сити (детский сад).
Некоммерческая автономная Общеобразовательная организация Бала-Сити начала свою работу в 2012 г. В настоящее время в состав организации входит 5 детских садов. В детском саду Бала-Сити функционируют группы полного дня (с 7:30 до 19:00), Мини-сад в кампусе Грин Сити, в который дошкольники могут посещать 3 раза в неделю (занятия длятся по 3 часа).
Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация Бала Сити имеет основную цель деятельности – развитие в ребенке его творческого потенциала, формирование всесторонне развитой личности, способной к самореализации в будущем. В состав общеобразовательной организации входят мультилингвальные детские сады, основной особенностью которых является создание уникальной языковой среды с помощью педагогов-носителей языка. В образовательную программу детского сада Бала-Сити включены уроки русского, татарского, английского, китайского и других языков. Обучение осуществляется педагогами-носителями языков с помощью русскоязычных ассистентов. В детском саду Бала-Сити проводятся занятии по подготовке к школе, креативному рисованию, изучаются основные приемы скетчинга. В детском саду с детьми проводят занятия логопеды, с родителями ведут консультации детские психологи, осуществляется нейродиагностика.
Методом наблюдения установлено, что в детском саду Бала-Сити применяются традиционные и инновационные формы методической работы с педагогами. К традиционным формам методической работы в ДОО относятся: педагогический совет, методические объединения педагогов и семинары. Следует отметить, что в детском саду Бала-Сити традиционные формы методической работы могут быть организованы в виде тематических состязаний команд педагогов. Методические объединения могут проводиться в форме тренингов, решения комплексных практических задач или проведения деловых игр. Таким образом, в традиционные формы методической работы вносятся интерактивные методы методического сопровождения педагогического процесса.
В рамках оценки эффективности методической работы в детском саду Бала-Сити нами были использованы следующие методики:
Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С.Ю.Степанов).
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин).
Диагностическая карта Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности (авторская методика).
Различия между контрольной и экспериментальной группами педагогов были оценены посредством определения критерия Манна-Уитни (U-критерий). Результаты диагностики педагогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики педагогов детского сада Бала-Сити
Уровень
Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий
Uкр
Uэксп
Количество
%
Количество
%
Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности
Высокий уровень
5
25
4
20
138
142
Средний уровень
11
55
12
60
139
Низкий уровень
4
20
4
20
139
Реализация потребностей в саморазвитии
Высокий уровень
4
20
3
15
114
132
Средний уровень
10
50
11
55
149
Низкий уровень
6
30
6
30
129
Готовность педагога к участию в инновационной деятельности
Высокий уровень
3
15
4
20
127
133
Средний уровень
11
55
11
55
129
Низкий уровень
6
30
5
25
132
Согласно полученным результатам, большинство педагогов в контрольной и экспериментальной группе имеют средний уровень готовности к творческо-инновационной деятельности в учебном процессе, реализации потребностей в саморазвитии. Так как все критические значения критерия Манна-Уитни меньше эмпирически полученных значений, различия между двумя группами можно считать незначительными.
Вусловиях непрерывной модернизации дошкольного образования вРоссии, принятия новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, важнейшей задачей методической службы ДОО является обеспечение реализации новых, приоритетных направлений образовательной политики, оказание помощи педагогам вдостижении высокого уровня профессионализма, научно-методическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной образовательной организации [3].
Методическая работа направлена на повышение готовности педагогов ДОО к саморазвитию и самореализации, инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, внедрение современных образовательных технологий [1]. В данном аспекте необходимо внедрять инновационные формы методической работы, предполагающие реализацию интерактивного взаимодействия педагогов друг с другом и методической службой детского сада.
В целях повышения готовности педагогов детского сада Бала-Сити к творческо-инновационной деятельности и реализации потребностей в саморазвитии нами были применены следующие инновационные формы методической работы во взаимодействии с педагогами экспериментальной группы:
–методический мост, круглый стол – формы дискуссий между педагогами, методическими работниками, руководителями дошкольных образовательных организаций;
–эстафета педагогического мастерства, Дебаты Карла Поппера, которые проводятся в форме соревнования между группами педагогов, позволяют развивать навыки командной работы и творческие способности педагогов ДОО. Формат методического объединения Дебаты Карла Поппера представляет собой форму ведения педагогической дискуссии на основе принципов разработанных Институтом Открытое общество. В дебатах участвуют две команды по 3 человека (спикеры). Одна из команд поддерживает заявленную тему (методическую разработку, формат занятий в ДОО, внедрение дополнительных образовательных методик и др.), другая команда ее отрицает. После каждого выступления противники задают спикерам вопросы (раунд перекрестных вопросов). В конце дебатов проводится анализ дебатов [2];
–деловые ролевые игры как метод взаимодействия, направленный на получение и развитие новых методических навыков и приемов в организации воспитательно-образовательного процесса [4].
Безусловно, развитие информационного общества и телекоммуникационных технологий создают новые возможности для реализации инновационных форм методической работы в ДОО. Нами были организованы и осуществлены инновационные формы методической работы с применением телекоммуникационных технологий. К таким формам можно отнести:
–дистанционные мастер-классы;
–коучинг-сессии;
–интерактивный симпозиум;
–педагогический ринг.
Дистанционные мастер-классы представляют собой игровое моделирование, имитацию деятельности педагога в рамках проведения с ним методической работы. В данном случае разработка рабочих воспитательно-образовательных программ включает создание визуальной модели, которая помогает воспитателю детского сада воспринимать цели, задачи и результаты профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования и развития информационного общества. Визуальная модель может сдержать такие алгоритмы профессиональной деятельности, как разработка рабочих программ, планов занятий. В процессе такой работы создается непрерывно пополняющийся банк данных, разрабатываемый всем педагогическим коллективом. Результатом работы в этом случае является повышение информационной компетентности каждого педагога, формирование нового компонента корпоративной культуры педагогического коллектива – повышение профессиональной компетентности в дистанционном режиме.
Дистанционная коучинг-сессия организуется в рамках общения и консультирования методическими работниками каждого педагога с помощью современных телекоммуникационных технологий. В процессе коучинг-сессии осуществляется стимулирование каждого члена педагогического коллектива к самообразованию и самообучению, а не демонстрация методической информации в готовом виде. Руководителем методического отдела детского сада был обеспечен доступ педагогов к электронным библиотекам и образовательным ресурсам для изучения ими новых технологий обучения и воспитания дошкольников в дистанционном режиме [5].
Интерактивный симпозиум можно охарактеризовать как выступление с докладами и обсуждение педагогами методических аспектов воспитательно-образовательного процесса в онлайн-режиме [6]. В процессе обсуждения могут быть найдены компромиссы по наиболее спорным вопросам. Позиция педагога должна быть аргументирована, изложена в форме лаконичных обоснованных тезисов, выступающих должен быть готов ответить на вопросы коллег.
Педагогический ринг представляет собой форму определения уровня компетентности педагогов. Педагогический ринг проводится посредством организации командной работы, проведения блиц-опроса, что позволяет развивать у воспитателей и педагогов навыки работы в команде и аргументации собственной позиции [2].
После апробации инновационных форм методической работы в детском саду Бала-Сити с экспериментальной группой педагогов, была проведена повторная диагностика, результаты которой представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики педагогов детского сада Бала-Сити после внедрения инновационных форм методической работы в образовательный процесс
Уровень
Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий
Uкр
Uэксп
Количество
%
Количество
%
Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности
Высокий уровень
14
70
4
20
138
112
Средний уровень
5
25
12
60
109
Низкий уровень
1
5
4
20
98
Реализация потребностей в саморазвитии
Высокий уровень
12
60
3
15
114
89
Средний уровень
6
30
11
55
79
Низкий уровень
2
10
6
30
109
Готовность педагога к участию в инновационной деятельности
Высокий уровень
11
55
4
20
127
133
Средний уровень
8
40
11
55
129
Низкий уровень
1
5
5
25
132
Согласно данным таблицы, большинство педагогов экспериментальной группы после применения инновационных форм методической работы, осуществления интерактивного взаимодействия друг с другом повысили уровень своей готовности к участию в творческо-инновационной деятельности, реализовали свои потребности в саморазвитии, что определяет целесообразность дальнейшего применения инноваций в работе методической службы детского сада Бала-Сити. Все критические значения критерия Манна-Уитни больше эмпирически полученных значений. Следовательно различия между экспериментальной и контрольной группами после применения инновационных форм методической работы можно считать существенными.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что инновационные формы методической работы позволяют педагогу активно взаимодействовать с руководителем и методической службой ДОО в форме конструктивного диалога, излагать собственную точку зрения и отстаивать ее в рамках интерактивного взаимодействия, что повышает заинтересованность сотрудников дошкольной образовательной организации в обеспечении положительных результатов реализуемых ими педагогических разработок. Педагог становится не только исполнителем, но и активным участником методической работы. Участвуя в инновационных формах методической работы (круглые столы, дебаты, симпозиумы, брифинги, мастер-классы, коучинг-сессии и др.), педагоги развивают собственный творческий потенциал, способствующий росту их компетентности и педагогического мастерства.
Литература
Алферьева-ТермсикосВ.Б. Инновационные формы организации методической деятельности педагогов дошкольного и начального образования / В.Б. Алферьева-Термикос // Эпоха науки. – 2023. – № 34. – С. 117-121.
Андреева Н.А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Н.А.Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – №3 (35). – С. 77-84.
Гавриленко Ю.А. Модель организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации / Ю.А. Гавриленко, Т.В.Борисенко // Журнал 1 сентября. – 2020. – № 7. – С. 34-41.
Голикова В.С. Нетрадиционные формы организации работы методических объединений учителей как средство повышения эффективности образовательного процесса / В.С.Голикова // Наука и перспективы. – 2018. – № 3. – С. 24-29.
Елшина Е.С. Педагогические дебаты / Е.С.Елшина – Воспитатель года России – 2023 [Электронный ресурс]. – URL:https://vospitatel-goda.ru/uploads/vg2023/prez-elsnina-2407.pdf. (дата обращения: 08.09.2024).
Остапюк О.В. Эффективные формы и методы методической работы в дошкольном образовании / О.В. Остапюк // Современное образование Витебщины. – 2021. – № 1(31). – С. 36-42.
ANALYSIS OF THE READINESS OF TEACHERS OF THE KINDERGARTEN "BALA CITY" FOR INNOVATIVE FORMS OF METHODOLOGICAL WORK
Islamova Victoria Sergeevna 2nd year undergraduate student at the Institute of Psychology and Education Kazan Federal University
Annotation. The article analyzes the readiness of teachers of preschool educational organizations to apply innovative forms of methodological work in the organization of the educational process. As part of the analysis, diagnostics of the control and experimental groups of teachers is carried out, conclusions are drawn about the presence or absence between them. In order to increase teachers' readiness for innovation and increase their need for self-development, a set of innovative forms of methodological work is proposed. In conclusion, it is concluded that innovative forms of methodological work are aimed at organizing interactive interaction between teachers and the methodical service of the kindergarten.
Keywords: methodical work, innovative forms, interactive interaction, readiness for creative and innovative activities, needs for self-development.
References:
Alferyeva-Termikos V.B. Innovative forms of organization of methodological activities of teachers of preschool and primary education / V.B. Alferyeva-Termikos // Epoch of science. – 2023. – No. 34. – pp. 117-121.
Andreeva N.A. Approaches to the organization of methodological work in a preschool educational institution / N.A. Andreeva // Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. – 2017. – №3 (35). – Pp. 77-84.
Gavrilenko Yu.A. Model of the organization of methodical activity in a preschool educational organization / Yu.A. Gavrilenko, T.V. Borisenko // Journal "September 1". - 2020. – No. 7. – pp. 34-41.
Golikova V.S. Non-traditional forms of organizing the work of methodical associations of teachers as a means of improving the effectiveness of the educational process / V.S. Golikova // Science and prospects. - 2018. – No. 3. – pp. 24-29.
Elshina E.S. Pedagogical debates / E.S. Elshina – Educator of the year of Russia – 2023 [Electronic resource]. – URL: https://vospitatel-goda.ru/uploads/vg2023/prez-elsnina-2407.pdf. (date of application: 09/08/2024).
Ostapyuk O.V. Effective forms and methods of methodical work in preschool education / O.V. Ostapyuk // Modern education of Vitebsk region. – 2021. – № 1(31). – Pp. 36-42.
6