Анализ лирического произведения (А.С. Пушкин "Элегия") | Бримжанова Айна Сирикбаевна. Работа №278477
Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Одной из самых сложных задач для учащихся является анализ лирического произведения. Анализ стихотворения должен представлять собой оригинальный авторский текст, композицию которого определяет сам автор (в нашем случае – учащийся). Безусловно, куда более продуктивным будет не «давать», не рекомендовать и не утверждать единый для всех шаблон, а вдохновлять (мотивировать) учащихся на создание индивидуального плана работы с лирическим произведением, что, несомненно, не может быть осуществлено без творческого вмешательства учителя.
Бримжанова Айна Сирикбаева,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36
г. Магнитогорск, Челябинской области
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Наверное, каждый педагог скажет, что одной из самых сложных тем в изучении литературы на современном этапе является изучение лирических произведений, предполагающее, как минимум, восприятие, интерпретацию, оценку и анализ лирического текста. Если изучение эпоса и драмы еще может вызвать школьников на создание устного речевого высказывания хотя бы на уровне обсуждения сюжета, композиции и героев (персонажей), то с говорением на предмет лирического текста возникает куда больше проблем, поскольку эти литературоведческие категории в нем не представлены или получают своеобразное выражение: мотив, строфа, лирический герой, лирический субъект и т.д.
Одной из самых сложных задач для учащихся является анализ лирического произведения.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.
5. Композиция лирического произведения.
6. Поэтическая лексика.
7. Стилистические фигуры.
8. Поэтическая фонетика.
9. Образ лирического героя, авторское «я».
10. Литературное направление.
11. Жанр.
Анализ стихотворения должен представлять собой оригинальный авторский текст, композицию которого определяет сам автор (в нашем случае – учащийся). Безусловно, куда более продуктивным будет не «давать», не рекомендовать и не утверждать единый для всех шаблон, а вдохновлять (мотивировать) учащихся на создание индивидуального плана работы с лирическим произведением, что, несомненно, не может быть осуществлено без творческого вмешательства учителя.
Теперь попробуем реализовать этот план анализа для решения конкретной задачи: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» (1830).
А.С. Пушкин
Элегия
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1. А.С. Пушкин «Элегия».
2. Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведение юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября. По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень». Именно в этот период он пишет стихотворение «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака. По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.
3. Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Основная тема стихотворения «Элегия» – подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.
Еще одна тема – одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам
4. Эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный) использует для передачи более яркой картины
Антитеза – противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость. Благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.
Сравнения (как смутное похмелье). С их помощью Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.
Звукопись «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» - например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
Метафора («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный»)
Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.
Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.
Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.
5. Композиционно это очень интересное стихотворение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть.
Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.
Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.
Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.
В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.
6. Поэтизмы, высокая лексика: «сулит», «други», «ведаю», «треволненья».
7. Риторическое обращение («о други»).
8. Ассонансы:
сУлит мне трУд и горе грядУщего волнУемое море
Аллитерации:
Над вымыСлом СлеЗами обольюСь
9. Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.
Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.
Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.
10. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.
Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.
Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.
11. Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости. Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.
Конечно, не стоит забывать о том, что любой анализ («разложение») не имеет никакого смысла, если не ведет к синтезу: формулированию выводов, имеющих ценностно-личностную значимость для учащегося.