Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Анализ и самоанализ современного урока | Алексеева Наталия Николаевна. Работа №292615

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алексеева Наталия Николаевна
Аннотация В статье пойдет речь о понятиях «анализ» и «самоанализ» урока по требованиям ФГОС, какие критерии необходимо учитывать при проведении современного урока. Основная цель анализа и самоанализа - повысить эффективность и результативность учебного занятия.

Ключевые слова: анализ, самоанализ, эффективность и результативность учебного занятия, соответствие требованиям ФГОС, совершенствовании педагогического мастерства.

Урок, разработанный в соответствии с ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотивация учения,  системно-деятельностный подход, современные средства обучения,  выбор оптимальных средств обучения,  создание условий для саморазвития,  анализ каждого учебного занятия. В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Эти критерии и приходится учитывать при анализе урока. Но не следует забывать, что основная цель анализа - повысить эффективность и результативность учебного занятия. Что же следует учитывать при его анализе? Существует несколько типов анализа урока: краткий (оценочный),  структурный (поэтапный),  системный,  полный, структурно- временной,  комбинированный, психологический, дидактический,  аспектный,  комплексный.

Направление: «Современное образование: от оценки качества – к использованию результатов в практической деятельности учителя»

Анализ и самоанализ урока по ФГОС

Н.Н.Алексеева, учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Чебоксары

 

Аннотация В статье пойдет речь о понятиях «анализ» и «самоанализ» урока по требованиям ФГОС, какие критерии необходимо учитывать при проведении современного урока. Основная цель анализа и самоанализа - повысить эффективность и результативность учебного занятия.

Ключевые слова: анализ, самоанализ, эффективность и результативность учебного занятия, соответствие требованиям ФГОС, совершенствовании педагогического мастерства.

Урок, разработанный в соответствии с ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотивация учения,  системно-деятельностный подход, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия. В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Эти критерии и приходится учитывать при анализе урока. Но не следует забывать, что основная цель анализа - повысить эффективность и результативность учебного занятия. Что же следует учитывать при его анализе? Существует несколько типов анализа урока: краткий (оценочный), структурный (поэтапный), системный, полный, структурно- временной, комбинированный, психологический, дидактический, аспектный, комплексный.

Основными типами являются краткий, комплексный и аспектный. Но, каким бы ни был анализ урока, основные пункты, которые принимает во внимание эксперт - цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты. Для того чтобы урок, проводимый по требованиям ФГОС, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены:

1. Определить место урока в теме и в общем курсе.

2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для обучающихся и для учителя, достигнутых на уроке, и определить причины успеха или неудачи.

3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

5. Подумать насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса?

6. Оценить степень активности учащихся на уроке, как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку?

7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всём его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?

8. Определить, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

9. Оценить, как был организован на уроке контроль над деятельностью учащихся, как контролировалась домашняя работа учащихся? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

10. Как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и чётким?
11. Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень добро-желательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

12. Настроение учителя во время урока.

Наряду с анализом урока, который проводят педагоги, эксперты, посетившие урок, учителю необходимо проводить и самоанализ, способствующий совершенствованию мастерства учителя, повышению эффективности и результативности занятия.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

План самоанализа урока

1. Характеристика класса.

2. Место урока в изучаемой теме.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока.

5. Как был построен урок в соответствии с планом.

6. Структурный аспект самоанализа урока.

7. Функциональный аспект.

8. Аспект оценки конечного результата урока.

Системный подход к педагогическому самоанализу урока.

I . Краткая общая характеристика класса.

II. Анализ эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок,  исходя из его замысла?

IV. Оценка целостности урока.

Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, так как учитель должен уметь осмыслить свои собственные действия, оглянуться назад и восстановить ход своего урока.

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом, почему именно так решил провести урок, что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

Цель анализа и самоанализа урока заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства.

 

Список литературы:

1) Илюхина В. Как провести анализ урока

2) Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. – 371с.

Интернет- ресурсы:

1) https://proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/409306

2)https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/ library/2016/01/15/ samoanaliz-uroka-po-fgos

3) http://odiplom.ru/lab/samoanaliz-uroka.html

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×